Роман Теккерея "Ярмарка тщеславия" я читала дважды: один раз лет 15 назад, второй - вот буквально недавно закончила, и как же он мне понравился в этот раз!
Конечно же, я пересмотрела и фильм, именно экранизацию 2004 года, так как она мне нравится больше всего, несмотря на то, что есть и новый сериал, все-таки Риз Уизерспун попала в образ просто в десятку!
Режиссер - американка индийского происхождения Мира Наир и сценарист Джулиан Феллоуз очень талантливо, на мой взгляд, уложили такое фундаментальное произведение в формат художественного фильма, браво!
О чем роман / кино (без спойлеров)
Фильм - повествование судеб двух девушек - подруг Ребекки Шарп (Риз Уизерспун), бедной девушки, сироты из простой семьи, а точнее - она дочь художника и французской оперной танцовщицы, и Эмилии Сэдли (Ромола Гараи) - дочери богатого коммерсанта. Они закончили пансион и "выходят" в новую жизнь. Все события происходят в невероятно красивую, но неспокойную эпоху наполеоновских войн, когда в один миг рушились целые состояния, и в то же время случай мог помочь разбогатеть.
Оригинальный рисунок самого Теккерея из романа - слева Ребекка, справа Эмилия; посередине кинообраз Эмилии, справа - Ребекки
Ребекка очень предприимчива, амбициозна и стремится удачно выйти замуж и блистать в высшем обществе, впрочем, у нее для этого есть все данные, кроме связей и богатства: она прекрасно поет,
танцует, играет на пианино, игрива, весела, красива и очень умна и проницательна, но при этом не обладает добротой, любовью к детям, жертвенностью и прочими добродетелями, приписываемыми идеальным женщинам того времени. Эмилия приглашает погостить Ребекку к себе домой, и она быстренько нацеливается на брата Эмилии - 30-летнего Джоза, который служит в Индии и очень богат, но не судьба!)
Ребекка получает предложение. Слева - рисунок Теккерея
Эмилия же добросердечна, ласкова, тиха, мечтательна и вечно грустит - как раз воплощает этот идеал женщины,
но она не очень умна, не прозорлива, и влюбляется в Джорджа Осборна (Джонатан Риз), который не очень-то ее жалует, и вообще не отличается высокими качествами характера - откровенно говоря, он пуст, проигрывает деньги богатого папы, зато красив и элегантен, настоящий щеголь,
но она приписывает ему все наилучшие черты и поклоняется этому образу, практически умирая, когда он охладевает и перестает ее навещать.
Джордж подкуривает сигару от непрочитанного письма Эми
Несмотря на свою доброту, она не замечает (или не хочет замечать), а потом и вовсе помыкает бедным Уильямом Доббином (Рис Иванс), безнадежно влюбленным в нее.
Далее события разворачиваются самым непредсказуемым образом, запуская судьбы героинь на настоящие американские горки, скучать точно не приходится, так как интерьеры и костюмы просто захватывают дух, а сюжет очень динамичен, и в этом главное отличие от книги: здесь опущен голос автора, который в романе много значит, описывая мысли героев, свои, нравы эпохи и общую картину того времени в ироническом, местами едком саркастическом и забавном ключе, что представляет собой отдельное удовольствие читать, но такое урезание неизбежно, иначе фильм длился бы часов 15) Также опущены некоторые перипетии, ровно по той же причине, но все равно, я считаю, что авторы сделали все, что могли.
ПОЧЕМУ ЖЕ РЕБЕККА СОЦИОПАТКА, НАРЦИССКА И ИСТЕРИЧКА,
А ЭМИЛИЯ - ШИЗОФРЕНИЧКА?
Ребекка неспроста привлекает к себе внимание - социопаты часто выдающиеся люди) Ниже по пунктам разберу ее патологические черты личности:
Ребекка буквально очаровывает всех с первых секунд: она миниатюрная, ловкая, яркая, остроумная, способная ко всем видам искусства красивая женщина - очень харизматичная, а социопаты, как правило, харизматичны, за ними очень интересно наблюдать, они интересные собеседники, вспомним, как Матильда Кроули была от нее без ума!)
Ребекка с богатой добычей для всех родственников - Матильдой Кроули
они прекрасно считывают социальные ситуации - потому, что сами растут в неблагоприятной обстановке и без постоянного "сканирования" окружающей среды им просто не выжить;
она цинична - морали для нее не существует;
ее психика удивительно стабильна - она спокойно засыпает как ребенок, только что отправив мужа в бой;
Слева Эми в истерике, справа - спящая сном ребенка Бекки на оригинальном рисунке Теккерея
она бесстрашна - деловито взвешивает решения, когда вокруг паника (сцена всеобщего побега после битвы под Ватерлоо);
она не привязывается ни к кому эмоционально, даже к сыну;
ее отношения с сыном крайне холодны: это не любящие, теплые, доверительные отношения матери и сына, а странная конструкция, в которой она принцесса, а ребенок - немой раб. Он почему-то живет в комнате под крышей, Ребекку не интересует даже, что он ест, ребенок боится с ней говорить, только молча восхищается, когда она соизволит взять его на прогулку в экипаже; при этом она постоянно манипулирует материнством при любом удобном случае, рассказывая, как она любит своего мальчика, чтобы заработать к себе симпатию кого-бы то ни было более состоятельного, чем она;
муж с ней как на аттракционе - ему никогда не скучно: сначала он ею восхищается, а потом страдает;
Ребекка настоящий сноб - она пресмыкается перед теми, кто стоит выше нее на социальной лестнице или просто богат, и презирает и не замечает тех, кто ниже или беднее нее;
она использует людей - даже собственного ребенка, для достижения своей главной цели - сколотить капиталец;
она стремится быть в центре внимания и всем нравиться - истерическая черта;
Ребекка устроила шикарный концерт для высшего общества
а к ближним относится скорее с пренебрежением - нарциссическая черта;
она склонна к зависимостям - играет, позже начинает пить;
Ребекка в казино
социопаты как правило нарушают закон - Ребекка начинает мошенничать еще с мужем, а потом и вовсе опускается, заводя дружбу с откровенными мошенниками и кочуя по разным странам создавая вокруг себя ажиотаж на пустом месте, косвенно причастна к смерти мужа и Джоза;
С мужем - Родоном Кроули
и главная черта всех социопатов - они чаще всего остаются одни...
Невероятно многогранный образ, один из самых сильных и интересных женских в литературе 19 века, я считаю, и именно потому, что Бекки социопатка)
Перейдем к образу Эмилии.
Эмилии, богатой девочке, жилось просто: ей не надо было вычислять, напился ли отец, и что она будет есть на ужин, если в доме ничего нет, а посему она расслаблена и пассивна. Ей легко любить других - ее-то любят! В пансионе за нее заплачено, поэтому ей дуют в попу, это Бекки приходится давать уроки, чтоб ее держали в пансионе, а Эмилия там как цветочек в цветнике, поэтому развивать активность, острый ум и предприимчивость ей не нужно: можно витать в облаках, придумывая себе что угодно, чем она и занимается, выйдя из пансиона - она выдумывает себе светлый образ Джорджа Осборна и поклоняется ему целых 15 лет, одновременно поставив рядом на пьедестал и сына, такого же избалованного маленького хлыща, как и его папа. Причем она настолько проваливается в эти фантазии, что даже когда ее семья разоряется и буквально вот-вот начнет голодать, она покупает ему дорогую одежду и книги, чтоб он был не хуже других мальчиков в школе.
Эмилии совершенно не свойственен снобизм - она просто не думает о том, кто где находится на социальной лестнице.
Она не интересуется, кто платит по ее счетам, когда состояние семьи начинает шататься, кто и за чей счет ее вывозит из Брюсселя и прочее.
В отличие от Ребекки, которая деловито считает с мужем украшения и деньги на случай беды, она впадает в тихую истерику и бесцельно ходит за ним по пятам, когда Джордж должен выступить в бой и собирается, тем самым вызывая у него и без того еще более тягостные чувства, включая вину.
Джорджу с ней скучно, потому что она смотрит ему в рот, потому-то он и переключается с нее и на других женщин в том числе.
В итоге она почти всю свою жизнь живет в каком-то полуобморочном состоянии иллюзий и страданий, глубоко погруженная в свой мир, даже в какой-то момент едва не сходя с ума - и это, напомню, длится минимум 15 лет - что, согласитесь, довольно эгоистично. Такая оторванность от реальности - явно шизофреническая черта. Но при этом ловко пользуется Доббином, проявляя к нему невнимание и жестокость, что, конечно, несколько непоследовательно и удивляет.
Справа - Доббин
Если говорить откровенно, то ее образ мне показался немного недоработанным, так как ее герой не развивается в течение повествования, и это заметно.
В целом же фильм отлично передает смысл романа и его настроение, единственное, мне кажется, что незаслуженно опустили моменты из финала, которые я скрою, чтобы не спойлерить.
Дело в том, что в фильме несколько переиначили финал, из которого немного неправильно, как мне кажется, воспринимается поучительный посыл:
в оригинале Ребекка скитается по меблированным комнатам, унижаемая знакомыми дамами и кавалерами, пьет, мошенничает, а потом, встретив Джоза, окручивает его и буквально доводит до смерти, получая остатки его состояния, и в итоге живет безбедно, но дорога в "свет" ей, конечно, закрыта; сын ей посылает содержание, но общаться с ней не хочет, считая матерью тетку, Джейн Кроули; и в самом финале Ребекка случайно на улице видит семью Эми и Доббина, которые, в свою очередь, увидев ее, бросаются в противоположную сторону. В фильме же показан счастливый финал: якобы Ребекка и Джоз уезжают на индийском слоне в светлое, богатое будущее) Согласитесь, совершенно другой посыл)
Если вы любите кино о 19 веке, прекрасные наряды, балы и динамичный сюжет - смело рекомендую, отличная экранизация по праву лучшего романа об английском обществе 19 века "Ярмарка тщеславия")
Мне очень нравится этот фильм, Бекки тут кажется хорошим персонажем. А вот новый сериал, хоть ближе к книге, но не понравился. Главная героиня там внешне милая, но бесит своей наигранностью и ужимками, даже в сравнение не идёт с Уизерспун.
Смотрела, где-то год назад, было интересно читать отзыв, освежить память) Фильм яркий, качественно снят, саму историю оцениваю средне, посыл отдает чем-то неприятным Спасибо, что написали в отзыве реальную концовку, с книгой я не знакома, согласна, напрасно в фильме изменили финал