Выход нового фильма Юрия Быкова я ждала с февраля, когда в кинотеатре перед показом "Завода" зрителям представили трейлер "Сторожа". Однако моему желанию увидеть фильм на большом экране не суждено было исполниться: ставропольские кинотеатры, видимо, решили эту премьеру проигнорировать. В итоге я "Сторожа" посмотрела по подписке на сайте КиноПоиска, и сразу приступила к написанию отзыва, так сказать по горячим следам.
Новый фильм Юрия Быкова "Сторож" значительно отличается от предыдущих его работ. Прежде всего, в глаза бросается актёрский состав: из знакомых, ранее игравших у Быкова, актёров я увидела только самого Юрия Быкова ("Майор") и Влада Абашина ("Завод"). Но самое главное - в основе "Сторожа" лежит не социальная, а личная драма. В фильме также присутствуют бандиты, перестрелки, кровь, деньги - все то, что так любит Быков, но акцент явно сделан на человеке, на его внутреннем конфликте, личной трагедии. "Сторож" - фильм об одиночестве, внутренней пустоте и ошибках, за которые рано или поздно приходится расплачиваться, но иногда расплата приходит сразу, а иногда становится грузом на всю оставшуюся жизнь.
Главные действующие лица в фильме:
- безымянный Сторож (я намеренно написала это слово с заглавной буквы, ввиду того, что имя персонажа Быкова-актера осталось неизвестным), охраняющий заброшенный санаторий и плетущий на досуге фигурки из шлангов для капельницы.
- Вера, страдающая от алкогольной зависимости, чье появление в фильме по сути значительно меняет жизнь Сторожа. Как говорится, вот и встретились два одиночества.
- Стас, муж Веры.
У каждого из них есть свое прошлое, своя тайна, своя зияющая пустота на том месте, где когда-то было сердце: Вера заливает алкоголем горе и пустоту, образовавшуюся от утраты интереса к жизни, Стас скрывается от партнёров по бизнесу, бывших друзей, теперь угрожающих ему физической расправой, для которых он сам "как рак: если его не вырежут, то сами сдохнут". Вера мучается от депрессии сама и мучает Стаса, а для холодного и расчетливого Стаса Вера - едва ли не единственный человек, которого он любит. Вся сущность Стаса - в его ответе на вопрос Сторожа о том, что стало с его партнёром по бизнесу:
"Умер, не волнуйся!"
И только тайну Сторожа мы узнаем лишь за 20 минут до окончания фильма.
Герои такие разные, но при том у них много общего, в частности они все наделены антисоциальными чертами характера, но главное, что их объединяет, - это то, что даже находясь вместе, они все ещё остаются одинокими и чужими людьми, как будто не слышащими друг друга.
Про развитие сюжета писать не буду - сами смотрите фильм, но не отметить сцену операции столовыми приборами (вместо медицинских инструментов) не могу - это шедеврально!!!
Неубедительным показалось лишь чересчур быстрое выздоровление Стаса: ему несколько часов назад сделали операцию, а он на утро бодро шагает по коридору санатория, лихо машет ногой и даже дерётся со Сторожем. И только начиная с эпизода на крыше герой Влада Абашина периодически держится за раненный бок и прихрамывает.
В новой работе Юрий Быков также применяет излюбленные приёмы: завязка сюжета с первых минут фильма, исповеди персонажей, ограничение сцен замкнутым пространством (в данном случае - зданием заброшенного санатория).
"Сторож" Юрия Быкова, я уверена, как и предыдущие его работы, разойдется на цитаты. Одна эта реплика Сторожа чего стоит!
"И вокруг д...мо, и люди д...мо, и сам д...мо".
Другая реплика главного персонажа -
"Зачем тебе жить?"
- вовсе звучит как слова Родиона Раскольникова "Тварь ли я дрожащая или право имею?".
Новый фильм Ю. Быкова вызвал у меня ассоциации не только с "Преступлением и наказанием" Ф.М. Достоевского, но и с "закатным романом" М.А. Булгакова. Ну сами посудите: у главного героя нет имени, он просто Сторож, и встречает он на своём нелёгком пути Веру, которая во многом разделяет его судьбу. Вот только любят ли они друг друга?..
Что ещё хочу отметить - так это практически непрекращающуюся в фильме метель. Не знаю, что вкладывал в это режиссёр, но для меня метель в фильме - отражение холода человеческих сердец.
Резюмирую: фильм стоит того, чтобы его посмотреть! Я думаю, каждый увидит в нем что-то свое.