Посчастливилось сыграть по крайней мере в четыре части "Red Faction": первую, вторую, Guerrilla и Armageddon. Мне есть с чем сравнивать "RF: Guerrilla".
В повествовательном плане данные части проекта Red Faction связаны между собой постольку поскольку. Меняются герои, судьбы, эпохи, поэтому задачи у каждого персонажа свои. С визуальной стороны Guerrilla заметно отличается от двух предыдущих игр, поскольку те являются классическими шутерами от первого лица, а здесь разработчики решили показать персонажа во всей красоте, сделать игровой мир практически открытым и предоставить возможность управлять любой техникой.
Вышеуказанные тенденции вполне соответствуют своему времени. Например, перемещаться по карте с помощью бронированной вездеходной машины мы можем и в Mass Effect, однако Red Faction не ограничивается одним только транспортом, коего там десятки видов. Главную отличительную особенность игры представляет трансформируемый мир.
Способность разрушать стены и определенные предметы существовала начиная с самой первой части и выглядела интересно, даже будучи крайне несовершенной. К примеру, в первом Red Faction нужно было сначала поискать разрушаемое место, порой тратя заряды впустую, а уж куда получится пробурить ход, тоже являлось загадкой. Иногда удавалось экстренно избежать конфронтации с вооруженным отрядом, взорвав перекрытие внутри здания и спрыгнув в образовавшийся пролом на другой этаж, но чем дальше мы продвигались по игре, тем меньше работала технология geo-mod. Да и результаты смотрелись не слишком реалистично из-за примитивной физической модели: например, платформа висела в воздухе даже после уничтожения опор, полы, двери и прочее не были связаны с остальными элементами конструктивно и гравитационно, второй этаж здания оставался нетронутым при обрушении первого.
В Red Faction Guerrilla визуальные эффекты стали намного совершенней, чем прежде. Улучшилась физика. Прежде чем что-либо снести, желательно осмотреться, чтобы тяжелые обломки не рухнули прямо на голову. Если брать трансформацию в полном смысле слова, Red Faction Guerrilla несколько потеряла в возможностях перекраивания местности, так как больше нельзя копать грунт или делать дыры в скалах, но вот здания сметаются почти подчистую.
Большие карты в виде "песочниц" открывают перед игроком определенную свободу действий. Он сам решает, перемещаться ли по территории спокойно, не ввязываясь в конфликты, пока не будут изучены все пути передвижения и наступления, сразу ли вступить в борьбу с врагами, не дожидаясь сюжетных заданий, или же действовать четко по сценарию, выполняя только требуемые маневры.
Нашего главного героя зовут Алек Мейсон. Формально он представляет из себя примерно тот же архетип, что и Паркер в первой части - рабочего, отправившего на Марс трудиться и зарабатывать деньги. В том и в другом случае сразу становится ясно: спокойно работать "на дядю" не получится, рабовладельцы плохо обращаются с подчиненными, расстреливают ни за что ни про что, но спасательный круг бросает "Красная бригада" ("Red Faction"), умеющая бороться с местными сатрапиями, и бывший рабочий превращается в боевую силу партизанского движения.
Поменялось только одно: вместо коммерческого "Ультора" марсианскими колониями управляют милитаристские "Силы обороны Земли". Методы действия у них одинаковые, поэтому Мейсону приходится с оружием в руках защищать мирное население от произвола.
С точки зрения графики у Red Faction Guerrilla имелось немало более сильных конкурентов. Да и две предыдущие части, если вы помните, смотрелись визуально вчерашним днем, отставая от актуальных на тот момент версий "Deus Ex" или "Alien vs Predator" и выделяясь только системой трансформации ландшафтов. В Guerrilla тоже, вероятно, все вычислительные ресурсы были пущены на отрисовку игрового мира и разрушающихся зданий, поэтому модели персонажей не очень сильные.
Лицевая анимация осталась картонной. Противники умеют эффектно перекатываться и выполняют подобный трюк по поводу и без повода. Если сойтись с ними лицом к лицу, они начинают вялое подобие рукопашного боя, стремясь ударить героя прикладом.
Но я должна заметить, что проект во всех отношениях выглядит высокобюджетно, иначе он не получил бы высоких оценок игроков со всего мира. Масштабные перестрелки и взрывающиеся заводы отдают кинематографизмом. Не беда, что Мейсон выходит в поле один против целого отряда вражеских стрелков даже не прячась. Он как железный терминатор выдержит попадание нескольких десятков пуль и конечно сумеет положить всех раньше, чем закончится его запас прочности. Точно так же он отобьет атаку неприятельских истребителей и бронетранспортеров.
Для меня удивителен процесс сбора металлолома, остающегося после уничтожения сооружений и техники, за счет которого ценность в игре представляют не завод, не электростанция, не машина, а оставшееся от них железо. На эту твердую валюту персонаж покупает себе улучшения и экипировку.
Следующую интересную особенность представляет своеобразный индикатор социальной обстановки. Чем выше уровень моральности местного населения, тем больше оно приходит на помощь игроку. Если же моральность низка, в обществе возникает паника. Немаловажную роль играет шкала, демонстрирующая присутствие сил СОЗ на карте.
Союзники оказывают существенную поддержку. Например, занимают место за турелью бронемашины, пока вы заняты управлением.
На базе можно пополнять снаряжение.
Кроме набора миссий за Алека Мейсона "Red Faction: Guerrilla" предлагает многопользовательский режим и бонусную миссию за Саманию, девушку из клана мародеров, присоединившуюся к движению "Красной бригады". Самания справляется с оружием и тяжелой техникой ничуть не хуже Мейсона, если не лучше.
Жалко что сценарий с ее участием совсем небольшой.
Пользовательская игра дает возможность сполна насладиться фишками движка, такими как снос зданий на время.
Редко где еще выпадет случай побросаться газовыми баллонами.
И управлять самыми фантастическими транспортными средствами и механизмами.
"Red Faction: Guerrilla" - это хорошо проработанный мир, учитывающий многие детали.
При долгом процессе начинает утомлять только однообразное окружение. Багрово-красные марсианские пейзажи и застройка слишком однотипны. В "Red Faction: Armageddon" разнообразия прибавилось, хотя концепция стала совсем иной. Я полагаю, что "Guerrilla" является лучшей среди всех игр в серии.