Небольшой город Рыбинск в Ярославской области чрезвычайно богат на достопримечательности. В нём собралось столько интересных мест, что хватило бы на десяток таких городов, как Дмитров или Калуга. Одно из самых интересных мест - Рыбинская ГЭС.
На наше счастье было лето и хорошая погода. И почему бы нам не прогуляться пароходиком через шлюзы. Аргументов против не нашлось. Попасть на экскурсию не просто, но и не чрезвычайно сложно. Пешком из центра города дойти в принципе можно, но на эту прогулку уйдёт почти целый день. Автобусом получится быстрее, но проезд по плотине займёт не более пары минут. Поэтому самый оптимальный вариант - туристический кораблик.
На пристани мы узнали расписание водных экскурсий и телефон, по которому можно забронировать места. К сожалению, рейсы производятся не каждый день и мы очень рисковали пролететь. К счастью места были забронированы на следующий день. Оставалось только надеяться на хорошую погоду завтра. Погода не подвела.
Но сейчас самое время немного рассказать о самой ГЭС и о шлюзах.
Если посмотреть на глобус Ярославской области, то северо-западнее Ярославля (вверх и чуть влево) можно заметить большое голубое пятно неправильной формы. Обычно таким цветом обозначают крупный водоём. В данном случае - это Рыбинское водохранилище. Иногда его даже называют морем. Но это явное преувеличение, так как вода в водохранилище пресная, а это не вписывается в определение моря.
Когда-то, ещё буквально 90 лет назад, на этом месте стоял город. И назывался он Молога. Рядом протекала река Волга, в этих местах ещё не широкая и не судоходная. Судоходство заканчивалось и начиналось в Рыбинске, откуда бурлаки тянули баржи до Астрахани и обратно. В 1935 году началось строительство гидроузла, которое завершилось в 1945 году, А окончательно ГЭС вступила в строй в 1950. На момент строительства она была второй по величине гидроэлектростанцией СССР после Днепрогеса. Для пропуска судов и используются шлюзы. В википедии о них написано следующее:
Судоходный шлюз Рыбинского гидроузла расположен в Волжском створе, со стороны левого берега. Шлюз однокамерный двухниточный, длина каждой камеры — 283 м, ширина — 30 м, высота — 30,75 м...
В назначенный день и час мы были у причала. Экскурсия задерживалась. Прошло не менее получаса, прежде чем началась посадка. Как потом выяснилось, мы ждали попутный пароход, для прохождения шлюза. Количество рейсов по Волге значительно снизилось за последние несколько лет. Грузы легче возить сухопутным транспортом, и речной транспорт, не выдерживая конкуренции, сокращается.
Экскурсионный пароходик отчалил от причала и направился к шлюзам. По дороге нам рассказали о том, что можно увидеть в Рыбинске с воды. Это тоже достаточно красивое зрелище. Ближе к шлюзам стала преобладать промышленная зона с трубами, бетонными коробками и глухими заборами.
К счастью, шлюзы уже открылись во всей красе. Не исполинские, но вполне монументальные ворота в количестве двух штук приближались к нам. Одни ворота были настежь распахнуты, вторые прикрыты так, что между створками оставался зазор в метра 2.
Наш кораблик медленно вошёл в открытый шлюз и припарковался к стенке. Места в шлюзе хватило бы на десяток таких корабликов как наш. Следом за нами вошёл тот самый пароход, которого мы дожидались. Также как и мы он встал у стенки шлюза.
Ворота медленно закрылись и вода начала прибывать.
Вода поступала со дна. По всей поверхности воды началось движение. Вода не бурлила и не пенилась. но расходилась кругами и растекалась по всему бассейну.
Постепенно мы всплывали над поверхностью плотины. Если раньше мы находились на дне котлована и нас окружали тёмные, сырые стены и небо, то теперь мы начали видели всё, что находится вокруг.
Вода перестала бурлить и успокоилась. Это означало, что мы достигли нужного уровня. Открылись выпускные ворота. Они просто ушли вниз под воду. Путь в водохранилище был открыт.
В план экскурсии входил выход в водохранилище и обратный проход через шлюзы. В начале мы двигались по каналу и вышли на водный простор. С одного борта была видна только водная гладь до самого горизонта. По широкой дуге наш пароходик развернулся и вошёл в шлюз уже со стороны водохранилища. Перед входом установлена скульптура Волга Мать.
Она жестом руки встречает все корабли, которые направляются к шлюзам. По проекту здесь должны были стоять рабочий и колхозница, те самые, которые нынче установлены в Москве у ВДНХ. Но случилась нестыковочка. Скульптура готова, а вот плотина ещё нет. Поэтому рабочего и колхозницу отправили а Париж, а здесь установили другую скульптуру, которая, на мой взгляд больше подходит этому месту.
Вся экскурсия заняла чуть больше двух часов. Мы причалили в тоже место, от которого и отправились.
Вход в шлюз со стороны водохранилища
На мой взгляд посетить эту экскурсию стоит, так как вы получите не только приятную прогулку на свежем, речном воздухе, но и прекрасное зрелище города Рыбинск с воды, почувствуете мощь гидросооружения, уже почти 80 лет исправно служащего людям, побываете на просторах рыбинского водохранилища и узнаете много интересного о истории города. Стоимость 2 тысячи с человека, он оно того стоит.