Чехов обычно выносит в название своих произведений обстоятельство или персонажа, играющих в сюжете важнейшую роль. В данном случае это не совсем так. Да, некий Черный монах неоднократно встречается на страницах рассказа, частью которого является великолепно написанная легенда об этом существе, вечно странствующем по бесконечной Вселенной.
Но участие Черного монаха в событиях ничего не меняют в них. Его видит только один герой, Коврин. Да и легенда о Черном монахе известна только ему. А если Коврин не забывает принимать бром, то Черный монах вообще исчезает. И скорее всего, Черный монах – это просто симптом душевной болезни Коврина. Которая сама по себе тоже является лишь проявлением, предвестником тяжелого наследственного физического недуга.
Чехов немного лукавит с читателем, заставляя ломать голову над тем, кто вообще такой этот монах, заболел бы Коврин чахоткой, если бы его не излечили от галлюцинаций, хочет ли Черный монах добра или зла Коврину и нашему миру в целом. Хотя какая разница в том, чего хочет субличность персонажа, который изначально или в результат болезни не хочет ничего.
Вымышленные друзья физически здоровых людей могут заставить их совершить какие-то поступки, хотябы украсть плюшки как советует Карлсон Малышу. Черный монах ничего не требует от Коврина.
Историей болезни и видениями Коврина автор отвлекает внимание от более страшного и опасного безумца, который вроде бы мало участвует в событиях, но почти всегда находится рядом с их эпицентром, в соседней комнате, в коридоре, в саду. Этот сумасшедший – Песоцкий. Коврину Черный монах внушает возможность бездействия, зачем что-то делать, если он уже как-то оказался в кругу избранных, его имя вписано в вечность. Песоцкий же очень хочет увековечить себя.
Сохранить свое имя в истории он планирует через выращивание уникального сада. Он прекрасно понимает, что сад ненадолго переживет его, поэтому хочет обеспечить его на будущее преданными садолюбами, буквально скрестив для этого приемного сына Коврина и родную дочь Таню. Хотят ли они этого сами, фанатика Песоцкого не интересует, судьба деревьев (ну и славы Песоцкого) значит для него больше чем судьбы близких живых людей.
Были ли реализован безумный план Песоцкого, можно узнать, прочитав рассказ. Но противостояние двух безумцев – Коврина и Песоцкого – слишком простой сюжет для Чехова. Он вводит в него третью значимую фигуру, которая может все изменить, встав на одну из сторон, или просто отказавшись от выбора. У Чехова герои, поставленные перед выбором, предпочитают побег необходимости выбирать. И иногда эти спасают всех. Этим персонажем, потенциально способным изменить все, становится Таня. Как поступит она в этой ситуации, рассказано в тексте.
«Черный монах» – это небольшое, но изящное и содержательное произведение. Главной его загадкой для меня является не личность титульного персонажа, а ответ на вопрос, то здесь вообще главный герой. Мне показалось, что им вполне мог бы стать безымянный молодой человек со скрипочкой, который одно время ухаживал за Таней. Если бы, конечно, решился стать для нее чем-то вроде Трубадура из «Бременских музыкантов», уведя ее из-под нежеланного венца и из проклятого отцовского сада.