Опубликовано 28 Июль, 2020 - 10:37

Добрый вечер,

 

Собственно весь фильм отсылка к биографии Льва Толстого. Но не академический взгляд, с перечислением его достижений, а жизнь. Точнее её последние дни и она, Софья как важнейшая часть этой жизни. Та, которая мечтала стать идеалом для мужа, выйдя за него замуж в 18 лет.

Меня очень порадовал подход к роли его жены-Софьи Андреевны. Тут нет клише, которые часто приписывались ей и сделали из неё женщину капризную, взбалмошную и довольно истеричную. Крайне нравится, что в этом фильме её поведение логично и объяснимо той ситуацией, в которой она оказывается.

История женщины, которая переписала роман "Война и Мир" шесть раз начисто, рожала детей (всего 13, при этом 5 из них умерли), вела домашнее хозяйство, управляла имением и платежами, растила детей оказалась в тени того, кто писал книги, которые она редактировала. Она была в крайне подчинённом положении, и то отчаяние, которое возникло от бесчисленных обязанностей, упреков, недовольства ею сыграли на руку многим её недоброжелателям из команды "толстовцев". Только истина всегда освещает своим светом, даже спустя столетие.

«<…> В душе моей происходит борьба: страстное желание ехать в Петербург на Вагнера и другие концерты и боязнь огорчить Льва Николаевича и взять на свою совесть это огорчение. Ночью я плакала от того тяжелого положения несвободы, которое меня тяготит все больше и больше. Фактически я, конечно, свободна: у меня деньги, лошади, платья — все есть; уложилась, села и поехала. Я свободна читать корректуры, покупать яблоки Л. Н., шить платья Саше и блузы мужу, фотографировать его же во всех видах, заказывать обед, вести дела своей семьи — свободна есть, спать, молчать и покоряться. Но я не свободна думать по-своему, любить то и тех, кого и что избрала сама, идти и ехать, где мне интересно и умственно хорошо; не свободна заниматься музыкой, не свободна изгнать из моего дома тех бесчислен­ных, ненужных, скучных и часто очень дурных людей, а принимать хоро­­ших, талантливых, умных и интересных. Нам в доме не нужны подоб­ные люди — с ними надо считаться и стать на равную ногу; а у нас любят порабощать и поучать…
И мне не весело, а трудно жить… И не то слово я употребила: весело, этого мне не надо, мне нужно жить содержательно, спокойно, а я живу нервно, трудно и малосодержательно».

8 марта 1898 года

Мне нравится, что в фильме есть эпизод, в котором она говорит о своей роли. Наверное, многие помнят со школы как Лев Толстой чувствовал мир женщины. Разумеется, это тонкий ход, придуманный и продуманный, но правды в этом мало. У него просто была Софья, которая пропускала слова будущих книг через себя.

В фильме очень интересный дизайн декораций и игра света. Россия представлена исключительно напитанной воздухом и полями.

Последнее воскресенье
Очень красивые художественные решения. Сразу вспоминается деревня, выход утром и роса на траве.

Последнее воскресенье
Хелен Миррен в роли Софьи Толстой для меня послужила основной мотивацией для просмотра фильма. Было интересно посмотреть её игру и играет она превосходно. Никакого сомнения, что это и есть жена Толстого. Оттенки и цвета фильма нежные и слегка размытые. Маленькое напоминание, что это всё дела минувшие, но в тоже время бесконечно повторяющиеся во времени. Как бы прожить жизнь, чтобы чувствовать себя той восторженной юной, а не задавленной требованиями мужа, его идеями и мнениями. Чтобы не столкнуться с очевидной правдой, которая вначале украшена словами, которым грош цена в будущем.

Последнее воскресенье
Мне очень нравится, что фильм фактически идёт по тем записям, что оставила она сама и секретарь Толстого-Валентин Булгаков. Поэтому фильм я бы рекомендовала смотреть с детьми-подростками и рассказывать им про Толстого чуть глубже. Тогда даже его читать станет необычайно интересно. Я к примеру, обожаю читать в Анне Карениной те моменты, где Долли сокрушается о своей женской доле. Её поведение и мысли, уж какой мужчина напишет такое. Только если умрет, родится снова женщиной, снова умрет и родится мужчиной, который помнит все моменты. И роды, и то, как ему изменяли и прочая.

Последнее воскресенье
В фильме много тонких моментов, которые показывают течение последних дней жизни Толстого. Его поведение и реакцию Софьи, которая открыто сражается с идеями "толстовцев". Сражение она в какой-то степени проиграет, но спустя четыре года после кончины Толстого всё-таки добьётся своего. Авторские права ей вернут, вопреки завещанию Толстого, который вряд ли оценил её роль в своём успехе.

Иначе, вряд ли спустя 25 лет жизни, он бы высказывался о Софье порой резко и крайне остро. При этом замечу, что весь быт, хозяйство оказались на её плечах с 18 лет. И первые тринадцать лет после свадьбы она была постоянно беременна очередным ребенком. Ему же отводилось любимое дело -писательство и никаких хлопот свыше этого.

Тут есть о чём подумать в плане собственной жизни и женской доли. Забавно, что Софья Толстая благодаря выходкам своего мужа стала восприниматься весьма истеричной дамой. Но если вдуматься, что она имела главную роль в подготовке всех самых известных его книг. Без её корректуры и внимательного обдумывания поведения персонажей, вряд ли они бы имели тот самый финальный вид.

Последнее воскресенье
Лев Толстой в определенной мере предавал свою жену раз за разом, потакая своим слабостям, желаниям. Ей же оставалось забывать себя и свои желания, чтобы в итоге получить урок. Никто ничего не оценил. Ни муж, ни дети. Судьба Софьи злая и очень злая.

Самый серьезный разлад в семье случился, когда уже после шестых родов, которые закончились родильной горячкой, врачи запретили графине беременеть. Женщину предупредили, что организм слишком ослаблен, поэтому если ей и удастся самой выжить при дальнейших родах, то дети все равно будут слабыми и болезненными и могут умереть.

Толстой, который в тот период считал, что физическая любовь без деторождения — грех, пришел в ярость: «Кто ты? Мать? Ты не хочешь больше рожать детей! Кормилица? Ты бережешь себя и сманиваешь мать у чужого ребенка! Подруга моих ночей? Даже из этого ты делаешь игрушку, чтобы взять надо мной власть!»

Софья Андреевна, как всегда, послушалась мужа, но врачи оказались правы — вслед за Петей умерли годовалый Николай, маленькая Варвара, пятилетний Алексей.

Муж, который поражал чудачествами и считал её той, что жаждет только материального. При этом, сам он жил как раз в том, что создавалось её усилиями. Поэтому она защищала созданный мир и права детей, считала деньги, а он хотел всё раздать. Он говорил о любви, возвышенной и духовной, указывая ей без стеснения, что дворовые бабы лучше дворянок в половом вопросе.

«В молодости я вел очень дурную жизнь, — подытожил свои метания спустя время Толстой в дневнике, — а два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни до моей женитьбы... Второе — это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла». (Запись из дневника Льва Толстого)

Развратник, который был старше её на 16 лет. Она родилась в 1844 году, а он в 1828 году.

«<…> Вчера вечером меня поразил разговор Л. Н. о женском вопросе. Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Как она ее добьется, так все ее занятия летят пра­хом.
Я возмутилась страшно таким мнением и стала упрекать Льву Нико­лае­вичу за его этот вечный циничный, столько заставивший меня стра­дать взгляд на женщин. Я ему сказала, что он потому так смотрел на жен­щин, что до 34 лет не знал близко ни одной порядочной жен­щины. И то отсутствие дружбы, симпатии душ, а не тел, то равнодуш­ное отношение к моей духовной и внутренней жизни, которое так мучает и огорчает меня до сих пор, которое так сильно обнажилось и уяснилось мне с годами, — то и испортило мне жизнь и заставило разочароваться и меньше любить теперь моего мужа».

18 февраля 1898 года (Дневник Софьи Толстой)

Удивительно, но ведь и дети, отнюдь не стали её утешением и радостью.

Последнее воскресенье
Что же, Лев Толстой убедителен в этом фильме с первой минуты. Даже борода смотрится исключительно натуральной.

Последнее воскресенье
В фильме подмечено как противился Толстой прогрессу, который в 1910 году вовсю вмешивался в ход привычной жизни.

Последнее воскресенье

Он в определенной степени из тех, что любят рассуждать в тему питания дарами земли и энергией солнца, в то время как жена готовит ужин. Рассуждения не мешают ждать ужина.

Лев Николаевич встал и хотел сам ставить самовар для припарок; но нашел плиту еще довольно теплой, чтоб греть салфетки в духовом шкапу. Мне всегда смешно, когда он возьмется за какое практическое дело, как он его делает примитивно, наивно и неловко. Вчера испачкал все салфетки сажей, спалил себе бороду свечой, и когда я начала руками ее тушить — на меня же рассердился». (Из дневника Софьи Толстой)

Последнее воскресенье
Мне очень нравится, что образ Софьи Толстой крайне похож на тот, что возникает при чтении её дневников.

Он исключительно притягательный, живой и понятный многим женщинам. Разве не удивительно, что Софья Толстая написала рассказ "Наташа" ещё до знакомства с будущим русским писателем Толстым. Так что имя героини подарила миру Софья, а Толстой увлечённо обсуждал своё написанное, которое она правила и готовила к публикациям.

Этот фильм в какой-то мере озвучивает её роль в судьбе книг и показывает её собственную трагедию.

«Свободна есть, спать, молчать и покоряться. Но я не свободна думать по-своему, любить то и тех, кого и что избрала сама, идти и ехать, где мне интересно и умственно хорошо...». (Дневник Софьи Толстой)

Это оригинальная запись из дневника Софьи Толстой, которая оказалась в непростой ситуации из-за чудачеств графа Толстого. Любопытно и то, а был бы Толстой известен как великий писатель, если бы не его жена.

Мне любопытно, кто бы правил все тонкости, которые встречаются в его книгах. Кто бы описывал состояния терзаний Долли, узнавшей, что муж изменяет ей с любовницей, беременности и ощущения во время родов. Словом, много-много всего, если бы не было рядом такой Сони. Да и была бы Наташа, если бы повесть Наташа" не была ей написана в юности. Поэтому моё восхищение Софье Андреевне за такую повесть, хоть и не опубликованную. Это вдохновляет.

Лев Николаевич был противником феми­ни­стических настроений в обществе и часто рассматривал женщину только с высоты патриархальных устоев: «Мода умственная — восхвалять женщин, утверждать, что они не только равны по духовным способностям, но выше мужчин, очень скверная и вредная мода».

Фильм тонкий, психологический и при этом простой, о повседневности и о том, почему граф Толстой сбежал от свой жены и почему закончилась его жизнь на полустанке Астапово. В тот момент ему было 82 года, он уже отказался от авторских прав и пошёл против интересов своей семьи. Иначе говоря, она правила его рукописи, чтобы узнать горечь поражения. Он её не слушал, не интересовался тем, на что будут жить их многочисленные дети и жена. Бессмысленное переписывание текстов, полное обнуление твоих заслуг для семьи и 48 совместных лет жизни.

«Мученик и мученица» — так характеризовала их союз сама Софья Андреевна.

Их совместная жизнь началась с того, что она плакала идя под венец. Он отдал её своей дневник со всеми подробностями похождений и той самой половой любви. Ей было 18 лет и могло ли это закончится радостью, то что начато слезами.

Однако в день торжества всегда светящаяся жизнью и радостью Соня шла под венец в слезах. Только самые близкие знали, что накануне Толстой вручил молодой невесте свой дневник с описанием всех любовных похождений.

Отчаяние, которое охватывает человека от бессмысленности его долгого пути рядом с другим человеком. Бессмысленности для себя лично, для своей судьбы. Этого немного совсем в фильме, но как глубоки корни этого чувства в реальной её жизни.

«<…> Совсем больная и так, я почувствовала снова этот приступ отчаяния; я легла на балконе на голые доски… <…>
Вышел Лев Николаевич, услыхав, что я шевелюсь, и начал с места на меня кричать, что я ему мешаю спать, что я уходила бы. И я ушла в сад и два часа лежала на сырой земле в тонком платье. Я очень озябла, но очень желала и желаю умереть. <…> Если б кто из иностранцев видел, в какое состояние привели жену Льва Толстого, лежащую в два и три часа ночи на сырой земле, окоченевшую, доведенную до последней степени отчаяния, — как бы удивились добрые люди!»

10 июля 1910 года Дневник Софьи Толстой

Фильм можно порекомендовать для просмотра под лиричное настроение для размышлений. Крайне подходит для осмысливания своей линии жизни. Куда идёшь, с кем, да и с чем можешь остаться?

И мне кажется, что оттого женщины порой и уходят, когда всё это уже душит сверх меры. Он бросил её, сбегая от той жизни, которую она и создавала изо всех сил. Не стоит всё принимать на себя, да и порой, стоит так же рассматривать возможность своего ухода.Не доходит до отчаяния.

Достоинства
  • Красивые пейзажи
  • Отличная актерская игра
Хризолитрекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Полезный отзыв 😊
28.07.2020
о, не слышала про этот фильм, теперь обязательно посмотрю! Историю Софьи действительно мало кто знает, а ведь судьба у нее - врагу не пожелаешь. Здорово, что об этом хоть кто-то снял на широкую аудиторию.
28.07.2020
очень хорош:) мне её очень жаль. Особенно момент из жизни, который она описывает в дневнике. К Толстому приехал гость, она ушла делать чай. Возвращается с подносом, и слышит разговор, что она в никакая для половой любви, а вот дворовые самое то. Это она уже все детей родила к тому времени. Просто мрак, да и было ей 18 лет всего, когда вышла замуж. Величия в нём как в мужчине нет, ничего достойного, хотя и граф. Великий писатель только с её помощью, жаль, что это мимо ходом идёт. А вот гений как по мне, так точно не про него.
28.07.2020
После того, как я узнала, как он относился к жене, вообще не могу его читать.
28.07.2020
а мне аж даже интересно, теперь так стала замечать её руку
28.07.2020
Какой интересный отзыв!
Обязательно посмотрю фильм.
29.07.2020
😊 у неё очень интересные дневники. Рекомендовать могу почитать после этого Толстой очень любопытно воспринимается. Фильм хороший, неспешный, глубокий по своему.
06.08.2020
Понравился 👍💜
28.08.2020
Лев Толстой в определенной мере предавал свою жену раз за разом, потакая своим слабостям, желаниям. Ей же оставалось забывать себя и свои желания, чтобы в итоге получить урок. Никто ничего не оценил. Ни муж, ни дети. Судьба Софьи злая и очень злая.
В реальной жизни там действительно все было далеко не гладко ...но за многими "велики" тянулся шлейф дурной славы
Думаю, стоит посмотреть 😊 заинтересовали
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также