Мультсериал "Волшебные покровители" можно считать настоящей классикой канала Никелодеон, в свое время едва ли не опередившей по просмотрам всемирно известного Губку Боба. С самого начала он был пропитан гармоничным смешением морали и юмора, рассчитанного сразу на три возрастные категории (дети, подростки, взрослые). По этой причине образы персонажей остаются приятным теплым воспоминанием для многих людей.
Жаль только, что чем дальше заходило производство мультсериала, тем меньше магии и доброты в нем оставалось. Чем же сейчас является эта передача и по какой причине ее создатель долгое время отбивался от яростных писем фанатов со всего света?
Если говорить о нынешнем облике мультсериала, то волшебство исчезло - остались только разношерстный набор персонажей и деформированный юмор. Не могу сказать, что это удивительно. Мультсериал все-таки просуществовал шестнадцать лет и потому успел пережить многие изменения в связи с выцветающими идеями для сюжетов и растущей аудиторией. Самые явные и неблагоприятные из перемен произошли в промежуток между две тысячи тринадцатым (выход девятого сезона) и две тысячи семнадцатым (выход десятого сезона) годами.
Изначально, в две тысячи первом и две тысячи втором годах, мультсериал имел большой успех и всего год спустя едва ли не поборол тогдашнего СпанчБоба Сквэпентса в популярности на детском телевидении.
(анимация тогда была менее стабильной)
Интересный факт: у канала Картун Нэтворк была возможность поддержать идею Бутча Хартмана (создатель "Волшебных покровителей") о мультфильме про мальчика и его волшебных покровителей. Соответственно, будущая слава и прибыль от мультсериала достались бы Картун Нэтворк, однако канал не заинтересовался и отказал Хартману в реализации. Тогда ему пришлось предложить эту идею Никелодеону, который с радостью ее принял.
Сама структура мультсериала была, кстати, невероятно проста, так как из-за волшебства в сюжете могло оправдано происходить практически все что угодно.
Вплоть до шестого сезона в мультсериале было трое основных персонажей: Тимми, Ванда и Космо (не считая Викки (няни Тимми, которую в русской версии заглавной песни почему-то называют его сестрой) и родителей Тимми). К слову, в первых сезонах Викки имела гораздо больше экранного времени и участвовала в большем количестве эпизодов.
Первые сезоны были по-настоящему прекрасны, в них Тимми сталкивался с бытовыми проблемами и пытался решать их с помощью магии своих покровителей. В этом заключалась некая мораль - не все проблемы можно решить взмахом волшебной палочки. В мультсериале в равномерных пропорциях были шуточки для взрослой аудитории и шуточки для детей.
Еще одной причиной популярности вероятно стала любовь сценаристов к скрытым референсам и пародиям. Примерно в четвертом сезоне в качестве персонажа появляется Дарк Лэйзер - пародия на Дарта Вейдера (которая в дальнейшем развилась до полноценного противостояния, ставшего сюжетом для нескольких эпизодов).
Таким образом мультсериал успешно просуществовал пять сезонов и считалось, что на этом он закончится.
Однако ровно через год был анонсирован выход нового шестого сезона. Здесь создатели в первый раз использовали свою глобальную фишку для поднятия заинтересованности в мультсериале - добавление нового персонажа. Да-да, в две тысячи восьмом году к составу главных персонажей присоединяется младенец Пуф, являющийся сыном Ванды и Космо. В принципе, этот малыш хорошо прижился к сюжету и даже сумел породить несколько новых идей для эпизодов на протяжении нескольких сезонов. Первое введение нового персонажа окупилось и мультсериал снова был на пике популярности.
(милашка Пуф)
Как по мне, Пуф отличается от последующих (неудачных) новых персонажей тем, что в нем были характеристики, в полной мере двигавшие сюжет. Он придал Фейляндии и Антифейляндии множество ранее неизвестных сторон, объясняя закономерности существования этих миров. Например, благодаря появлению Пуфа мы узнали, что в волшебном мире детей вынашивают феи-мужчины, а в антиволшебном мире наоборот.
Помимо этого Пуф стал отличным дополнением главных персонажей, так как на фоне ответственности за него все без исключения герои выработали новые черты. То же и в эмоциональном плане. В конце концов, вселенная мультсериала из-за своей специфики выдала за Пуфом еще одного персонажа - Фупа, злобного младенца из Антифейляндии. Сюжет значительно дополнился за счет этого хода. Появление Пуфа не только не пошатнуло баланс между семейностью и комедийностью мультсериала, но и придало ему больше теплоты и подчеркнуло значимость семейных ценностей. К сожалению, родители Тимми редко могли показать себя хорошими образцами родителей, так как черты нормального человеческого интеллекта у них проявлялись только в пилотном эпизоде.
(противоположность Пуфа - Фуп)
Возвращаясь к пародиям - Пуф в седьмом сезоне поступает в начальную школу, которая в нескольких проявлениях пародирует Хогвартс из всеми известной серии книг и фильмов про Гарри Поттера. Тут начинает проглядывать "изнашиваемость" фишек сериала. Эпизоды про эту школу уже не так интересны, хотя и окрашиваются постоянным противостоянием Пуфа с Фупом.
Сразу скажу, что полнометражные фильмы, вышедшие в промежуток между сезонами, я особенно не буду разбирать, так как живая версия с Дрейком Беллом и Даниэллой Моне меня не заинтересовала. Хотя кроссовер с мультсериалом "Джимми Нейтрон: Мальчик-гений" был все же неплох (не помню был ли это полный фильм или просто несколько серий, разбитых на части).
На восьмом сезоне моя заинтересованность в мультсериале "Волшебные покровители" кончается, потому что дальше было только хуже.
Начало девятого сезона ознаменовалось появлением второго нового персонажа - пса Спарки, который обладал волшебными способностями, как и Ванда, Космо и Пуф. Казалось, что очередное пополнение семьи могло бы сработать, однако персонаж Спарки был слишком отталкивающим и скорее использовался для юморных, чем для поучительных сюжетов. За счет его появления начинает заметно деформироваться система морали и комедийности в мультсериале - мораль уступает юмору.
(Спарки)
Стоит добавить, что черты личности Спарки напоминают характер пса Дадли из другого детища Бутча Хартмана - мультсериала "ТУРБО-агент Дадли". Схожи они своей легкомысленностью и принципом "сначала делай, а потом думай".
Аудитория на появление пса отреагировала неоднозначно, по этой причине в десятом и последнем сезоне его почти полностью заменяют на другого персонажа - всегда послушную и самоотверженную девочку Хлою (у нее невероятно длинная фамилия, вряд ли смогу ее написать сейчас в нужном порядке).
(последний главный персонаж - Хлоя)
Десятый сезон был падением. Введение Хлои как персонажа оправдывалось тем, что фей больше не хватает и некоторым детям придется делиться. Как вы уже поняли, Тимми приходится делиться своими феями с Хлоей. Если Спарки активно портил соотношение морали и юмора мультсериала (возможно для перетягивания внимания взрослеющих детей к передаче), то предназначение Хлои, в свою очередь, не совсем понятно. Вероятно она могла бы оттенять вредного и ленивого Тимми своими преувеличенными доброжелательностью и альтруизмом, но за прошлые девять сезонов от личности Тимми просто не осталось нераскрытых черт, которые могли бы вызвать отклик у зрителя. Также я делаю массивное предположение, что Хлоя была нужна для поддержки юмора нового поколения, ведь технически она напоминает стереотипную SJW.
Так что Хлоя начинает быть персонажем, которого попросту ввели для новых морально бесполезных сюжетов и шуточек. Если в сериях с ее участием и проглядываются какие-то поучительные уроки, то они поданы либо слишком просто, либо персонажи уже множество раз переживали схожие ситуации и просто продолжают крутиться в бесконечном круге для продолжения сезона.
После появления Хлои в адрес Бутча Хартмана посыпалось еще больше писем с возмущением фанатов.
Еще одна черта "падения" - в определенный момент в сериале радикально меняется стиль анимации. С привычной классической он переходит на дерганную и, в некоторых местах, кривую. Лично меня это просто добило. Если я еще была готова мириться с постоянно растущим списком персонажей для поддержки жизнедеятельности мультсериала, то резкие перемены анимации отбили у меня заинтересованность в нем вообще.
В качестве вывода могу сказать, что стоят просмотра только первые восемь сезонов. Из остальных же можно только изредка выуживать удачные шуточки, не больше. Этот мультсериал - очередное доказательство тому, что количество не всегда означает качество и что нужно знать, когда пора остановиться. Сначала соотношение юмора и морали (Космо и Ванда) было равным и подходящим для тогдашнего ребенка, но через несколько лет юмор полностью подавил мораль и даже ее утрированное возвращение в образе Хлои не спасло ситуацию.