Да, порой в мои литературные планы вклиниваются не очень свойственные моим предпочтениям книги. Вот как этот детективный триллер. Я не большой эксперт в литературных триллерах, я больше по кино-ужасам и триллерам выступаю, но вполне сносные оценки этой истории от людей, чьи вкусы мне близки, все-таки заставили дать шанс этой новомодной книженции. Ну и затравки-заманухи из разряда «переведено на 23 языка мира», «самый запоминающийся триллер года» как бы обнадеживали.
И вот книга прочитана. Постараюсь наскolx. олько это возможно объективно, по возможности внятно рассказать о своих впечатлениях. В этот раз, товарищи, текста будет не много))) Это вам не великая и могучая классика, которая провоцирует мое письменное словоблудие. С «Аспектом дьявола» все попроще.
Он не совсем уж безнадежно примитивен, но и глубины от него не ждите. Да, история любопытная. В преддверии Второй мировой войны в Праге объявляется таинственный серийный маньяк, который с азартом потрошит женщин немецкого происхождения. В это же время в психиатрическую клинику закрытого типа, расположенную в древнем Орлином замке, прибывает молодой психиатр для исследования глубин сознания содержащихся там шести невероятно опасных маньяков. И вот о том, как же будут вычислять и ловить этого душегуба и есть ли смысл в теории молодого психиатра о наличии некоего аспекта дьявола в подсознании каждого человека, и поведает эта история.
Должна признать и предупредить, что если вы смотрели некоторые популярные фильмы схожей тематики (их названия намеренно не буду упоминать, ибо вы тогда сразу поймете, кто главный убийца), то развязка этой истории вас не удивит. Всяческие популярные газеты и обзоры свежей литературы обещают, что у читателя просто отвалится челюсть от удивления. Ну как бы да, скажу я вам, если такой читатель - не искушенный ценитель триллеров и фильмов о маньяках. Я, к примеру, очень люблю фильмы про Пилу и спокойно наблюдаю расправу главной героини с обидчиками в «Я плюю на ваши могилы», поэтому пускай и в вымышленном воплощении, но видела вещи и более трешовые, чем описания убийств в «Аспекте дьявола». Но психика, выдержка и степень впечатлительности у всех разная, поэтому было бы неправдой утверждать, что повествование в книге где-то на уровне Мурзилки. Но и не такой уж ужас ужасный, имхо.
Но и лично меня пугают скорее не кровавые подробности и части тел в банках. Меня скорее испугает мысль о том, что НИКТО из нас не застрахован от вероятности тронуться умом. И в какую сторону произойдет этот сдвиг, этого вам уж никакой врач и никакая бабкаВанга не спрогнозируют.
А еще, учитывая исторический контекст описываемых событий и реальную потенциальную опасность пациентов закрытой клиники для общества, невольно задаешься вопросом: «Как все-таки правильно поступать с такими несчастными обезумевшими людьми?». В 40-е годы прошлого века вопрос решался просто – пуля в лоб и нет проблем. Но ведь это же все-таки люди, они не виноваты, что их сознание повредил или надломил какой-то стресс, навязчивая мысль или фобия. Однако с другой стороны окружающие люди, которые потенциально могут пострадать или даже погибнуть от рук таких обезумевших несчастных, тоже как бы не виноваты в постигшем их безумии. И как тогда быть? Кем нужно пожертвовать? Сложный вопрос.
Что касается манеры изложения, то, предсказуемо, что история читается просто и довольно быстро. Это вам не Белинский, не Радищев и не «Былое и думы» Герцена. В этом лично для меня и минус и плюс. Плюс благодаря динамике и быстрому развитию сюжетной линии, минус – в том, что для мозга такая «пища» абсолютно не полезна. По завершении чтения в том самом мозге ничего не оседает и не остается. Намерение автора вложить какую-то философию в размышления умалишенных – ну такая себе вяленькая попыточка. Попытка перенести масштаб атмосферы безумия отдельной закрытой клиники на разворачивающиеся в Европе в те годы события – ну банальненько. Уже сколько писателей, философов пытались осмысливать те скорбные события. Вряд ли кому-то из современных авторов удастся родить какую-то принципиально свежую мысль обо всем этом.
Плюс ингредиент из древнеславянской мифологии, на котором замешана вся история....ну такое в общем. Иногда притянуто за уши, иногда кое-что знакомое нам в силу некоторой близости наших культур, иногда малость скучновато ввиду нашей современности и оторванности от верований такого характера.
Но, разумеется, в истории не без плюсов. И конкретно для меня плюсом стал неплохо передающийся через страницы книги мистический колорит Праги. Признаться, я там никогда-то и не была, чтобы судить насколько он соответствует действительности, но атмосфера многовековой истории, старинные каменные замки, многовековая брусчатка на дорогах, окутанных осенне-зимним туманом – все это пришлось мне по душе. Захотелось воочию увидеть эту архитектуру, отведать местные блюда и т.д.
Ну и в целом, история на разок, чисто для удовлетворения любопытства кто же за всем этим стОит. Но в то же время не могу не признать, что в случае экранизации этой истории получится очень неплохой колоритный триллер. Тоже, скорее всего, на разок, но не Пилой же единым все-таки)))) Да, глубоких идей и философии в этом триллере не будет, но под настроение погрузиться в мистику будет неплохо.
Поэтому, являясь поклонницей произведений немного другого жанра и качества, я откровенно колеблюсь, рекомендовать ли эту книгу. Я прочла (втайне жалея о потраченной на нее сумме денег, ибо классики на эти деньги я бы купила больше и по-настоящему бы кайфанула от нее), но не получила от нее того, что привыкла выносить из книг. Поэтому ориентируйтесь на свои вкусы, книжные ожидания и на индивидуальную впечатлительность и крепость нервов.
Ну она не так уж прямо чтоб банально, тупо и т.д., просто по такой схеме уже снято несколько известных детективов. Поэтому я ожидала большей оригинальности.