Всем доброго времени суток! Фильм "Мой год в Нью Йорке" ("Мой год Сэлинджера") стал для меня глотком свежего воздуха. В основе этой канадско-ирландской картины - мемуары американской писательницы Джоанны Ракофф (ныне здравствующей), художественно переработанные режиссёром Филиппом Фалардо.
Сюжет.
Фильм повествует о переломном моменте в жизни будущей писательницы Джоанны Ракофф. 23-летняя девушка пишет стихи и хочет реализоваться как поэт. Для этого она едет в Нью-Йорк.
Там Джоанна устраивается ассистенткой в литературное агентство, в число клиентов которого входит сам Джером Сэлинджер. Руководит агентством амбициозная женщина, среди ее основных критериев по выбору персонала является то, что сотрудник не должен сам заниматься литературной деятельностью. Джоанне предстоит отвечать на письма Сэлинджеру от многочисленных поклонников, причем ответ этот должен быть шаблонным. Джоанна оказывается перед выбором - жить как все, подчиняясь ожиданиям общества, или рискнуть всем и начать свой творческий путь. Ей встречаются разные люди. Подруга Джоанны воспринимает творчество, как детскую прихоть, она так говорит:
Мы что, дети, стишки писать?
В агентстве тоже никто не одобряет занятий творчеством. Руководительница и к писателям-клиентам относится как к данности, без особого восхищения, объясняя это тем, что боится, что книга для неё окажется лучше человека. В то же время сам Сэлинджер, который никому не показывается и живёт закрыто ото всех, в телефонных разговорах поддерживает Джоанну в ее желании писать.
Персонажи.
Джоанна Ракофф (актриса Маргарет Куэлли) - девушка, находящаяся в поисках себя. Чтобы разобраться в том, что действительно ей нужно, Джоанна уезжает из родного города, бросая университет и парня, от которого уходит по-английски. В Нью-Йорке она вынуждена приспосабливаться под обстоятельства.
Ей приходится скрывать правду о своём таланте поэта, девушка вынуждена сказать, что умеет работать на печатной машинке, хотя все уже давно пользуются компьютером, потому что начальница издательства не воспринимает никаких новшеств.
Мне очень понравилась актриса, сыгравшая главную роль, ей удалось передать, с каким терпением писательница терпит чужие завихрения, являясь при этом сложной и чувствительной натурой.
В Нью-Йорке Джоанну окружают писатели, поэты, а также те, кто открывает писателей и поэтов миру.
Маргарет (актриса Сигурни Уивер), прототип Филлис Вестберг, которая во времена работы Ракофф в литературном агентстве возглавляла его.
Маргарет во многом противоположна Джоанне, она не хочет ни к чему приспосабливаться и выдвигает жёсткие рамки для своих сотрудников. Маргарет понимает, что её характер - далеко не подарок, но женщина не хочет ничего менять. Между тем, она оберегает покой Сэлинджера, который предпочитает беседовать только с ней. Есть в её жизни и ещё один интересный мужчина, вернее, ситуация, в которой она существует, перечёркивает образ свободной горделивой женщины.
Дон (актёр Дуглас Бут) привлекает Джоанну, так как сам пытается стать писателем. По сути становится же является эгоистом, считающим, что мужчины по природе своей полигамны, поэтому нет ничего страшного в том, что они смотрят на других женщин. На это Джоанна отвечает, что и женщины вообще-то смотрят на других мужчин.
Дон с легкостью обманывает Джоанну, превращая их отношения в плохую драму.
Визуал.
Фильм очень романтичный, несмотря на то, что ведущей сюжетной линией являются поиски себя, но и любовная линия в киноленте необычная. Если чаще всего нам показывают, как героиня бежит от "плохого" мужчины к "хорошему", то в данном фильме героиня бросает "хорошего", чтобы что-то для себя понять и ввязывается в не самые лучшие отношения, в которых то ли свободы слишком много, то ли равнодушия. Джоанна не может вернуться в прошлое, но память о нём заставляет её трепетать. Визуальный ряд фильма сделан так, что мы словно видим всё происходящее глазами героини. Она достаёт письмо и видит только обращение к ней, то самое обращение, которое она так любила. И эти слова являются началом конца отношений с новым возлюбленным.
Разговоры с бывшим навевают какую-то светлую грусть, мы понимаем, что он любил её по-настоящему.
Джоанна много читает. Долгое время она не знакомится с творчеством Сэлинджера, которого почти все (и я тоже) знают исключительно по произведению "Над пропастью во ржи".
В фильме сплетаются кадры реального мира и воображения Джоанны. Она читает письма поклонников Сэлинджера, но не должна отвечать на них ничего, кроме стандартной фразы. Между тем, некоторые письма сильно трогают Джоанну, она представляет себе отправителей, их жизнь и чувства,
а также негодование от того, что на их личные письма любимому писателю отвечает какая-то девчонка, читающая чужие послания.
Джоанна представляет себе совершенно другой мир, в котором люди дают волю своим чувствам и осмеливаются совершать то, чего другие от них не ждут.
Впечатления о фильме.
Фильм "Мой год в Нбю-Йорке" мне очень понравился, я даже не ожидала, что смогу увидеть такую прекрасную европейскую киноленту последних лет, когда пошлость стала нормой. Фильм этот не для всех, если вы не связаны с творчеством, скорее всего, кинолента окажется для вас пустой, и вы скажете, что она вообще ни о чём, но тем, кто сталкивался с жизненным выбором, как поступать дальше - реализовывать себя в качестве учителя, секретаря, наборщика текстов, имея стабильную работу, или развивать талант, картина, думаю, понравится.
Главная героиня вызвала у меня только положительные эмоции, она сильная и смелая девушка со своей точкой зрения. Мы неоднократно видим сцены, где героиня спорит с оппонентом, доказывая что-то своё, хотя большинство девушек на её месте просто со всем соглашались бы.
Визуальный ряд фильма считаю завораживающим, как тонко режиссёру удалось показать мир главной героини и её взаимодействие с окружающими. Почему-то "Мой год в Нью-Йорке" сравнивают с "Дьявол носит Prada", но мне фильм больше напоминает "Амели", по настроению он точно ближе к этой киноленте, хотя повторюсь, любовная тема в "Мой год в Нью-Йорке" не главная.
От меня пять баллов из пяти, мне очень нравится и тематика, и героиня, и различные ассоциативные связи. Это настоящее искусство.