Давно я хотела познакомиться с Евгением Водолазкиным, ещё с 2015 года, когда по его тексту писали тотальный диктант. Не с самим писателем, конечно, а с его книгами, очень уж они нашумели в своё время.
Пару месяцев назад наконец-то скачала его "Лавра" и "Авиатора" и выкроила время для чтения.
Решила начать с "Лавра", он и написан раньше, и всяческими премиями отмечен, Большая книга и Ясная Поляна в том числе.
Сперва, как водится, о положительном.
Начало романа, да и весь сюжет заинтриговывает читателя. Старый знахарь воспитывает внука Арсения, оставшегося сиротой после чумы, унёсшей жизни большинства жителей деревни. Дед передаёт мальчику свои знания о целебных травах и способах лечения, но вскорости умирает, и Арсений остаётся жить один-одинёшенек на отшибе деревни, продолжая дело деда.
Через некоторое время юноша даёт приют девочке-нищенке. Устинья становится его тайной женой, которую он скрывает даже от односельчан. При родах и Устинья, и ребёнок погибают. Всю жизнь Арсений несёт на себе бремя вины за случившееся, в память о любимой жене он берёт новое имя - Устин, и видит своё призвание в безвозмездной помощи людям.
За свою достаточно долгую жизнь главный герой проходит путь целителя, юродивого, паломника и праведника. Меняются в дальнейшем и его имена, под именем Амвросия он совершает паломничество на Святую землю , а завершает свой земной путь святым старцем Лавром. Четыре имени - четыре жизненных ипостаси.
Показателен диалог между немецким купцом и русским кузнецом во время похорон Лавра.
-Что вы за народ такой? Человек вам всю жизнь посвятил, лечил вас, а вы его всю жизнь мучили. И после смерти привязали за ноги и таскаете по полю,- спрашивает купец.
- Ты живёшь в нашей земле почти два года, а так ничегошеньки не понял про неё,- отвечает кузнец.
-А сами-то вы про неё понимаете?- спросил немец.
-А сами мы про неё, конечно, тоже не понимаем. - сказал русский.
Тут поневоле задумаешься о нашем менталитете, о своих взглядах. Из крайности в крайность бросаемся. Не можем тихо-спокойно жить, всё зудит в нас что-то.
Но чем дальше я читала, тем тяжелее давалось чтение, книга не вела меня за собой, это я себя подталкивала.
Действие романа становилось монотоннее и скучнее. Моё восприятие этой книги как классического описания жития святого старца в русское средневековье становилось скептичнее, я начала спотыкаться об авторские изыски.
Первый раз меня удивило, когда в одном предложении встретились тайный уд и эрекция)) Ладно, думаю, не заметил автор временной нестыковки, бывает.
Но как оказалось, это не единичная ошибка, а намеренный авторский приём наслоения исторических языковых пластов. Вероятно, литературным критикам пришлись по сердцу эти вкрапления современных жаргонизмов в древнерусское изложение. Но в этом плане для меня наивысший авторитет Нора Галь, упирающая на историческую уместность каждого слова.
И действительно, как я могу доверять автору, у которого монах- схимник употребляет выражения вида "предоставлю информацию тет-а-тет".
По замыслу автора, одним из центральных персонажей является Время, оно нелинейно и искривляется, убеждая читателя в том, что нет ни прошлого, ни будущего, всё мозаично переплетено, составляя из выхваченных кусочков нечно аморфно-целое.
Мне, человеку далёкому от креативных литературных пердимоноклей, воспринимать такое произведение скучно и сложно. Если оно предназначено для узкого круга специалистов, то и читают его пусть в университетах и литинститутах.
Автор, известных историк по своей основной специальности, позвояющий себе вульгрно обращаться с древнерусской литературой, делающий из неё лубочню картинку, мне непонятен.
Да ещё и явно стыренная история из горьковского "Детства" не увеличила мою симпатию к Евгению Водолазкину. Если помните, у Горького Алёша с бабушкой, собирая в лесу лечебные травы, увидел волка, принял его за собаку и хотел приручить. Здесь история списана один в один, только вместо бабушки дед.
Поэтому всё время чтения "Лавра" меня не покидало ощущение, что автор относится к читателю с иронией и даже насмешкой, предполагая в нём наивного дурачка, лопающего эту неудобоваримую стряпню, выдаваемую за изысканное блюдо.
Ни в коем случае не хочу отговаривать вас от чтения "Лавра", наоборот, советую прочесть и оценить, ведь мы по-разному воспринимаем текст, у нас разный опыт и жизненные взгляды. В вопросах книжных предпочтений никогда никого не сужу, высказываю лишь своё субъективное мнение.
Я же удалила из своей электронной книги (кстати, вот она) и "Лавра", и непрочитанного "Авиатора", твёрдо решив, что Евгений Водолазкин не относится к писателям, которых мне хочется читать, тем паче перечитывать.
Спасибо за внимание к отзыву!
Читайте книги, любите книги!