Опубликовано 3 Март, 2025 - 20:39

  • Опыт использования:
    один раз

После Мира Дикого Запада впечатлиться сложно, но фильм Субстанция достаточно гадкий, современный, ледяной и больной, чтобы порадовать тех, кому это нравится.

Фильм был посмотрен еще в том году, но заняться кучей своих впечатлений нашлось время только сейчас.

Кстати сказать, спустя хорошую паузу получше видно, чего стоит кино. Пара лет еще не прошла, но по своему окружению я уже вижу, что в среднем оценка невысокая. Основная реакция - это такая сложная гримаса, выражающая смесь недоумения, презрения, отвращения и интереса. Фильм явно относится к тем, которые не вызывают уважения, но...Но.

У меня тоже смешанные впечатления, попробую разобрать по пунктам.

ПЛЮСЫ

✅ Эстетика

Не зря китайцы называют Америку - Мейгуо (красивая страна). Американское кино можно просто смотреть. Даже если там показана полная дрянь, красота найдется. Здесь картинка в стиле поп-арт, много резких лаконичных красок.

Все сцены о красоте-некрасоте насыщенны самоиронией, что вызывает уважение. Они как будто говорят "мы слишком увлеклись внешней красотой, мы забыли о содержании". И контраст "объект" - "подача" в фильме очень напряженный. На многих моментах я кайфовала, хотя, наверное, сложно говорить о кайфе, когда смотришь на человека, который ест как свинья. Но я том, как это показано.

✅ Эмоции

В некоторых отзывах отмечали, что героиня Деми Мур Элизабет Спаркл очень одинока, у нее нет друзей, родни, общения. Но ведь это есть много где, в каждом втором кино. В Субстанции это подается особенным образом, благодаря работе с визуалом и тщательному отбору всех эмоций всех персонажей - вот не знаю, намеренно или нет, но было исключено все окситоциновое, теплое и близкое, весь этот уникальный юмор с друзьями, подколки, за которыми скрывается любовь, да просто хотя бы живые нешаблонные слова поддержки.

Вначале есть такая сценка на чисто американских улыбках, где Элизабет Спаркл идет по коридору, и все говорят ей Happy Birthday! (я посмотрела также на английском), и это так грустно. Даже не видно, кто ей это говорит. У героини шаблонная улыбка. А ведь день рождения - важный символический момент. Это признание и подтверждение, что "ты есть, ты существуешь". А наша героиня существует вот так, между делом.

И всегда так.

Зритель все время будто идет по гулкому металлическому коридору в полной пустоте, и это чувствуется даже в самых многолюдных эпизодах фильма.

Это кино - арт, я в восторге от его сборки и этой холодной космической пустоты.

✅ Музыка и звуки

Тоже все шикарно, все на своих местах, блестящая работа. Хотя ничего не запомнилось само по себе, но сплавлено с картинкой изумительно. Как нейропрограммирование. Фильм втягивает в себя, отвлекаться не хотелось.

✅ Наука и современность

Ну как наука...смешно. Конечно, в фильме нет никакой науки. Но создатели весьма изобретательно вплели в сюжет такие современные понятия, как "инновации", "достижения медицины", "репликация", "двойники", "кит-наборы", "удаленные покупки" - это все увлекательно смотрится, потому что близко к нашей сегодняшней жизни, и по причине "ну что же, что же они придумали дальше". Внимание держится прекрасно.

И даже забываешь, что это сказка чистой воды, не реалистичнее колобка, потому что все выглядит как настоящее и свежее, совсем не заезженное. Пока я смотрела, мне ни одна параллель в голову не пришла, хотя эксперименты с телом были много где, типа в фильме "Без лица" с Траволтой, "Муха" Дэвида Кроненберга, наконец, был целый вагон таких штучек в Рике и Морти (пересмотрено 6 раз). А в Субстанции ни разу не возникло чувство "это уже было".

Только в середине фильма я вспомнила про Дориана Грея.

И когда писала отзыв, прочитала, что:

По признанию Корали Фаржа, основным источником вдохновения для создания фильма послужил роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Но сходство с Дорианом Греем я уловила только потому что фильм мы смотрели в два этапа, по половинке с промежутком в неделю, не было времени подряд. То есть, внимание уже рассеялось и в голову полезла аналитика. В целом же фильм держит внимание и не дает мыслям блуждать (что считаю огромным плюсом, потому что прочищает мозги).

✅ Голос продавца субстанции

Уверенный, четкий, холодный, без лишних слов. Очень понравился, ждала его в кадре. Конечно, это антигерой, как и все мужчины в фильме, но на фоне невнятного поведения главной героини, которая не могла ни туда, ни сюда, его уверенность выглядела приятно.

✅ Главный персонаж - Элизабет Спаркл

Главная героиня - противоречивая натура, ее поступки часто бредовые, многие отталкивающие. Но в ней есть что-то милое, как в потерянном ребенке. Вызывает сопереживание и участие, за ней хочется следить.

✅ Деми Мур

Я ее не люблю, не в моем вкусе. Но надо признать, что для своего возраста она выглядит отменно, да и даже для женщины 40 лет это очень неплохо было бы. Фильм меня нисколько не убедил в том, что сексуальны только очень-очень свежие тела, хотя половина событий в сюжете на этом основывается, но это чьи-то заморочки, а не мои.

Игру Деми Мур оценивать сложно, потому что совсем не знаю ее другие работы. Во всяком случае было приятно следить. В первой половине фильма удивляло наивное поведение такой зрелой женщины, она никому не может дать отпор, заискивает, заглядывает в глаза с ожиданием. Но это уже претензии к роли, а не к актрисе. Человек с подростковым восприятием в зрелом теле сыгран очень убедительно.

Наконец, мне очень понравилась смелость актрисы. Да и вообще ценю этот бешеный американский стайл, когда человек не стесняется рассказать-показать и все о себе любимом. В какой мере Деми Мур высказалась о себе - никто не знает, но роль сложная, намеренная демонстрация возрастных изменений с фокусом на них, ну вот ниже скрин: разве это такой уж страшный животик?...А в фильме показано с таким дотошным осуждением, что веришь вместе с героиней: да, ужас, печаль, грустно.

❗❗❗ Жаль, что авторитетное жюри этих вложений не оценило. Церемония награждения Оскар прошла вчера, 2 марта. Приз за лучшую роль получила Майки Мэдисон, 25-летняя молодушка. Я этот победивший почти во всех номинациях фильм "Анора" не видела, и вряд ли будут смотреть, описание меня не привлекает. Секс-работницы и олигархи. Я еще не посмотрела, а меня уже раздражают их проблемы )) 🙈 И на золотую пальмовую ветвь смотрю кисло. Так что разделяю обиду по поводу проигрыша.

✅ Маргарет Куолли

Когда-то в одной книге попалось описание женщины: "выражение ее лица было робким и интригующе непосредственным". Наконец-то я вижу такое выражение. У Маргарет Коули какой-то особенный взгляд, затаенный, как будто украдкой. Люблю, когда в женской красоте есть уникальное послание. Также приятно было узнать, что она дочь Энди Макдауэлл (День сурка - старый добрый и очень любимый фильм).

✅ Деннис Куэйд

Имея внешность летчика американских авиалиний и улыбку Тома Круза, сыграть настолько отвратительного мерзавца - это надо уметь.

✅ Дверь

Мне очень понравилась дверь, в которую не побоялась пройти главная героиня. Сам сюжет банальный, но к этому придираться я давно не хочу, и в данном случае сюжет прекрасно расцвечивают всякие символические моменты. Дверь - один из них. Рой вопросов, во всяком случае, вызывает: что за жесть, почему так, а ты бы пошел именно в такую дверь? Также я обожаю рассказ Герберта Уэллса "Дверь в стене", поэтому двери вызывают особенно нежные чувства.

✅ Женская тематика

Есть женское Инь и мужское Ян. В современных фильмах очень много Яня. Цель, победа, достижения, человек в этом мире и прочие такие темы.

А вот тех, где есть концентрация на женском - встречается очень мало...В Субстанции нет никаких ответов, и, возможно, даже не было попытки поднять вопрос о том, что женственность потерялась. Но сам факт, что героиня, пусть изломанная и ненормальная, но все же женщина, а не мужик в юбке, мне приятен. По фильму заметно, что она самая настоящая женщина: нежная, податливая, любит красивое, ищет любовь. В ней нет ни капли бунта, она не пытается менять правила игры (мужчина бы непременно попытался), а следует тем правилам, какие есть, и меняет только себя.

✅ Концовка.

Концовку ругают, она правда отвратительна, но она, наконец-то, подчеркнула абсурдность темы. То есть, все ранее показанное - полный идиотизм, но это рассказывается с таким серьезным лицом, что даже веришь. А концовка отлично показывает, какой это бред - потакать неверным симпатиям публики не зная меры. Главная героиня буквально отдала всю себя зрителю.

Концовка символична, и для тех, кто неравнодушен к концептуальному искусству, она интересна. Я могу предложить еще пару трактовок:

  1. Вот что рожают женщины, которые лето красное пропели, и не родили детей.
  2. Издевка над зрителем. "Вас так сложно стало удивлять, получите".
  3. Издевка над мужчинами, которые своим опредмечиванием и разбором женских достоинств доводят дело до абсурда. В середине фильма была сценка, которая связана с концовкой очень прозрачно.

Но, конечно, можно еще поразмышлять.

 

МИНУСЫ

 

❌ Не страшно, просто противно. Хотя, как я уже сказала выше, сильного отвращения я не ощутила, потому что меня захватила идея контраста между hd-качеством картинки и тем, что именно снято. Я еще не видела такой превосходной глянцево-мерцающей съемки еды, и чтобы при этом выглядело отвратительно. Кстати, рекомендую смотреть только в максимальном качестве. (Почему-то в конце декабря я без труда нашла в открытом доступе лучшее качество, а сейчас не выходит?...)

❌ Вся эротика очень скучная и безжизненная, это все равно что искать эротику в каменных идолах. Когда мне сказали, что в фильме было уж очень много видов на пятые точки и даже перечислили все эти моменты, я была в шоке. Я правда их совсем не заметила. На любом пляже еще больше.

❌ Грим неубедительный, все кишки и прочее уж очень силиконовые. Хотя, впрочем, это может быть и намеренно. Иначе было бы совсем тошнотворно.

❌ Вторая половина фильма не такая увлекательная, как первая. Сюжет поехал и стал очевидно тупым + эти горы бессмысленной жестокости. В последние полчаса некоторые из нашей компании молились, когда же это кончится, а все никак.

❌ Юмора нет, только в конце. Обстебывать в компании фильм тоже не получается, для этого он не подходит.

❌ Никакого особенно глубокого смысла и тем более ответов в фильме нет. Максимум диагностика. Можно поразмышлять о нездоровых людях с дисморфофобией, а также можно задуматься о недостатках общества - поверхностного и замороченного на молодости, можно порассуждать об одиночестве...

Но все это какая-то чепуха, когда вспоминаешь про тот же боди-позитив, моду на мешковатую одежду, массу откровенно некрасивых людей на ключевых позициях в реальной жизни и удивительную дружелюбность американцев (конечно, в среднем). Первую половину фильма нам казалось, что это не про наше время, а про 80е или 90-е. Красно-белые интерьеры тоже отдают модой каких-то древних лет.

Несомненно, найти глубокие мысли можно и глядя на кирпичную стену. И этот фильм тоже может предложить пищу для размышлений. Но мне совсем разонравились натяжки и приписывание смыслов. Данный фильм не заявка на хоть сколько-нибудь серьезное исследование, хотя мне и понравился отзыв одной женщины, которая сама страдает от неприятия своего тела. Но в отзыве была глубина, а в фильме нет, фильм прямой как палка.

ВЫВОДЫ

Фильмы, подобные Субстанции - это хороший способ сбросить напряг. Это типа жвачки с ярким вкусом, пожевал, отвлекся.

Если захочется включить мозг, фильм на троечку. Для киноклуба полно фильмов намного лучше.

Возможно, может быть интересно тем, кто пытается узнать больше о себе, но тут сомневаюсь, уж очень стерильные условия в фильме показаны. Фильм безжизненный и настолько не теплый...если реально есть дисморфофобия, такое смотреть, имхо, даже опасно. Только еще больше напитаться ненавистью и холодом.

И чувствуется, что американское кино несет с этим нагромождением жесткостей, границы потеряны, как у наркомана. Когда слишком этого много, уже не реагируешь и не веришь.

Субстанция - фильм совершенно не мужской, я смотрела в женской компании, инициатива моя. Понравилось не всем. Хотя все признали, что вовлекает и сильная картина. Мне снились сны на тему. Образы фильма ясные, очень четкие, в задумке есть искренность. Это цепляет. Одна подруга как-то сказала, что ей приснился позвоночник.

На один раз, считаю, просмотр этого фильма - удача. Я хотела отвлечься и качественно отвлеклась. Но пересматривать не стану точно. Может, кто-то помнит еще фильм "Человек - швейцарский нож"? Тоже та еще гадость, разбившая публику на два лагеря: 1. Фу, какая мерзость, 2. Да вы просто не поняли всей глубины смысла, простаки, а вот мы - богема с изысканными вкусами.

И что же? Пошумели и забыли. И с этим фильмом так будет, вещь одноразовая. И даже те, кто находил глубину, вряд ли захотят пересмотреть.

Объективно говоря, надо бы ставить четыре, однократно порадовал и отвлек отлично, но фильм уж слишком наивный и предсказуемый! Жирно ему ставить четыре, и нечестно по отношению ко многим другим фильмам, которые трогают больше струн.

Рекомендую под настроение, любителям сильного визуала и тем, у кого достаточно высокая переносимость гадостей и при этом хочется развеяться.

То, что фильм так обломали на церемонии Оскар, меня не удивляет, хотя немного обидно за работу Деми Мур.

Похожие фильмы:

  1. Репродукция, 2018
  2. Субстанция: идеал, 2024

Спасибо, если осилили эту портянку 💖

Достоинства
  • Для сброса накопившегося напряжения
  • Женская тематика
  • Задумка
  • Классный голос у продавца Субстанции
  • Некрасивое красиво
  • Отличная актерская игра
  • Первая половина
Недостатки
  • Бессмыслица
  • Вранье и сказка почти всё
  • Вторая половина
  • Логика не ночевала
  • Перебор в отталкивающих сценах
Everafterrainрекомендует
Читать все отзывы 320
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 320
Смотрите также