Опубликовано 4 Март, 2024 - 08:49

  • Опыт использования:
    один раз

Начав смотреть этот фильм, я почти сразу почувствовал атмосферу моего любимого сюрреализма. Вкупе с замечательными актёрами и их игрой, в голове промелькнула фраза Жоржа Милославского

Это я удачно зашёл.

Когда же фильм закончился, мне оставалось лишь подтвердить наличие на этом свете ещё одного моего фильма, который не совсем от мира сего. Более того, этот фильм явил мне конкретную драму, а это в моём киноманском мире архиважный пункт. А если штрихи сюрреализма сочетаются с драмой? А если ещё добавлена серость и депрессия? Там ещё есть «если», и все они – в яблочко.

Немного о том, что же всё-таки такое для меня сюрреализм в кино. Прежде всего, три примера: «Солярис» 1972, «Сталкер» 1979, «Приключения маленького Мука» 1983. Крайний фильм из этого списка я взял для того, чтобы показать: у каждого может быть свой сюрр. В отзыве на «маленького Мука» я пытался показать, каким может быть одно из моих представлений о сюрре. С остальными фильмами – думаю, там и объяснять ничего не нужно. А ещё, может быть такое, что мне не каждый сюрреалистичный фильм нравится. Например, «Вход в пустоту» 2010. Сюрреализм-то там отборный, но сам фильм мне что-то не понравился.

И всё же, что такое сюрреализм из «официальных» объяснений? Об этом много чего понаписано, но я бы выделил семь признаков сюрреализма в кино. Кстати. К этому фильму все семь и подходят.

Первый признак – игры и фантазии на тему времени или пространства. В фильме «Чувства Анны» с пространством всё понятно, а вот насчёт времени – что-то я сомневаюсь. Вроде и обычная современность – «эпоха телеведущей Екатерины Андреевой», но полёты на Марс – это какое-то очень далёкое будущее. Таким образом, к реальности добавляется искажение и появляется признак сюрреализма.

Второй признак – не совсем естественные образы, которых в реальной жизни быть не должно. В фильме этот пункт отведён инопланетянам. Есть даже сцена, в которой показан огромный памятник «инопланетянину». И пришелец показан таким типичным: избитый образ, который в представлении людей должен представить собой иные цивилизации. Образ инопланетянина должен быть непременно антропоморфным, похожим на человека: так удобнее, так более наглядно видно, что мы «братья по разуму».

Третий признак – психоделический приём. В фильме показано, как сознание главной героини непонятным образом меняется, и она в таком состоянии транслирует чьи-то мысли. В её случае, это мысли какого-то инопланетного разума. Главная героиня ничего не может объяснить, хотя от неё этого требуют окружающие. Невооружённым глазом видно, и это благодаря отличной актёрской игре, что персонаж сама находится в растерянности. Просто, с блаженной улыбкой на лице и закрытыми глазами, находится где-то в своём психоделическом путешествии.

Четвёртый признак – это эротика. По мнению некоторых знатоков кино, эротика также может быть частью сюрреализма. И этого «добра» в фильме будет достаточно. Вроде и «серьёзного» ничего нет: просто обнажённые тела, показанные по отдельности и через временной промежуток. Эротических сцен будет две, и я бы их назвал довольно продолжительными. На восприятие фильма они значительно влияют, добавляя какого-то искажения действительности. Показанные тела далеки от совершенства, и это подчёркивает общую удалённость всех персонажей от внутреннего совершенства.

Пятый признак – это смыслы, которые скрываются в символах. Это «добро» в фильме вообще на каждом шагу: начиная с отрезанного пальца и заканчивая постоянной трансляцией количества умерших от вируса. Что хотели сказать этим кинематографисты – тут уж, пардон, каждый за себя. А можно и ничего не усложнять: например, шоколадная фабрика – это не только производство услады, но и отрезанные пальцы (почему, собственно, главная героиня и не ест конфет, а скармливает их дочери). Люди умирают от вируса? Так вот она – суровая реальность с постоянным табло-напоминанием, на котором каждодневно растёт число умерших. К смерти и встрече с богом нужно быть готовым постоянно, поэтому нужно иметь соответствующие мысли и состояние души.

Шестой признак – это состояние болезненного беда. Весь этот фильм можно рассматривать как болезненный бред. Совсем малолетних персонажей я не рассматриваю, но, например, сын главной героини уже вроде и не совсем малолетний, а ума у него… Молодой парень следит за мамой, и транслирует это в прямой эфир. Ничего святого, какой-то болезненный бред.

Вроде и есть в фильме положительный персонаж – это муж главной героини. И в тоже время, у меня как-то не лежит к нему душа. Во-первых, путным мужьям жёны среди бела дня не изменяют. Во-вторых, раз уж такое случилось, что это за реакции в виде болезненного бреда? Окончательно «добить» свою бедолажную жену? И итог всего этого прекрасно показан. В-третьих, меня «добила» подаренная жене шуба. Люди, собравшиеся лететь на Марс, на своей родной планете продолжают цеплять на себя шкуры убитых животных.

Тем болезненного бреда в фильме предостаточно. Мне особо запомнились две. Первая тема – это «лучшие» подруги. Там по классике: от совместного распития, до «смертного» боя. И всё из-за чего? Зависть. Суть этих «лучших» подруг всегда таилась в глубинах их душ. Просто, пришло время, и всё повылазило наружу.

Далее идет тема истерики директора шоколадной фабрики. И это самый натуральный болезненный бред. В финале этой сцены был намёк на психическое нездоровье директора, когда скорая помощь приехала, и доктор начал уточнять, кого именно им нужно «забирать».

Седьмой признак сюрреализма в моём понимании – это аллюзии. Аллюзии – это своего рода намёки. С намёками, само собой, нужно иметь какую-то осторожность, а то можно неверно растолковать намёк и буквально донамекаться. Впрочем, это намекаю не я, в фильме это делает, например, сама Екатерина Андреева. Всё это, конечно, сильно завуалировано. Здесь я имею в виду сцену, где Андреева говорит о том, что полёт на Марс – это якобы всего лишь телевизионное шоу. Завуалированно это тем, что знаменитая телеведущая представляет собой, в тот момент, продукт болезненного бреда главной героини. Андреева вообще классно сыграла. Отменная суперневозмутимость. Как всегда, в своём фирменном стиле, без намёка на эмоции.

*******

*****

По поводу того, что я написал выше о сюрреализме, я ни на какую истину не претендую, это всего лишь моё видение такого кинематографического направления. Все эти признаки очень размыты, они могут перемешиваться между собой, или быть по отдельности. И вообще, я считаю, что у каждого зрителя может быть свой сюрреализм. Кому-то и привычные обыденные вещи могут казаться сюрром.

Меня же этот фильм зацепил по всем параметрам. Сюрреализм – это само собой, но в «Чувствах Анны» я увидел ещё и потрясающую драму. Анна Михалкова великолепно показала все противоречия и душевные метания своей героини. Главную героиню в фильме всегда жалко, даже когда она вытворяет несусветные вещи. Финал вообще рвёт душу, но он не открытый и всё расставляет по местам. Главная героиня прошла просто фантастическое испытание, в ходе которого вся её скверна благополучно вылезла наружу.

Для себя я расцениваю этот посыл фильма как напоминание и некий урок: не обязательно, конечно, произойдёт такое, что я буду слышать инопланетные голоса и возгоржусь по этому поводу. Гордыня и зазнайство может проявляться у меня и по более мелкому поводу: не нужно давать волю гордыне в мелочах, чтобы в какой-то момент не пришлось возгордиться по-крупному.

Последствия гордыни в фильме вообще очень ярко показаны. Она как наркотик: слабая душа, соблазнившись временной славой и возгордившись, впоследствии уже будет готова на всё, чтобы не упустить эту славу. А если слава всё-таки уйдёт, то такая душа начнёт выстраивать ещё большую иллюзию вокруг себя, идти на любой обман. В фильме есть эпизод, показывающий это: жена одного очень пьющего персонажа будет просить у Анны помощи. В этом месте Анна у меня вызвала какую-то особую жалость.

 

***

В общем, мой любимый серый сюрреализм оказался в итоге ещё глубоким кинематографическим произведением. Для меня и сам по себе сюрреализм прекрасен, но когда помимо него добавляется и качественно показанная драма, такой фильм вызывает какой-то особый восторг.

Приятно было наконец-то увидеть настоящее актёрское мастерство. Михалкова и Трибунцев они, конечно, мастера, но хочется выделить и всех остальных актёров. Даже совсем незначительные роли вроде студентки Лизы с её ухмылками и утятами сделали своё дело. Лиза, например, дала порядочный контраст, сгустив и без того густой сюрр: кажется, что этот персонаж также пребывает где-то в своей нирване. Это касается и Ланы (Екатерина Новокрещенова): внешность под стать фильму.

Такие персонажи – те ещё «подарки судьбы». Однако выяснилось: эти персонажи также помогали осознать Анне то, что является в её жизни самым важным. Анне нужно было пройти кучу мытарств, чтобы понять то, что в её жизни нет ничего важнее семьи, работы и обычной жизни. И пусть эта жизнь серая и скучная, она всё равно прекрасна: уж получше тех псевдозвёздных мытарств, через которые суждено было пройти Анне.

Хорошо тому, кто в своём дому.

Достоинства
  • Актеры
  • Смысл
  • Сюрреализм
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 8
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 8
Смотрите также