Под каждый Новый год любят у нас показывать тематическое кино про зимние чудеса. Вот и сейчас по ТВ гоняют "Дух Байкала", фильм как раз про такое зимнее чудо. Хотя по мне, этот фильм хорош для детей, а вот для взрослых он местами ужасен и жесток. Потому что правдив.
История про ребёнка, который в одно мгновение стал не нужен никому. У Лёни умерла мама, и отец тут же спроваживает его алкоголику-деду. Дед тащит его ловить рыбу на Байкал, и страшной ненастной ночью пацан теряется. Это если вкратце.
Однако духи Байкала - это не папашка с дедом, не дали случиться беде, и на том спасибо.
О ЧЕМ ЭТОТ ФИЛЬМ
Фильм на вечную тему, что прежде чем все разуют глаза, должна случиться беда. Как говориться, гром не грянет - мужик не перекрестится.
Первое, что бросилось в глаза - герои говорят на разных языках в самом прямом смысле. Ленка на русском, дед-бурят на бурятском. Думаю, это не просто так. Потом Ленка вспомнит бурятскую песню про зайчика, а дед запоет "Город золотой", но это потом.
Нет общего языка, потому что отец на первых кадрах явно не нуждается в сыне. Работа, дела, а тут ребёнок, который в гаджетах сидит. Трагедию ребёнка, к которому больше никогда не придёт мама, не видит никто.
Да, муж переживает потерю жены, а отец - потерю дочери, но на этом все.
Показательна сцена, когда Ленка кинул снежком в сторону бурятской девочки, и мать той девочки начала ругаться и говорит, что твоя мать плохо тебя воспитала. И вот эти немые слезы мальчика сказали все за себя.
Понятно, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", и во всем мире нет никому дела до этой боли.
Конечно же, должно было что-то случится, потому что так жить невозможно.
В фильме несколько главных героев, и это не только дед, отец, сын. Это и Святой Дух и Байкал, и природа, мама, которой нет.
ОТЕЦ
Он - русский мужчина (жена его очевидно бурятка), и он представляется мне типичным современным мужчиной, которому не нужны его дети. На логичный вопрос, а как же ребёнок без отца, он отмахивается: пацан сидит в гаджетах, да и взрослеть ему надо. То, что Лёньке надо взрослеть с отцом, даже не обсуждается.
Отец конечно же духовно взрослеет в процессе поиска ребёнка, а как иначе?
-Я потерял не только жену, но и сына
- Нет, ты себя потерял
Отца играет Мосэ Куртанидзе, российский актёр с грузинскими корнями. На мой взгляд, роль отыграна хорошо. Отец достаточно брутален и силен, чтоб жить на Дальнем Востоке и работать там, но совершенно не гибок, чтоб приспособиться к новым условиям жизни без жены, поэтому рубит с плеча.
Интересно, что история с потерявшимся мальчиком - реальная, и случилась как раз с Мосэ.
В основе сюжета фильма лежит реальная история, случившаяся в детстве с Мосэ Куртанидзе, когда он отправился на рыбалку на Байкал со своим дедушкой и у них сломалась машина. Оставшись одни на мысе Крестовый, они несколько часов пробирались пешком через бурю навстречу отцу Мосэ.
ДЕД
Дед намного интереснее отца, это старый бурят, который знаком с духами Байкала, скажем так. Но он тоже в кризисе. Дед в прошлом знатно выпивал, потом, как я поняла, в завязке оказался, но со смертью дочери снова стал прикладывать к бутылке.
Дед занимается ловлей рыбы, и сейчас для него сложные времена, рыбаков постоянно штрафуют.
Да и понятно, что вот эта бурятская традиция и верования приходят в упадок, но что приходит на их место? Мужчины, которые сбагривают своих сыновей с глаз долой?
Дед тоже в процессе решает свои вопросы, кто он, какую связь имеет с этим местом и куда он и его род движется? Все таки он глава семьи и самый старший мужчина в роду.
Деда играет актёр Олег Бабуев, бурят по национальности.
ЛЕНЬКА
Пацанчик - мостик между современным и старым миром. Он сын бурятки и русского, и по началу не нужен не тем и не тем. Но Ленька хорош и сам по себе, духи Байкала его любят, и это, наверно, главное.
Вообще дети почти всегда играют искренне и честно.
ОБРАЗ МАМЫ
Мама, которой нет - она все равно в сердце. Это как путеводная звезда, которая ведет ребенка между льдов.
В фильме очень красивая сцена есть, где терпящий бедствие Лёня ночью в бурю видит такого же детёныша нерпы, который потерялся без мамы. Эта сцена усиливает эффект одиночества и смертельной опасности.
____________________________
Дух Байкала - одна из немногих современных кинокартин, которая воспринимается как художественное произведение. Тут много параллельностей, недомолвок, сцен с двойным дном.
Например, сцена, когда дед и ребёнок видят вдали огни автомобиля отца, и пытаются привлечь внимание, размахивая зажденымт спичками.
И вот ночь, пурга, маленькая фигурка мальчика с дрожащая огоньком в ладошке, который изо всех сил зовёт отца.
Он тебя не слышит...
Сильная и красивая сцена, потому что отец не слышит сына не только в тот момент бури, но и вообще по жизни.
Папу, кстати, в принципе никто не слышит. Он не может сквозь бурю донести информацию по телефону до диспетчера МЧС, что-то бестолково орёт про пропавшего деда и мальчика. Он с трудом договаривается с подрядчиками в начале фильма. По ощущениям, в начале фильма папа - такой же потерявшийся ребёнок.
В фильме так же много библейских аллюзий, начиная песней "Город золотой", которую поёт ребёнок и вспоминает дед, потому что песню пела умершая мама, и кончая финальной сценой, когда над Байкалом встаёт золотое солнце, и стая волков (практически силы тьмы) отступает.
В ЧЕМ ФИШКИ ФИЛЬМА?
Во-первых, не могу не отметить шикарный кастинг. Пишут, что на роли хотели и Пьера Ришара, и японских актёров на роли бурятов. Но то что есть, имхо, в точку. Эмоции отыграны сильно, правильно и щедро. Герои растут, меняются, не стесняются быть некрасивыми, смешными и порой глупыми.
Во-вторых, фильм пройдёт и детям и взрослым. Со мной смотрел сын, ему тоже понравилось, но совершенно на другом плане. Да, кино с приключениями, выраженным сюжетом, ключевыми моментами и всем таким.
Взрослые заметят и социальные моменты, о которых я писала выше.
Ну и конечно же природа Байкала, она снята замысловато и с необычных ракурсов, есть на что посмотреть.
Природу показывают щедро, много и залипательно, благо, что там можно кадров наснимать.
Разные виды льда, воды, гор, красивые деревеньки, все это достойно внимания.
Фильм заканчивается на позитивной ноте, хотя в реале такие истории ничем хорошим не заканчиваются.
Фильм важен и тем, что показывает путь мужчин. У нас же в основном матери-бабушки все решают, а тут три поколения, оставшиеся без женщин. Которые сильно растерялась, но в целом справились, и это радует.