Итак, чудесное время, студенчество. Действие примерно в конце декады 10-х годов. Юношеские фантазии о том, что получив в/у и уже приобретя автомобиль появится возможность бороздить океаны дороги любимого города, особенным желанием было привлечение большого количества внимания окружающих и грёзы о том, что больше не придётся барахтаться в общественном транспорте как селёдка в банке, а уже наслаждаться вождением своего собственного транспортного средства. Выбора было не особо много, бюджет падал с каждым разом после пересдачи экзаменов, но это уже совсем другая история. Жигули? Нет, слишком просто. Москвич? Может быть, но определённых моделей, которые либо сгнившие напрочь, либо с лежащим мотором. Было даже семейство 08, 09, 10 и им подобные, но без полов. Тут по непонятному до сих пор стечению обстоятельств, мне попадается интересный экземпляр и я вспомнил про мечту детства.
Небольшое отступление: однажды мне в детстве, в младших классах если быть точнее, подарили игрушечную металлическую Волгу цвета, как оказалось, малахит. И тогда я первый раз влюбился. С тех пор, я пообещал сам себе иметь в будущем именно такую волгу, именно таким цветом, но…
Но она оказалась белой, это пол беды, для меня уже не было никаких преград. Покрашу. В некоторых моментах была ржавая, по барабану, сделаю. Треснутый передний бампер, куплю новый. Я никак не смог отогнать от себя мысли о покупке этого пепелаца. За 30 тысяч рублей.
Итак, это был газ 3110, 2001 года выпуска, пробег был что-то вроде 250 тыс.км. Цвет айсберг, он же белый, на инжекторном моторе змз-406 объемом 2.3 литра и 131 лошадиных силы по птс (подробная информация про мотор будет дальше). Я прекрасно отдавал себе отчёт в том, что расход топлива этого мотора что-то вроде 15 л./100км., в интернете было прочитано масса информации о проблемах этого мотора, его капризах и про его распространённые неисправности.
Про мотор. Начнём с не большой исторической справки. За основу этого мотора был взят мотор от SAAB 900, 2-х литровые версии которого были весьма популярны в Европе. В начале 90-х годов данный мотор уже существовал на бумажках, и уже в 1996 году он начал производиться мелкосерийно, а в 1997 попал на основной главный конвейер. Задачей инженеров было создать четырехцелиндровый 16-клапанный мотор с современными уже тогда системами питания и зажигания через электронный блок управления (Микас). Первыми партиями выпускались двигатели именно инжекторные, в дальнейшем начали производить и карбюраторы для более дешёвых вариантов газелей и легковых автомобилей газ группы. Данный мотор первое время не вызывал доверия у автолюбителей, поскольку наш менталитет более доверчив «старому и надежному» (змз 402), чем «современному». Но спустя время он показал неожиданно хорошие результаты по эксплуатации, хоть и со своими болячками. В этих моторах частой поломкой возникал именно натяжитель цепи ГРМ, в основном он ставился гидравлический. При его поломке цепь ГРМ соскакивала и ломала пластиковые успокоители цепей, благо на этих моторах стоят гидрокомпенсаторы и ничем особо критичным это не оборачивалось. Так же, не особой надежностью отличались катушки зажигания и маслосъемные кольца, а те же самые гидрокомпенсаторы начинали стучать уже после 50-70 тыс.км. Инжекторные варианты оснащались кучей датчиков и лично для меня было проблемой найти подходящие датчики охлаждающей жидкости, которые хоть и дешёвые, но их частый выход из строя достаточно хорошо бьёт по карману и вызывает пассивную агрессию, ведь при первой поломке этого датчика рождается вопрос: «а какой тебе нужен, коричневый, бежевый или чёрный?». При выставлении фаз ГРМ вообще отдельная история, опытные «Волговоды» знают о существовании приспособления для установки фаз ГРМ, как и о «разрезных» звёздах распределительных валов, разобраться с которыми для новичка целая эпопея. Возможно, преемники 406-го мотора, 405 и 409, уже более модернизированы и уже не имеют таких болячек, но об этом я уже буду не здесь и не сейчас.
Дизайн именно этой модели меня привёл в восторг, внешность 3110 мне нравилась практически всегда, хоть и меньше чем внешность модели 3102. Мне часто говорили, баржа, ванна на колёсах и т.д., но мне она (волга) нравилась и на суждения со стороны было до фонаря.
Уже в то время я на собственном опыте испытал многие отечественные автомобили, но комфортнее всего мне было именно в Волге. Да, кренится, валится на поворотах, но даже по сравнению с жигулями на это просто не обращаешь внимания. Если она в хороших руках, хоть какая-то ее плавность движения может быть достигнута на максимальном для неё уровне. Салон хоть и прост, но тоже по своему комфортный. Длинная, наклонённая ручка кпп, идеальный по радиусу руль, широкий салон, неубиваемые седения. Сравнивать, конечно, с ВАЗом и азлк кощунство наиредчайшего уровня, но учитывая цены...
С чем столкнулся я:
- Плавающие обороты, заводится только с газом - ДТОЖ, я уже писал об этом выше: в момент покупки 70-100 руб. за шт.;
- Вечно текущий ГУР, откуда именно он вытекал я так и не выявил, но оставил в магазинах на жидкость для ГУРа порядком 4 тыс.руб. (350-400 руб/л) за 1 год эксплуатации;
- Конец гидронатяжителю цепи, в следствие чего было приобретено: гидронатяжители (их было куплено 4 шт. за все время попыток выставления фаз, поскольку они были «одноразовые» - около 3 тыс/руб в общем счете); цепи грм (2 шт., поскольку они разные 70/90 или 72/92. 3500 руб.); успокоители цепи (200 руб. за комплект); приспособления для установки фак ГРМ (1300 руб.).
- Конец помпе - 4 тыс. руб.
Само собой про масло и остальные расходники я говорить тут не стану, это и без меня понятно.
Мною были построены грандиозные планы на этот автомобиль, он входит «одним из…» в моём гараже мечты, только уже в моей адаптации, но мне пришлось с ним расстаться. Просто потому что я не вытягивал его по времени и по бюджету.
Порекомендовал бы я его кому-то в качестве первого автомобиля? Если только этот «кто-то» действительно готов вкладывать в него своё время, деньги, душу. Он достаточно прост в ремонте, но его тяжело вытянуть по бюджету какому-нибудь студенту. Ну и конечно нужно принимать во внимание его предыдущих владельцев, его состояние при покупке, иначе растраты вырастут в разы. Я полюбил этот автомобиль за его комфорт при вождении (по сравнению с автомобилями в таком же ценовом диапазоне). И я благодарен именно ему за подаренный мне опыт в диагностике и устранении неисправностей а/м и за опыт вождения.
В конце хотелось бы обратить внимание вот на что - я знаю, есть такие владельцы газ 3110, которые за десятки лет эксплуатации меняли только расходники и никаких особых поломок не было, но конкретно здесь идёт речь про именно тот экземпляр, который был у меня и указаны были основные поломки, случавшиеся со мной или с другими владельцами.