Китайская фантастика вошла в мою жизнь не так давно, но уже прочно в ней укрепилась. Рассказы Лю Цысиня, который по праву считается чуть ли не классиком китайской фантастики, показали мне удивительные миры и истории о том, как увлеченные бесстрашные люди будущего меняют этот мир.
Антология современной китайской фантастики "Невидимые планеты" - это сборник рассказов нескольких известных авторов-фантастов. включая Лю Цысиня.
Это издание под редакцией Кен Лю было подготовлено для американского читателя, потому и в предисловии идет небольшое сравнение китайской фантастики с американской. Так как наше издание - это перевод, оно не включает несколько рассказов (о причинах не упомянуто, только указано, что в русское издание рассказы не вошли).
Каждый раздел, посвященный произведениям следующего писателя, предваряется небольшой биографической справкой, где указаны основные работы и премии.
В сборник вошел только один рассказ Лю Цысиня - "Забота о Боге", который я уже читала в его сборнике "Блуждающая Земля", так что в моих интересах было бы, чтобы в книгу включили что-то другое. Но не повезло
Все рассказы очень разные по содержанию, стилю и видению мира будущего. Поэтому я немного расскажу о каждом из них.
Чэнь Цюфань
В книгу вошли три совершенно разных рассказа.
Так, "Год крысы" - это страшная картина мира, в котором идет бессмысленная война. Думаю, это своего рода "война против всех", которую блестяще показали в одном из эпизодов "Черного зеркала" (где солдаты видели своих врагов - тоже людей - чудовищами). Бессмысленность этой войны подчеркивают не только жертвы, но и цель, которую преследуют солдаты. Этот мир жесток и страшен, в нем точно не хочется жить.
Рассказ "ЛИЦЗЯНСКИЕ РЫБЫ", напротив, рисует почти идиллическую картинку излечения "выгоревшего" офисного работника. Пока не вскрывается правда о природе его болезни, юбви и окружающем его городе. Ничего приятного в этом нет.
Рассказ "ЦВЕТОК ШАЦЗУЙ" о попытке любить в мире без любви. Помните:
— А как же любовь? — Ее слишком переоценили, биохимически это как съесть большое количество шоколада.
"Адвокат дьявола" (1997)
Главный герой пытается осаться романтиком, но ему это плохо удается. Тем более, в таком мире, где есть все необходимые приспособления, чтобы, например, постоянно следить за объектом своей любви (да-да, как личность он свою избранницу не рассматривает).
У писательницы Ся Цзя интересный стиль.
Ее "НОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДРАКОНА-ЛОШАДИ" больше похоже на попытку представить мир глазами другого существа, в данном случае - механического. И как-то мир не выглядит очень уж понятным с такой точки зрения.
Повесть "ЛЕТО ТУНТУН" понравилась мне, наверное, больше всех других в книге. Возможно, дело в том, что тема умирания и старения и приходящих ему на смену рождения и взросления очень резонирует с моим сегодняшним состоянием, возможно, дело в том, что книга, несмотря на печальное содержание, дает глоток свежего воздуха и лучик тепла в этом мире, увиденном глазами ребенка.
Повесть "МОЛЧАЛИВЫЙ ГОРОД"
Ма Бойон - страшная история в духе "1984" Джорджа Оруэлла (роман неоднократно упоминается в тексте) и замятинского "Мы". Мир изменился. Теперь сам человек становится средством своего порабощения - одиночки, сидящие в Сети и исполняющие приказы государства, разрабатывают программы для слежения за населением, вырабатывают списки разрешенных слов и просто молчат, потому что можно сказать лишнее... Страшный мир - здесь даже хуже, чем ситуация с мыслепреступлениями: в клетках-квартирках людей не нужны экраны, ведь громкие мысли людей можно услышать даже с улицы с помощью специальных приспособлений...
Сказка
Хао Цзинфана "НЕВИДИМЫЕ ПЛАНЕТЫ" немного разряжает гнетущую атмосферу и напоминает, что мы не одни в этой Вселенной. Да даже и на нашей небольшой планете.
Рассказ "СКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ ПЕКИН" - это очень изящная история о том, как экономически целесообразно была решена проблема перенаселения Пекина: точно и рационально, а главное - столько денег сэкономили для "избранных"!
"ДЕВУШКА ПО ВЫЗОВУ" Тан Фэй и "МОГИЛА СВЕТЛЯЧКОВ" Чен Цзинбо - это скорее сюрреалистические фантазии на тему, чем полноценные литературные произведения. Это рассказы-образы, с них прекрасно картины писать.
Рассказ "ЗАБОТА О БОГЕ"
Лю Цысиня, как я уже говорила, читала ранее (посмотреть мой отзыв можно
ТУТ).
Наконец, завершают книгу три эссе, посвященные истории и самобытности китайской фантастики. В самом деле, что в ней такого необычного? Хотя бы то, что как серьезный жанр фантастика в Китае только зарождается, так что, можно сказать, мы наблюдаем за рождением целой плеяды замечательных фантастов, и эти фантасты точно еще скажут свое слово!
Оформление издания на высоте - под стать содержанию. Книга в суперобложке с красивой яркой иллюстрацией. текст напечатан на белой бумаге высочайшего качества: контрастные буквы позволяют не напрягать зрение, чтобы разобрать написанное. Опечаток и ошибок в построении предложений, а уж тем более орфографических, я не нашла, что говорит о высоком качестве подготовки перевода. О качестве перевода говори и легкость стиля - я читала рассказы запоем, проглотила всего за 3 вечера! Думаю, это о многом говорит!