Меланхолия Ларса фон Триера – это тот фильм, который заставляет погружаться в атмосферу и долго переваривать увиденное. Он про то, как конец света может быть не только глобальной катастрофой, но и личной трагедией, когда всё вокруг рушится, и ты остаёшься наедине с собой и своими демонами.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Начало конца
Начинается всё вроде бы привычно: свадьба, все счастливы, празднуют, но вот Жюстин, роль которой исполнила Кирстен Данст, которая должна быть в центре внимания, как-то быстро тухнет и теряет интерес ко всему происходящему. Свадьба – символ новой жизни, а тут на тебе, главная героиня словно закрывается в своём внутреннем мире, где всё постепенно распадается на части.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Жюстин, как обломок из другой вселенной, выпадает из этого праздника жизни, и все её попытки вписаться в него выглядят натянутыми и неестественными. Это отражение её внутренней депрессии и меланхолии, которые постепенно захватывают её.
На этом контрасте вырисовывается Клэр в исполнении любимой актрисы Триеры - Шарлотты Генсбур – правильная, земная, пытающаяся ухаживать за сестрой, ухватиться за реальность.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Её роль во второй части фильма особенно драматична. Если в начале фильма Клэр – это опора для Жюстин, то под конец всё меняется: Клэр начинает паниковать и боится конца света, тогда как Жюстин находит в себе странное спокойствие, словно осознав всю неизбежность происходящего. Ведь планета надвигается на землю и конец света неизбежен-бежать некуда.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Интересная деталь: изначально на роль Жюстин рассматривали Пенелопу Круз, но в итоге выбор пал на Кирстен Данст. И надо сказать, она справилась с задачей на ура. Честно говоря не могу представить здесь Пенелопу. Игра и образ Кирстен органичен и естественен, она идеально вписывается в атмосферу фильма, как будто создана для этой роли.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Фон Триер сделал акцент на том, что все персонажи фильма – это своего рода отражение одного и того же человека, но в разные моменты его эмоциональной жизни. Этот фильм – как многоуровневая метафора, где каждый герой переживает свою личную "меланхолию".
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
А сама планета, приближающаяся к Земле, выступает как символ чего-то неизбежного и непонятного, как внутренний страх, который невозможно игнорировать. Многие моменты фильма дают ощущение, что всё происходящее – это диалог в голове Жюстин, где каждый из присутствующих – часть её сознания, её мысли и страхи. И этот диалог постоянно усиливается, накрывая волной безысходности.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия – не из тех фильмов, которые легко смотрятся и сразу же забываются. Это глубокое, местами тяжёлое артхаусное кино, которое оставляет после себя много вопросов и заставляет задуматься. Конечно, оно не всем подойдёт, но если вы настроены на то, чтобы погрузиться в сложную, многослойную историю – этот фильм стоит посмотреть.
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Меланхолия (Melancholia) (2011, фильм)
Этот фильм интересно пересматривать вновь, чтобы раскрыть для себя новые грани этой истории. А может быть, просто чтобы ещё раз насладиться визуальной красотой и атмосферой, которую так мастерски создал Ларс фон Триер.
Когда я смотрела этот фильм, мне показалось, что свой личный конец света Жюстин пережила ещё на собственной свадьбе, когда друзья и близкие разъехались, оставляя её наедине с собственной катастрофой. Оттого она так спокойна во второй части фильма, когда на Землю неумолимо надвигается та самая Меланхолия
И единственная кто остался с ней - это сестра, которой есть что терять в свете конца всего. Думаю, если бы не она, Жюстин не стала бы столпом в момент апокалипсиса, хоть ей и было также страшно, она этого не показывала, оставаясь спокойной и надежной в последние минуты. Последние кадры с этим шалашиком из палок - очень символичен.
Очень! Для меня самое жесткое - это понимание, что вот планета уже на пути и никуда не деться, ее не сбить, супергероев нет. Все что останется - провести время со своими близкими и смириться с концом. Более пугающее, чем любой триллер, чувство безысходности и неотвратимости.