Опубликовано 18 Октябрь, 2017 - 09:17

Привет всем! Smile

Хочу порекомендовать вам странный фильм позднеперестроечного периода "Лестница". Ниже о том, почему же он странный и почему я его рекомендую)

- У меня что-то с головой... Вы мне не покажете, где выход? Я выход не могу найти...
- Не может быть... Опять?!..
Я искренне удивлена тому, что такой классный фильм практически неизвестен, это ужасная несправедливость. Сама я однажды наткнулась на этот фильм по телевизору много лет назад, еще будучи ребенком. Видела его не сначала и не до конца, но забыть не смогла. Счастье, что сейчас можно найти почти все, но признаюсь, что нашла его совсем не сразу, запомнив только, что герой не мог найти выход из подъезда, потому что у лестницы не было конца - она продолжалась бесконечно, просто взрыв мозга по тем временам)

Фильм снят по одноименной повести Алексея Житинского. Описание фильма Алексея Сахарова "Лестница", 1989:

Действие фильма происходит в ленинградской коммуналке, расположенной на вымышленной улице Пушкина, 17. Владимира Пирошникова, пытающегося покончить собой, спасает случайно проходившая по мосту девушка Аля и уводит к себе. Проснувшись наутро в коммуналке, Владимир обнаруживает, что просто не может выйти из дома из-за таинственной лестницы, которая никогда не заканчивается...

Жанр -

драма, мистика

Знаете вот это ощущение во сне, когда ищешь свой дом и не можешь его найти? И, вроде, подъезд твой, а этаж вроде тот, а вроде и нет, или и этаж тот, а вот что-то такое не то - то ли дверь вдруг оказывается не такой, то ли номер квартиры, то соседка вышла - а она и не соседка вовсе, а незнакомый человек, очень на нее похожий, и ты бежишь на ватных ногах на другой этаж... И это ощущение ошибки во сне просто катастрофично - вот эти чувства я тогда и запомнила, так они отозвались в детском сознании, в котором, согласитесь, мало что отзывается - ведь все в новинку, а эти ощущения - нет, потому что такие сны уже были.

- Какой это этаж? - Пятый.
- А день, день сегодня какой?
- Какой надо...
Картина невероятно метафорична: в ней множество персонажей и образов, которые можно разбирать по косточкам бесконечно. Самые распространенные - что Аля (Елена Яковлева) - ангел, ветхий дом, откуда нет выхода - СССР, Владимир (Олег Меньшиков) - символ потерянного поколения, которое не может найти ни выход, ни применение себе в разваливающемся государстве и т.д., например:

Старый питерский дом с коммуналками явно олицетворяет собой мир позднего СССР. Во всем быте этого дома ощущение полной безнадеги и краха. А Лестница дома символизирует собой время...

Если поддерживать эту теорию, то можно продолжить: Аля - воплощение веры, маленький сын Али - "Ёжик", Сережа - новое поколение (может, даже мессия), которое знает правильный путь и указывает его предыдущему (Владимир), которое на своих руках выносит новое поколение к свету.

Лестница, 1989

Старушка Анна Кондратьевна - очень яркий полумистический противоречивый персонаж, я не смогла провести параллель с каким-либо конкретным символом, интересно было бы узнать, с кем или с чем она у вас ассоциируется, если вы смотрели/посмо́трите фильм.

В какой-то мере она вроде бы олицетворяет "бабушку" - добрую, немного хитрую носительницу мудрости, религиозных представлений, но с другой стороны - она настоящий агент КГБ: за всеми подслушивает и подглядывает, все про всех знает.

"Лестница", 1989
Интересен момент, когда она пробует выпроводить Владимира - якобы посылает его за хлебом и вместо денег тайком вкладывает в кошелек крестик и иконку: двойной символ - будто и помощь, вроде как вера должна вывести Владимира из дома, а с другой стороны что? Предложение променять веру, высшую цель на хлеб насущный?.. Есть над чем поразмышлять.

Вот так соседи при параде и с музыкой одалживают хлеб:

- Что же это... что это тут...
- Обижаешь... Мы же теперь соседи.

Но даже не принимая в расчет политическую обстановку того времени и безотносительно к истории Российской империи в разные периоды в целом, образы и их взаимодействие можно трактовать без конца, в том числе, например, в какой-то момент дом начинает символизировать семью, в которой Владимир начинает чувствовать себя узником отношений и обязательств, и не знает уже, печалится ли он, или радуется в какой-то момент своей темнице, пытается найти выход разными, порой неблагородными способами через другие комнаты (комнаты=отношения с разными людьми)...

- Аля, что мне делать? - А нельзя просто жить? Вот просто жить...

Архитектурно интересно обыграны отношения Али и ее бывшего мужчины Геннадия,

- Очень даже вас понимаю... Помню, как она (лестница) начала меня крутить...
тоже однажды "заблудившегося" на лестнице - после их разрыва он переезжает к соблазнившей его соседке Ларисе, живущей в этой же коммуналке, и, соответственно, на этом же этаже (пятом), но оказывается почему-то в полуподвале, каково?)
- Это что же, на одном этаже и пятый, и полуподвал??
- Может, мне тоже будет позволено... воспользоваться вашим выходом? - Это еще нужно заслужить...

Дом - вообще целый мир, вся вселенная для его разношерстных обитателей, которые неизвестно как и почему собрались здесь и творят каждый свое безумие.

Дом-вселенная в какой-то момент начинает качаться, будто собираясь рушиться, когда Владимир совершает нечто предосудительное, предает веру (Алю), в этот момент мне вспомнился Нолан с его "Началом")

Фильм доступен в интернете, жаль, что качество "картинки" очень скромное, равно как и "спецэффектов", но мне показалось, что и изначально кадр в большинстве сцен сознательно затемнен, чтобы вкупе с не видавшими ремонта с революции 1917-го года лестничными пролетами и грязными коридорами коммуналки создавать гнетущее впечатление на зрителя.

В общем, это такая философская фантасмагория, и если вы любите кино, над которым можно и нужно размышлять, к которому можно возвращаться - очень рекомендую "Лестницу".

Спасибо!

Еще кино, как всегда, только самое достойное

cosmonavkaрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
18.10.2017
Смотрела в свое время. Впечатление произвел сильное.
Другие отзывы
Смотрите также