Опубликовано 26 Декабрь, 2022 - 07:13

  • Опыт использования:
    год или более

В 1986 году мне было 12 лет, тогда я и посмотрел впервые этот фильм. Выход на экраны "Кин-дза-дза!" был настоящим событием: среди моих друзей уж точно. Помню, мы собирались во дворе и очень эмоционально обсуждали увиденное. Наш словарный запас пополнился словами из чатлано-пацакского словаря: спички уже по-другому никто и не называл, среди нас появились "чатлане" и "пацаки", и конечно, вездесущим стало крылатое "ку" и "кю" (куда же без этого). "Пацак" - это, само собой, было что-то вроде оскорбления.


Таким образом, фильм "Кин-дза-дза!" начал следовать со мной по жизни, регулярно о себе напоминая. Я смотрел его и по телевидению, и на видеокассетах, и на DVD-проигрывателе. Наконец, наступила эра интернета, и появилась возможность знакомиться с мнением очень широкого круга зрителей. Ютуб-каналы делали обзоры этого фильма, "знатоки" давали своё мнение и видение.
И чего только в этих мнениях не было. В фильме разглядывали разные мелочи, вроде смятой и пустой пачки сигарет "Космос", и в этих мелочах оказывался какой-то намёк или сакральный смысл. Всё это было очень интересным, но порой казалось притянутым за уши. И всё-таки были очень логичные размышления по поводу скрытого смысла и посыла.
Мне особо запомнилось одно из рассуждений, в котором планета Плюк (215 в тентуре, галактика «Кин-дза-дза» в Спирали) ассоциировалась с западным миром (земным). Мир, в котором за всё нужно платить, в буквальном смысле. Вроде как Георгий Данелия хотел показать, что советские люди имеют совершенно другое мышление.
Советский работяга, видя свою перспективу нахождения в тех инопланетных мирах, предпочитает сорвать с себя кислородную маску и погибнуть. А существовать в мире Плюка можно было в двух состояниях: либо "вечно" скитаться по галактике в качестве артиста, либо быть там в качестве господина ПЖ.
Также советский человек великодушен, благороден, честен и не мелочен. Рискуя, он спасает даже всяких прохвостов, не говоря уже о товарищах по несчастью. Вот с такими рассуждениями я согласен. Станислав Любшин как раз и сыграл такого советского работягу с соответствующим мировоззрением: дядю Вову.
Есть и ещё одно рассуждение (обратное), в котором Плюк ассоциируется с Советским Союзом. Мне эта версия совершенно не нравится. Фильм считался вроде как "перестроечным", и было модным Советский Союз критиковать. Вот, мол, и Плюк - похож на Союз: нормальной одежды "нет", всюду дефицит и "развал", а "спичка - главная ценность".
Я с этой ассоциацией не согласен: была одежда, и продукты были, и вообще всё рассуждения о недостатках слишком утрированы. А ещё эта ассоциация противоречит первой (Плюк-запад), потому что в Советском Союзе глобально не было такого понятия, что всё продаётся и всё покупается, и за всё нужно платить. Многое из фундаментального было вообще бесплатным: медицина, образование и т.д. И в Советском Союзе были совершенно особенные люди, и они никак не походили на плюкан из фильма. Вот дядя Вова был как раз типичным представителем советского человека: друг, товарищ, честный и справедливый.
Я ещё затрону кое-какое моё детско-подростковое впечатление от фильма. Дело в том, что "Кин-дза-дза!" вышел годом позже "Гостьи из будущего". Эти фильмы имеют много общего: они оба - фантастика, и оба связаны с космосом. Также планету "Плюк" из галактики Кин-дза-дза можно расценивать как некое будущее какой-то ранее процветающей цивилизации.
И в то же время, это два совершенно разных фильма. В "Гостье": будущее, и вообще мир показан как что-то светлое и даже сияющее. В "Кин-дза-дза!" же бОльшая часть действия происходит в каком-то постапокалиптическом мире. На планете "Плюк" нет ничего кроме песка, там всё ржавое, а люди походи на каких-то оборванцев. И в тоже время, эти "оборванцы" обладают телепатией, а их технологии просто невероятны.
Но у меня не было какого-то отторжения к песчано-ржавому миру планеты Плюк, мне даже очень нравилась эта необычность. Нравилась она тогда, нравится и сей час. "Гостья из будущего" - это, конечно, мой "культ", но прости, Алиса, твой мир слишком "прилизан". Что такое киберпанк (и что "Кин-дза-дза!" - это киберпанк) я узнал, само собой, гораздо позже. Вот так и оказалось, что я всю жизнь был (и остаюсь) поклонником киберпанка.
Итак, фильм начинается с того, что главный герой, Владимир Николаевич Машков, возвращается с работы домой (о, эти советские квартиры). Дома его ждёт жена, (о, эти советские жёны) она готовит ужин. Далее выясняется, что жена забыла купить хлеб, а раз уж всё равно Владимиру Николаевичу идти в магазин, то ему поручается купить ещё и макароны.
На проспекте Калинина к Владимиру Николаевичу подходит юноша-грузин и сообщает, что "там человек...". Владимир Николаевич воспитан на принципах взаимопомощи, и конечно, спешит на помощь. Далее показан человек, которого бы сей час назвали бомжом. Но в то время бомжей не было, а люди искренне спешили на помощь друг другу, даже на помощь бомжеватого вида незнакомцам.
Странный незнакомец говорит какие-то совершенно немыслимые вещи вроде того, что просит назвать номер этой планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали. У незнакомца в руках странный прибор, называемый "машинкой перемещения". Странный человек сообщает, что пользоваться прибором наобум нельзя, но Владимир Николаевич его не слушает и ... Далее начинается совершенно сногсшибательные приключения.
Би и Уэф - Инопланетяне. Чатланин и Плюканин. Эта "развесёлая" парочка - бродячие артисты, они путешествуют по галактике и исполняют песни. Нравы в их мире специфичные, но на Земле бы это назвали подлостью и даже мерзостью. Для обитателей планеты Плюк, например, удовольствием считается плевать на тех, кто "ниже", беднее или слабее, причём плевать в прямом смысле.
Когда-то на Плюке была высокоразвитая цивилизация, но они видно "доразвивались" до такой степени, что деградировали.

— А у вас на Земле всё ещё моря есть?
— И моря есть, и реки... и порядочные люди есть, господин Уэф.
— Дикари, плакать хочется.

Тут Уэф порядочность понимает как "отсталость". В их мире другие законы. Кое в чём, конечно, Уэф и Би таки являются очень продвинутыми существами. Они, например, обладают телепатией.


С Уэфом и Би по ходу фильма происходят удивительные изменения, и это только благодаря встрече с землянами:

Ты как хочешь, а я их на Альфу ку...

Не на Землю, а на Альфу. А ведь на Альфе из живущих в галактике Кин-дза-дза делают кактусы. Самопожертвование. Это что же такое должно произойти с обитателями планеты Плюк, чтобы они начали жертвовать собой ради кого-то другого? Это же слом всего их мировоззрения.


У меня был период, когда я пытался активно выискивать всякие "скрытые послания" и "скрытые смыслы" в этом фильме. Но со временем понял, что всё это притягивание за уши каких-то смыслов - это ерунда полная. Теперь "Кин-дза-дза" для меня - это просто погружение в песчано-ржавый мир киберпанка.
Интересные рассуждения пацака Би. Би спросил Гедевана о клетках на планете Земля (013 в тентуре, налево от Большой Медведицы) и о том, поёт ли кто-нибудь на Земле в клетках. Гедеван ответил, что на Земле в клетках сидят только звери. А соловей поёт и без клетки. Отсюда напрашивается вывод, что Земля и Плюк, по большому счёту, не так уж и отличаются: обозначенный в фильме "оголтелый расизм" присутствует и на Земле тоже.
По мнению Уэфа и Би власть на Земле захватили пацаки, и посадили зверей-чатлан в клетки, а соловей - он пацак, так как может петь без клетки. И как тут поспорить с тем, что на Земле нет "оголтелого расизма", в котором земляне обвиняли Уэфа и и Би. Объяснять инопланетянам, что животные - это другой вид, и поэтому их можно садить в клетки? Я думаю, что от такого объяснения станет ещё хуже.
Гедеван Александрович. Скрипач. Вообще-то он к музыке никакого отношения не имеет, а Скрипачом прозван из-за того, что носил с собой скрипку в футляре. Гедеван - молодой человек, ему лет шестнадцать. "Скрипач не нужен" - это утверждение транслируется в фильме регулярно. Почему Скрипач не нужен? Тут тоже много всего понапридумывали, включая молодость, неопытность и даже образование. Я же для себя определил так: даже самый "ненужный" в решающий момент может оказаться незаменимым.

 

***
В общем, рассуждать об этом фильме можно бесконечно долго. Там ещё есть планета Альфа, с какими-то просто супервысокоразвитыми обитателями. По этому поводу также существуют "скрытые смыслы" и отсылки, но мне они теперь уже кажутся такой же чушью, как и другие "скрытые смыслы". Теперь я смотрю этот фильм, чтобы просто полюбоваться песчано-ржавым киберпанком и окунуться в соответствующую атмосферу.

Достоинства
  • Афористичность цитат
  • Неповторимый юмор
  • Со смыслом
  • Фислософия
  • Яркая игра отечественных актёров
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 26
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
26.12.2022
Спасибо за отзыв! Читала с огромным удовольствием. Мы с мужем только в прошлом месяце его посмотрели. Первый раз в жизни. Атмосфера там мощная. Из минусов - теперь постоянно "ку" и "кю" у нас в разговорах 😂
26.12.2022
Очень интересно было почитать Ваше мнение!
Татьяна Черниговская в одной лекций транслировала что-то вроде: "Смотрите сложное кино, слушайте сложную музыку, читайте сложные тексты.."
Я столько раз приступала к вдумчивому просмотру этого фильма, но никак не могу нащупать то, за что очень его по достоинству. Версия про западное общество как раз мне менее всего нравится.
хотя этот фильм можно любить не только за смыслы, но и за актерскую игру.
Знаете, это как с произведениями Булгакова: либо нравятся, либо нет.
Отзыв Ваш блестящий!
26.12.2022
Я тоже видела его еще в детстве, надо сейчас пересмотреть)
26.12.2022
Любимый фильм моего отца)
26.12.2022
Удивительно, но когда фильм вышел, оказалось что он в равной степени нравится и нам, детям и нашим родителям ☺ Чудесный отзыв, прочитала его с большим интересом!
26.12.2022
очень интересный отзыв, было приятно почитать)
Когда смотрела первый раз, давно, пожертвовала сном перед вылетом на море 😁
Очень нравится !!! ❤️
47 аватар
47
01.01.2023
в детстве не понимал фильм, теперь наоборот
Другие отзывы
Читать все отзывы 26
Смотрите также