В 1986 году мне было 12 лет, тогда я и посмотрел впервые этот фильм. Выход на экраны "Кин-дза-дза!" был настоящим событием: среди моих друзей уж точно. Помню, мы собирались во дворе и очень эмоционально обсуждали увиденное. Наш словарный запас пополнился словами из чатлано-пацакского словаря: спички уже по-другому никто и не называл, среди нас появились "чатлане" и "пацаки", и конечно, вездесущим стало крылатое "ку" и "кю" (куда же без этого). "Пацак" - это, само собой, было что-то вроде оскорбления.
Таким образом, фильм "Кин-дза-дза!" начал следовать со мной по жизни, регулярно о себе напоминая. Я смотрел его и по телевидению, и на видеокассетах, и на DVD-проигрывателе. Наконец, наступила эра интернета, и появилась возможность знакомиться с мнением очень широкого круга зрителей. Ютуб-каналы делали обзоры этого фильма, "знатоки" давали своё мнение и видение.
И чего только в этих мнениях не было. В фильме разглядывали разные мелочи, вроде смятой и пустой пачки сигарет "Космос", и в этих мелочах оказывался какой-то намёк или сакральный смысл. Всё это было очень интересным, но порой казалось притянутым за уши. И всё-таки были очень логичные размышления по поводу скрытого смысла и посыла.
Мне особо запомнилось одно из рассуждений, в котором планета Плюк (215 в тентуре, галактика «Кин-дза-дза» в Спирали) ассоциировалась с западным миром (земным). Мир, в котором за всё нужно платить, в буквальном смысле. Вроде как Георгий Данелия хотел показать, что советские люди имеют совершенно другое мышление.
Советский работяга, видя свою перспективу нахождения в тех инопланетных мирах, предпочитает сорвать с себя кислородную маску и погибнуть. А существовать в мире Плюка можно было в двух состояниях: либо "вечно" скитаться по галактике в качестве артиста, либо быть там в качестве господина ПЖ.
Также советский человек великодушен, благороден, честен и не мелочен. Рискуя, он спасает даже всяких прохвостов, не говоря уже о товарищах по несчастью. Вот с такими рассуждениями я согласен. Станислав Любшин как раз и сыграл такого советского работягу с соответствующим мировоззрением:
дядю Вову.
Есть и ещё одно рассуждение (обратное), в котором Плюк ассоциируется с Советским Союзом. Мне эта версия совершенно не нравится. Фильм считался вроде как "перестроечным", и было модным Советский Союз критиковать. Вот, мол, и Плюк - похож на Союз: нормальной одежды "нет", всюду дефицит и "развал", а "спичка - главная ценность".
Я с этой ассоциацией не согласен: была одежда, и продукты были, и вообще всё рассуждения о недостатках слишком утрированы. А ещё эта ассоциация противоречит первой (Плюк-запад), потому что в Советском Союзе глобально не было такого понятия, что всё продаётся и всё покупается, и за всё нужно платить. Многое из фундаментального было вообще бесплатным: медицина, образование и т.д. И в Советском Союзе были совершенно особенные люди, и они никак не походили на плюкан из фильма. Вот дядя Вова был как раз типичным представителем советского человека: друг, товарищ, честный и справедливый.
Я ещё затрону кое-какое моё детско-подростковое впечатление от фильма. Дело в том, что "Кин-дза-дза!" вышел годом позже
"Гостьи из будущего". Эти фильмы имеют много общего: они оба - фантастика, и оба связаны с космосом. Также планету "Плюк" из галактики Кин-дза-дза можно расценивать как некое будущее какой-то ранее процветающей цивилизации.
И в то же время, это два совершенно разных фильма. В "Гостье": будущее, и вообще мир показан как что-то светлое и даже сияющее. В "Кин-дза-дза!" же бОльшая часть действия происходит в каком-то постапокалиптическом мире. На планете "Плюк" нет ничего кроме песка, там всё ржавое, а люди походи на каких-то оборванцев. И в тоже время, эти "оборванцы" обладают телепатией, а их технологии просто невероятны.
Но у меня не было какого-то отторжения к песчано-ржавому миру планеты Плюк, мне даже очень нравилась эта необычность. Нравилась она тогда, нравится и сей час. "Гостья из будущего" - это, конечно, мой "культ", но прости, Алиса, твой мир слишком "прилизан". Что такое киберпанк (и что "Кин-дза-дза!" - это киберпанк) я узнал, само собой, гораздо позже. Вот так и оказалось, что я всю жизнь был (и остаюсь) поклонником киберпанка.
Итак, фильм начинается с того, что главный герой, Владимир Николаевич Машков, возвращается с работы домой (о, эти советские квартиры). Дома его ждёт жена, (о, эти советские жёны) она готовит ужин. Далее выясняется, что жена забыла купить хлеб, а раз уж всё равно Владимиру Николаевичу идти в магазин, то ему поручается купить ещё и макароны.
На проспекте Калинина к Владимиру Николаевичу подходит юноша-грузин и сообщает, что "там человек...". Владимир Николаевич воспитан на принципах взаимопомощи, и конечно, спешит на помощь. Далее показан человек, которого бы сей час назвали бомжом. Но в то время бомжей не было, а люди искренне спешили на помощь друг другу, даже на помощь бомжеватого вида незнакомцам.
Странный незнакомец говорит какие-то совершенно немыслимые вещи вроде того, что просит назвать номер этой планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали. У незнакомца в руках странный прибор, называемый "машинкой перемещения". Странный человек сообщает, что пользоваться прибором наобум нельзя, но Владимир Николаевич его не слушает и ... Далее начинается совершенно сногсшибательные приключения.
Би и Уэф - Инопланетяне. Чатланин и Плюканин. Эта "развесёлая" парочка - бродячие артисты, они путешествуют по галактике и исполняют песни. Нравы в их мире специфичные, но на Земле бы это назвали подлостью и даже мерзостью. Для обитателей планеты Плюк, например, удовольствием считается плевать на тех, кто "ниже", беднее или слабее, причём плевать в прямом смысле.
Когда-то на Плюке была высокоразвитая цивилизация, но они видно "доразвивались" до такой степени, что деградировали.
— А у вас на Земле всё ещё моря есть?
— И моря есть, и реки... и порядочные люди есть, господин Уэф.
— Дикари, плакать хочется.
Тут Уэф порядочность понимает как "отсталость". В их мире другие законы. Кое в чём, конечно, Уэф и Би таки являются очень продвинутыми существами. Они, например, обладают телепатией.
С Уэфом и Би по ходу фильма происходят удивительные изменения, и это только благодаря встрече с землянами:
Ты как хочешь, а я их на Альфу ку...
Не на Землю, а на Альфу. А ведь на Альфе из живущих в галактике Кин-дза-дза делают кактусы. Самопожертвование. Это что же такое должно произойти с обитателями планеты Плюк, чтобы они начали жертвовать собой ради кого-то другого? Это же слом всего их мировоззрения.
У меня был период, когда я пытался активно выискивать всякие "скрытые послания" и "скрытые смыслы" в этом фильме. Но со временем понял, что всё это притягивание за уши каких-то смыслов - это ерунда полная. Теперь "Кин-дза-дза" для меня - это просто погружение в песчано-ржавый мир киберпанка.
Интересные рассуждения пацака Би. Би спросил Гедевана о клетках на планете Земля (013 в тентуре, налево от Большой Медведицы) и о том, поёт ли кто-нибудь на Земле в клетках. Гедеван ответил, что на Земле в клетках сидят только звери. А соловей поёт и без клетки. Отсюда напрашивается вывод, что Земля и Плюк, по большому счёту, не так уж и отличаются: обозначенный в фильме "оголтелый расизм" присутствует и на Земле тоже.
По мнению Уэфа и Би власть на Земле захватили пацаки, и посадили зверей-чатлан в клетки, а соловей - он пацак, так как может петь без клетки. И как тут поспорить с тем, что на Земле нет "оголтелого расизма", в котором земляне обвиняли Уэфа и и Би. Объяснять инопланетянам, что животные - это другой вид, и поэтому их можно садить в клетки? Я думаю, что от такого объяснения станет ещё хуже.
Гедеван Александрович. Скрипач. Вообще-то он к музыке никакого отношения не имеет, а Скрипачом прозван из-за того, что носил с собой скрипку в футляре. Гедеван - молодой человек, ему лет шестнадцать. "Скрипач не нужен" - это утверждение транслируется в фильме регулярно. Почему Скрипач не нужен? Тут тоже много всего понапридумывали, включая молодость, неопытность и даже образование. Я же для себя определил так: даже самый "ненужный" в решающий момент может оказаться незаменимым.
***
В общем, рассуждать об этом фильме можно бесконечно долго. Там ещё есть планета Альфа, с какими-то просто супервысокоразвитыми обитателями. По этому поводу также существуют "скрытые смыслы" и отсылки, но мне они теперь уже кажутся такой же чушью, как и другие "скрытые смыслы". Теперь я смотрю этот фильм, чтобы просто полюбоваться песчано-ржавым киберпанком и окунуться в соответствующую атмосферу.