Действие фильма «На берегу реки» происходит в Калифорнии, сюжет рассказывает о подростке Самсоне «Джоне» Толлете (Дэниел Робек), который убивает свою девушку Джейми (Дэнви Дитс). Когда Джон приходит в школу и говорит друзьям, что убил свою девушку, они не верят ему, пока он не показывает им труп. Понимая, что Джону грозит опасность, его друг Лэйн (Криспин Гловер) хочет защитить его и оставляет Джона под присмотром местного наркоторговца Фека (Деннис Хоппер), в то время как другие друзья Джона, Мэтт (Киану Ривз) и Кларисса (Айон Скай), разрываются между двумя вариантами : сдать Джона или не делать этого.
Вышедший в 1986 году фильм «На берегу реки» был отличным разнообразием, потому что он отличался от других популярных подростковых фильмов того времени. Если в таком фильме, как «Шестнадцать свечей» (1984), представлен идеализированный мир, населённый подростками такими, какими они хотели бы быть (красивыми, весёлыми, умными), то в "На берегу реки" (1986) они представлены такими, какие они есть (неуклюжими, растерянными, апатичными). Это был не радостный и невинный фильм Джона Хьюза и не молодежная комедия про вечеринки, это был мрачный подростковый фильм, который стоит в одном ряду со «Смертельным влечением» как самый мрачный, нигилистичный подростковый фильм 1980-х годов. Но в 1980-х годах преобладали развлекательные и увлекательные подростковые фильмы Джона Хьюза и ему подобных (что не плохо), и это позволило такому независимому фильму, как «На берегу реки», остаться незамеченным (что плохо). Фильм, написанный Нилом Хименесом и срежиссированный Тимом Хантером, был снят по мотивам реального изнасилования и убийства 14-летней Марси Рене Конрад 16-летним Энтони Жаком Бруссаром в Милпитасе, штат Калифорния, в 1981 году. Бруссар в течение двух дней водил своих школьных друзей смотреть на почти обнажённое безжизненное тело. За это время никто не вызвал полицию. Наконец, двое учеников решили поступить со совести и обратились в полицию. Бруссар признал себя виновным и был приговорён к 25 годам лишения свободы. «На берегу реки» — это мощный фильм, который с самого начала погружает зрителей в мрачный мир, наполненный печалью и безысходностью, где вы чувствуете, что у героев-подростков нет будущего и что их ничего не ждёт, и единственное, что они могут делать, — это курить травку или напиваться, не испытывая никаких эмоций, в то время как их семейная жизнь и город разрушены и очень унылы. Подростки в этом фильме не хотят идти на выпускной или на свидание, они сосредоточены и заинтересованы в том, чтобы ничего не делать со своей жизнью вообще. Они просто хотят плыть по течению.
Что шокирует и тревожит в «На берегу реки», так это не само убийство (которое ужасно само по себе), а то, как персонажи реагируют на него и относятся к нему. Когда происходит убийство, каждый персонаж по-своему относится к этому. Лейн хочет защитить Джона любой ценой, несмотря на то, что Джон убил Джейми. Джону нет дела ни до себя, ни до убийства. Мэтт и Кларисса в замешательстве, но молчат, а старина Фек не может понять, почему Джону всё равно. На протяжении всего фильма царит мрачное чувство апатии и безразличия, потому что, несмотря на убийство Джейми, главные герои ведут себя так, будто убийства никогда и не было, будто Джейми никогда не существовало. Вы можете сказать, что "На берегу реки" - это триллер в некотором смысле не только из-за убийств и ужаса, витающего над сюжетом фильма, но и триллер о чувствах и человеческих эмоциях в обществе и о том, как ответственные и честные люди, справляемся с жестокостью и тьмой большинства других людей. Этот фильм представляет собой мрачное исследование человеческой природы и апатии, а также того, как мы, люди, справляемся с жизненными ситуациями, и вы можете сказать, что он соответствует термину "недовольная молодежь", потому что подростки не знают, как чувствовать или реагировать на ситуацию, пытаясь отодвинуть происшествие с убийством подальше.
Что мне ещё нравится в этом фильме, так это необычный и мрачный юмор, который появляется благодаря персонажам Лэйна и Феку. Лэйн пытается защитить Джона любой ценой и говорит забавные реплики, ведя себя иногда как дурак, а Фек словно намерено высмеян - несмотря на его, опять же, мрачный ореол отшельника - будь то сцены, где он продаёт наркотики детям и говорит забавные реплики, наблюдает за Джоном или разговаривает со своей пластиковой секс-куклой Элли. Несмотря на то, что фильм является драмой, в «На берегу реки» есть своеобразное чувство юмора. Сценарий Нила Хименеса превосходен, здесь нет ничего лишнего : Хименес наделил фильм и главных героев хорошо прописанными диалогами, а также глубиной и индивидуальностью. Хименес говорит, что прототипами персонажей послужили его знакомые, и я ему верю, потому что персонажи кажутся реальными и правдивыми, а диалоги не кажутся наигранными, а естественными и честными. Концовка фильма великолепна из-за своей неоднозначности и из-за того, что она заставляет зрителей задавать вопросы, а не даёт на них откровенные ответы. Это одна из тех вещей, которые делают «На берегу реки» отличным фильмом. Не без отличной режиссёрской работы Тима Хантера конечно же : Хантер привносит в фильм мрачную, жуткую, мрачную и суровую атмосферу и использует отличные ракурсы и съёмки.
Весь актёрский состав отлично справляется со своими ролями. Криспин Гловер великолепен, смешон, когда переигрывает в роли Лейна, который хочет защитить Джона. Поначалу его намеренна преувеличенная живая, нервная актёрская манера кажется резко контрастирующей с остальными актёрами и самим фильмом, который довольно реалистичен. Гловер произносит большую часть своих реплик преувеличенно, временами гранича с истерикой. Такой подход становится понятным, когда вы осознаёте, что для Лейна убийство — самое захватывающее событие в его жизни. Он воспринимает всё это как какое-то захватывающее приключение из фильма — отсюда и его стилизованное поведение. Это странный выбор, но Гловер заставляет его работать благодаря одной лишь силе воли и делает очень мрачный фильм с моментами столь необходимой лёгкости. Киану Ривз, с копной темных волос и психоделической футболке, играет роль обычную «хорошего» парня с совестью, который демонстративно терзается сомнениями, но ему удаётся придать этой роли столько глубины, сколько он мог в то время, с помощью нескольких приятных моментов сочувствия в сценах между его персонажем Мэттом и его младшей сестрой, а также показывая свою вспыльчивую натуру в сценах, где Мэтт противостоит своему отчиму. Мэтт явно не бойскаут, он ссорится с матерью и постоянно конфликтует с младшим братом Тимом. Самым пугающим персонажем фильма, как ни странно, является не убийца Самсон "Джон", а как-раз младший брат Мэтта Тим, который ведёт себя аморально. Он без зазрения совести топит куклу своей сестры и использует свои знания о найденном им мёртвом теле девушки, чтобы подружиться с Самсоном в надежде достать наркотики. По мере развития сюжета у Мэтта появляется совесть, а у Тима она исчезает (если она вообще у него была). Джошуа Джон Миллер потрясающе играет этого паренька. Для ребёнка-актёра он продемонстрировал невероятную способность играть персонажа, лишённого человечности. Помимо отличной роли в «На берегу реки», Миллер сыграл ещё одну невероятную роль — старого вампира, запертого в теле маленького мальчика, в фильме Кэтрин Бигелоу «Почти стемнело» (1987). В 1980-х Айони Скай была антиподом Молли Рингуолд — конечно, она была великолепной молодой моделью, ставшей актрисой, но её выбор фильмов был, мягко говоря, нетрадиционным : от необычной подростковой комедии «Ночь из жизни Джимми Рирдона» (1988) до роли девушки мечты в экранизации романа Мартина Эмиса «Досье на Рейчел» (1989). В «На берегу реки» ей особо нечего делать, кроме как широко улыбаться и быть красивой, но она становится первым голосом разума среди своих разочаровавшихся друзей. Когда Деннис Хоппер снимался в этом фильме, он был на ранней стадии того, что впоследствии стало впечатляющим возрождением его карьеры, и Фек стал фантастическим дополнением к и без того разнообразному набору эксцентричных персонажей Хоппера. Его бывший байкер, любящий надувные куклы, представляет собой смесь его уставшего от жизни отца в «Бойцовской рыбке» (1983) и менее психопатичной версии Фрэнка из «Синего бархата» Дэвида Линча (1986).
«На берегу реки» — это освежающе несентиментальный взгляд на подростков, которые запутались и выросли в неблагополучных семьях, что только усиливает их чувство отчуждённости. Хантер представляет мир, далёкий от добрых фильмов Джона Хьюза. Этот мир населён не запоминающимися поп-песнями таких групп, как Simple Minds или Psychedelic Furs, а тяжёлым трэшем Slayer и панк-рок-группой Agent Orange, что отражает вкусы главных героев — подростков, которые тусуются на улице и курят — наркоманов и металлистов. Создатели фильма не пытаются объяснить поступки Самсона, но они пытаются копнуть глубже и показать, в какой социальной и экономической среде это могло произойти. Несмотря на мрачное мировоззрение, фильм даёт некоторую надежду в лице Мэтта и Клариссы, которые способны вырваться из своего разочарованного состояния и сделать то, что считают правильным. «На берегу реки» не даёт нам простых ответов; он просто показывает подростков, которые пытаются выжить, как могут.