Джонатан Кэрролл - это самое лучшее, что случилось со мной лет эдак в 25. Книгу "Деревянное море" я купила совершенно случайно, выбрав по обложке - она была красная и со странным рисунком. Не спрашивайте, как можно выбирать книгу только по внешнему виду, не зная ни сюжета, ни автора...я всегда подхожу к выбору чтива иррационально, и практически всегда попадаю в яблочко. Я купила книгу для чтения на пляже, и залипла в ней на весь день. Так и не оторвалась, пока не прочитала до конца. Вот такой он, этот однофамилец автора "Алисы в стране чудес". И ведь не случайное оно, это совпадение, ибо каждая из книг Джонатана - это та еще страна чудес.
Рассказывать о книгах Кэрролла - это все равно что втолковывать теорию относительности трехлетке. Вот недавно муж просил совета в выборе интересной книжки, посоветовала еще одну кэрроловскую книжку "Кости Луны". Спросил, о чем. И что я могла сказать?
"Ну, в общем есть женщина, у которой отличная жизнь, муж, ребенок, дом - полная чаша. Но когда-то она сделала аборт, и теперь ей снятся сны, которые на самом деле и не сны, а другая реальность, и в этих снах у нее таки родился тот ребенок, его зовут Пепси..." - "Пепси?" -"Пепси, да, как кола, только мальчика так зовут. И еще там собака есть, мистер Трейси, он говорящий, и ну очень обаятельный..." - "Ага, а "Кости луны" называется, потому что луна жила-жила, да померла, и теперь они ее хоронят." - "Нет!" - "Эксгумируют??" - "Да блииин...."
Если все же попытаться рассказать, о чем книга, то она об очень необычной паре, Винсенте и Изабелле. Они могут пересекать границы миров живых и мертвых, а ребенок, которого они ждут, обещает в подобных талантах превзойти обоих родителей, а еще он должен стать борцом с Хаосом и его проявлениями, поэтому Хаос пытается не допустить рождения Энджи и перетащить его мать в мир смерти, а мир смерти в этой истории состоит из самого хорошего, о чем мы мечтали и одновременно из самых наших страшных кошмаров, автобусы там водят осьминоги, а тамошний бог - плюшевый медведь по имени Боб.
Вот так и каждая книга. Сюжет не расскажешь и не передашь словами, его нужно чувствовать. Как правило, люди с первых страниц понимают, станет ли Кэрролл их писателем, или его произведения покажутся им откровенной ересью.
Что мне особо понравилось в "Стеклянном супе", так это идея насчет того, что все, о чем ты можешь только мечтать при жизни, используется как нить, чтобы соткать полотно твоего посмертия. Побочным продуктом, конечно, являются и кошмары, но в этом-то и суть - чем больше мы думаем о хорошем, чем меньше боимся всякой ерунды, тем светлее и чище будет этот мир "после".
Еще одним несомненным плюсом книги является язык (ну и перевод, естественно). Очень сочный, многогранный, с богатой лексикой, но не сложный для восприятия, какие-то действительно важные слова говорятся просто и воспринимаются легко сквозь призму магии и мистики.
Каждый может и должен хотя бы попробовать прочитать что-то подобное. Это как сериал "Однажды в сказке", только оригинальнее. Обыденное и чудесное переплетаются на страницах этой книги так просто и легко, что кажется, будто так и должно происходить на самом деле.
И напоследок, несколько цитат из книги, особенно запавших мне в душу.
Те, кому мы на самом деле небезразличны, делятся на две категории: тех, кто нас понимает, и тех, кто прощает наши самые тяжкие грехи. Но найти человека, способного на то и другое, удается крайне редко.
Часть нашей жизни — это поиски того единственного и необходимого человека, который поймет нашу историю. Но мы так часто делаем неправильный выбор. Проходят годы, и оказывается, что человек, который, как мы считали, нас понимает, относится к нам в лучшем случае с жалостью, а то и с безразличием или откровенной антипатией.
Единственный способ превратить красоту в уродство — лишить ее разума. Как будто снимаешь крышку с банки, предвкушая лакомство, а тебе в нос ударяет запах тухлятины — тут даже самому голодному не останется ничего, кроме как выкинуть банку в помойку.
Красивые люди уверены: мир должен прощать им все грехи только за то, что они существуют.