Опубликовано 8 Декабрь, 2022 - 10:35

  • Опыт использования:
    несколько раз

Х.ф. «Двойной обгон» (1984) я смотрел когда-то давно ещё в детстве и уже в то время он вызывал у меня неоднозначные впечатления. Соответственно, было интересно сравнить буквально на днях прежнее и нынешнее восприятия. В процессе раннего просмотра меня, если честно, подбешивали неразвитость ГАИ-шной работы (свидетельством чему выступает то, что развернулось в сюжете, включая гибель на одном посту сразу двух сотрудников от рук одного-единственного урки; не говоря уже о длительности времени, которое преступники провели безнаказанно, продвигаясь к своим целям) и долгое лежание «дохлыми баранами» со стороны дальнобойщиков. На сегодняшний же день было интересно смотреть это кино беспристрастно, не выступая, по большому счёту ни на чьей стороне, тем более, что государственный аппарат нынче уже совершенно не тот и вместо хотя бы отчасти доблестной ГАИ функционирует ДПС с напрочь дискредитированной репутацией (причём дискредитированной преимущественно поступками самих же сотрудников, а не какими-то там внешними и прочими пропагандистскими врагами).

Бросается огромная разница в технической оснащённости: в современности, если бы пошёл «шмон» проверки на дорогах, то эти два сообщника в исполнении Витаутаса Томкуса и Александра Коршунова продержались бы, скорее всего, в разы меньше, невзирая на тупость и халатность N-ого количества «правоохранителей». Преступники нынче, если такой калибр ОПГ ещё попадается, тоже уже были бы совершенно иными: что в жизни, что в кино. Они бы уже так не церемонились с дальнобойщиками (особенно поражает на контрасте с нынешними днями то, как матёрый уголовник Артеньев, то бишь «Жук», не добивает дальнобойщика даже после того, как усилиями Виктора фура врезается в песчаный карьер и вся операция уже точно срывается; он ВООБЩЕ его не трогает, а просто выходит из кабины с побито-помятым лицом), а пустили бы их в расход во время первого же столкновения. Разумеется, тогда были другие воспитание и осознание своей ответственности и, вполне возможно, что интуитивно сообщники понимали, что если они возьмут на свои плечи ещё и смерти двоих водителей, то обрекут себя в случае неудачи операции не только на сроки, но и на расстрел (в те годы смертная казнь ещё была в законной силе). Впрочем, это подтверждается и фразой того же самого «Жука», что у его напарника «итак руки в крови», то бишь незачем отягощать свою жизнь лишним насилием.

Неприятен момент, когда взбалмошный (точнее даже – психанутый) Лёнька стреляет в сержанта милиции Наташу: неприятно и то, что погибает красивая молодая женщина, которая бы ещё могла жить, радоваться жизни и радовать кого-то ещё; противна и проявленная ею трусость, вопреки тому, что она – ОФИЦЕР милиции (пусть и сержантик, но всё же). С другой стороны, это – некая грань реализма вопреки тем фантастическим моментам, которых в этом фильме немало.

Фантастичность же, что вполне очевидно для всех смотревших кино, состоит в сценах погони капитана Маджиева (актёр Борис Химичев, кстати, отлично вписался в кавказско-азиатский колорит) за бандитами. Крайне сомнительно, что после стольких заносов и столкновения его служебный автомобиль остался бы функционален; впрочем, как и он сам. Да и эти его крутые виражи, чуть ли не двойные сальто – это что-то с чем-то!! Понятное дело, что режиссёр хотел большей зрелищности для зрителя, но, на мой взгляд, всё-таки, в этом должна быть разумная мера, причём без абсурда наворачивания каких-то лишних кругов. Удивило ещё и то, что бандиты пытались эту «жигулюшку» много раз объехать или перекрыть ей проезд для обгона вместо того, чтобы просто протаранить её с концами, да и гнать дальше. Бог их знает, что у них там могло быть в голове при этом: то ли мысли о том, чтобы фура не выглядела покоцанной и не привлекала внимание многих людей в дальнейшем, то ли нежелание убивать сотрудника МВД при исполнении ...

Нестыковка фильма также состоит в том, что в Джафарова выстрелили, вроде бы, со стороны «Жука», хотя в следующий момент показывают, будто пулял Лёнька, а не его сообщник.

Ещё один минус фильма: «любовная линия» в сюжете (Маджиев и Наташа) – полный бред. Персонажи ведут себя как в лучшем старшеклассники, но отнюдь не как взрослые люди. Однако, примечательно, что в современном кино, инспектор, скорее всего, погнал бы со своей фавориткой в ближайший пункт «скорой помощи», чтобы собственными руками спасти её, а в данном случае для него важнее остался служебный долг и он просто вызвал помощь для неё по рации. Она, кстати, тоже пожелала, чтобы он догнал бандюков. То бишь бросается в глаза контраст между воспитанием людей того времени и нынешнего, с огромными перекосами в сторону так называемой личной жизни (так называемой – потому что у многих и нередко стираются грани с ПУБличной), и кинематограф в основной своей массе вообще докатился (точнее – его докатилИ злонамеренные манипуляторы) до маразма: даже из самых серьёзных военных сюжетов, в которых НЕОБХОДИМО заострять внимание на СОЦИАЛЬНОЙ значимости, режиссёры и сценаристы переводят акценты на псевдо-романтические слюнтяйства.

Линия взаимоотношений «отец – дочь» (актёры Вадим Михеенко и Екатерина Тарковская), вообще, представлена как-то странно: в начале фильма она представляется чуть ли не главной или одной из главных, однако практически весь сюжет она не представляет практически никакой ценности. Тот факт, что стрелок-рецидивист Жигаев, уничтожая улики, сжигает фотографию дочки в присутствии отца не добавляет никакого масла в огонь, как то вероятнее всего было бы в перегруженных пафосом и гнилой мстительностью голливудских боевиках. Шофёр Виктор, очухавшись в связанном виде, мешает бандитам продвигаться дальше просто потому, что не мог не помешать: он – молодой советский парень, вполне адекватный своей социальной среде, не трус и не чмо. В финале, сумев выжить, он вновь встречается с дочерью, но, честно говоря, у меня эта сцена никаких особых чувств не вызвала вообще (разве что хочется надеяться на то, что он устроится на другую работу и заберёт дочку из приюта к себе домой, как любой нравственно адекватный отец), ибо линия не проработана, да и вообще режиссёру не удалось толком раскрыть ни одну пару взаимоотношений, за исключением разве что коммуникации двух дальнобойщиков.

Вот тут я уже отмечу сильные звенья фильма:

во-первых, это – ответная эмоциональная фраза Ивана Петровича в исполнении харизматичного Юрия Назарова о том, что на основании одного неудачного брака и отношений с конкретной эгоцентрированной стервой (речь о бывшей жене) не стОит делать обобщающих выводов о женщинах в принципе, тем более, когда «есть ещё порох в пороховницах» и вся жизнь впереди.

Во-вторых, некоторые места захватывающей погони, за вычетом вышеуказанных ляпов.

В-третьих, отсутствие какой-то лишней агрессивности в кадре, за исключением психанутости Лёньки.

В-четвёртых, порадовала оперативность работы следаков, которые достаточно быстро вышли на Васю и раскрутили цепочку (впрочем, возможно, он из под их присмотра сильно-то и не выходил).

В-пятых, к месту и ко времени прозвучала фраза Артеньева: «Где сильные страсти, там слабые нервы». Взял её в свой кино-цитатник ))

Примечательные нюансы:

1) в отличие от упомянутого Б. Химичева, несмотря на фамилию младшего лейтенанта ДЖАфаров исполнитель этой роли Георгий Мартиросян обладает преимущественно славянскими чертами внешности, что вносит некую парадоксальность;

2) Александр Коршунов, исполнивший Лёньку, буквально парой лет ранее засветился на экране в прямо противоположной роли милиционера в тогдашнем драматическо-романтическом супер-хите «Не могу сказать “прощай”». Вот любят, всё-таки, многие актёры примерять на себя такие противоположные амплуа!! ))

 

В целом, могу отметить, что, несмотря на относительно скучную завязку сюжета, вторая половина фильма уже смотрится достаточно интересно, и желания поставить видео на паузу не возникает.

Достоинства
  • Фраза от Юрия Назарова, некоторые моменты погони
Недостатки
  • Непроработанность отношений персонажей
RichestHarvestне рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также