Доброго дня!
С момента известных кровавых событий в китайском Нанкине прошло более 80 лет. И сегодня жертвы японского милитаризма испытывают гнев и чувство горечи. Миллионы пострадавших китайцев, корейцев, филиппинцев, за которыми незавидные судьбы, поломанные жизни и психика.
Что заставляет правителей стремиться к завоеванию чужих земель и фактическому порабощению жителей, результатом которого всегда становится истребление гражданского населения? Всегда непростой ответ, ведь такая патологическая жажда войны трудно укладывается в голове здорового человека.
К сожалению, мировая история накопила хронологию войн, свидетельствующую с лихвой об исчезнувших населённых пунктах и геноциде целых народов.
Всегда в памяти остаются высказывания тех личностей, которые о войне знают из первых рук. Как жаль, что из прошедших событий мало извлекается ценного и бряцанье оружием стало печальными, непрекращающимися действиями. Посмотрите, что говорили о войне выдающиеся личности:
Сэр Уинстон Черчилль: "Война-это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди".
Отто фон Бисмарк: "Даже победоносная война-это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов".
Сенека Младший: "Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку-вот высшая доблесть".
Режиссёр Чжан Имоу и сценарист Лю Хен представили свою работу, как дань памяти. Нет сомнений, что такая жёсткая тема была ими изучена ранее. Отсутствие ляпов, достойный реквизит, ракурсы съемочных камер и удачный подбор актёров стали достойным результатом их творчества.
Сюжет
Декабрь 1937. Гробовщик Джон Миллер (Кристиан Бейл) случайно попадает в католический монастырь в китайском Нанкине. В нём пытаются спастись от войны дюжина школьниц и очень юный помощник ранее убитого священника.
За стенами монастыря также пытается укрыться и группа китайских проституток.
Американец Джон получает шанс личного спасения, однако события и обстоятельства заставляют его думать о судьбе других, совсем незнакомых ему людей.
Чем закончились истории сугубо гражданских лиц в оккупированном городе, кто и как проявил свои человеческие качества, мы узнаем только после просмотра.
Актёры
Женские роли актрис получились "живыми", эмоциональными и запоминающимися. Лидер китаянок, ставшими в жизни платным "утешением" для мужчин, Ю Мо в роли актрисы Ни Ни отличается острым умом, смелостью и самопожертвованием.
Её поступок сроден великому воинскому подвигу и он однозначно превосходит масштаб истории Мопассановской "Пышки". Не смогу выделить иные женские роли, все героини в каждой сцене стали настоящими.
Кристиан Бейл прожил роль главного героя предельно ярко. Вчерашний гробовщик, ловелас и любитель выпивки/денег, в прошлом испытал великую горечь личной потери.
И в создавшихся условиях откровенной военной резни в городе, герой Джон не смог принять шанс собственного спасения. Он теперь в ответе за тех, кто ему доверился. Очень сильная мужская роль, за плечами которой нашлось место многим жизням.
Обязательно отмечу юного актёра Тяньюань Хуанга в роли помощника настоятеля Джорджа. В нём ярко сочетается многое: верность долгу, сила веры и мужской отваги. В монастыре, кроме неисправного грузовика ничего нет. Но есть Джордж.
Совсем мальчишка, он не обладает богатырским ростом или физической силой. Но его внутренняя сила выше любой другой совершенно точно.
Такие, казалось бы, незаметные герои заслуживают к себе уважения и благодарности. Прекрасная роль, в которой нет места лжи и притворству.
Отец одной из воспитанниц, актёр
Цао Кефан и даже старший японский военный
Ацуро Ватабэ, точно соответствуют своим героям. Небольшие их роли выглядят цельными, они у меня вызвали искренние переживания и гнев.
Итоги
Некогда бывший столицей китайский Нанкин мало узнаваем сегодня от города, в котором происходили описанные события. Фильм снят, как и положено, со значительной долей правды и доли художественной "добавки".
Тем не менее, сомнений в правдивости нет, ведь в изначальной основе лежат записи американки Вотрин. Ей довелось ужасы японо-китайской войны увидеть собственными глазами.
Кинофильм 2,5 часового формата одинаково тяжёл для восприятия и осмысления любой братоубийственной войны, какими бы лозунгами не прикрывались тогдашние политики.
Рекомендовать к просмотру всё же буду, несмотря на отсутствие малейшего позитивизма киноленты. Жестокая история 1937 года по-прежнему осталась в сердцах оставшихся в живых свидетелей расправ из Поднебесной.
А значит, задача такого кино проста: подобные события никогда не должны быть воссозданы в реальности. Нигде и никогда.
Всем хороших просмотров лучших фильмов!