Опубликовано 27 Июль, 2024 - 13:45

Обожаю! Еще с самого детства, когда с батюшкой Гоголем знакомились на уроках литературы. Но и сейчас, только даже листая истории Николая Васильевича, во мне зарождается особый трепет. Безусловно, в сборнике «Вечеров» самая известная повесть - «Ночь перед Рождеством». Ну, скажите, кто из вас не знает красавицу Оксанку, вертлявую возле зеркальца да приговаривающую себе под нос: «А совсем я и не хороша… да нет же, хороша, чудо, как хороша!»? А хитрая Солоха, за нос водившая аж нескольких мужчин хутора, думающих, что он-то один такой у нее? А черт, удумавший завладеть душою кузнеца Вакулы, на своей спине везущий того до Петербурга до сами царицыных хором? Это же канон! Конечно, популяризировал «Ночь перед Рождеством» режиссер Александр Роу и его фильм 1861 года многие хорошо помнят. Даже я, которая не особо любит старые фильмы. Но «Ночь» - с удовольствием. Постановку в местном театре- с удовольствием еще большим!

Но не одной «Ночью перед Рождеством». Остальные истории мне показались незаслуженно оставшимися в тени. «Страшная месть», с которой я была и раньше знакома по восхитительному радиоспектаклю (невозможная жжжуть! "Астралу" даже и не снилось!), однозначно мурашечнее даже «Вия». И да, именно «Страшная месть» была взята вольной интерпретацией в сюжет фильма Егора Баранова «Гоголь. Страшная месть», где вместо двух казаков-братьев – две сестры Лиза и Мария, чье противостояние насчитывалось веками.

Но восхитили меня более всего (с ними я была не знакома до этого момента) две повести – это «Вечер накануне Ивана Купала» (охала и ахала от нахлынувшей жути!) и «Майская ночь, или утопленница». В «Ивана Купала» красавица панночка Пидорка (Феодора) становится яблоком раздора, сама того не зная. Влюбленный в нее жених, не имеющий за душой больших богатств кроме чувств, соглашается на сделку с самим чертом. А «Майская ночь»? Что за прелести! Ведьма, принимающая облик кошки; панночка, которую изводит со свету собственная мачеха; утопленницы, водящие ночные хороводы, и затесавшаяся меж ними та самая ведьма.

«Пропавшая грамота» впечатлила меня чуть меньше, но тоже смотрелась колоритно (игра с ведьмами да чертями за грамоту). А вот повесть «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» мне показалась настолько резко завершенной, что было ощущение какой-то недосказанности. Каюсь! Я даже пошла искать другие варианты издания, думая, что, может быть, что-то не допечатали. Но..нет. (Кстати, есть одноименный фильм с Табаковым, смотрел кто?)

После самих "Вечеров" включен словарь малоросских (украинских) слов. Даже взрослому современному (русскому) человеку они могут быть не знакомы. Но! Но при этом они настолько органично введены в текст, что интуитивно читатель понимает, о чем здесь речь. Но я смотрю, конечно же, с позиции взрослого, своего жизненного опыта и большого читательского багажа.

В заключении - биографический очерк о Николае Гоголе от писателя и историка литературы Владимира Шенрока. Сжатая, краткая информация, которая будет интересна любому, кто желает прикоснуться с творчеством Гоголя и к созданию сборника "Вечеров" (например, письма Гоголя к своей матери, в которых он просит переслать ему описания украинских обрядов, сказаний и верований).

Ксеника Черепахарекомендует
Читать все отзывы 30
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 30
Смотрите также