В отличие от многих, этот сериал не составил часть моего детства, как и ещё куча проектов, которые так или иначе транслировались по СТС или ТВ3 в 90е и начале 2000х. Я точно помню, что я видела отдельные сцены, но они меня как-то не прельстили, и сейчас я понимаю, почему. Приключения я с детства не очень любила, мне были ближе куда более спокойные сюжеты, но в последнее время этот жанр все больше и больше завоевывает моё сердце. Невольно подумываю о том, чтобы перечитать Перси Джексона, но о нём в другой раз. Сегодня у нас на очереди куда более знаменитый герой греческого дискурса и его злоключения, как это видели в не столь уж давно ушедшей эпохе, подарившей нам напоследок кое-что крайне занимательное.
🎭 Сериал начинается с мордобоя 😅. Причём эта сцена ну просто неприлично длинная, что заставляет волей-неволей задуматься, а не хотели ли создатели тем самым показать куда ушел весь бюджет, начиная партию с козырей, несмотря на то, что мы ещё не добрались ни до одного монстра 🤔 (ну, кроме человеческой жадности). Понятно, почему сериал не смог в свое время заинтересовать маленькую девочку, то бишь меня 🤣. Но он, видимо, и не стремился.
С первых же кадров очевидно, что сериал целился в преимущественно мужскую аудиторию, вообще не размениваясь на предисловия. Люблю проекты 90х за то, что они подолгу не рассусоливают суть да дело, а этот в прямом смысле врывается с ноги и показывает, что он есть такое. Каким бы наивным ни было представление современных людей о древних эпохах, создатели этого сериала явно знали, что они снимают и, самое главное, для кого. И этот не попытка принизить запросы целевой аудитории, просто проект не скрывает и не может скрыть свою сущность, которая сочится наивностью изо всех щелей - и это достоинство сериала, а не его недостаток.
🎭 Я вправду не понимаю, как люди умудрялись так раньше снимать, чтобы без глянцевой картинки - неотъемлемого атрибута любого современного смотрилова - выглядящее на экране не смотрелось как поделка на коленке. Да, многие спецэффекты морально устарели и смотрятся неуклюже (особенно псина из последней серии 1 сезона, это был просто кошмар). Сейчас за такое по голове не погладят, но я не могу смотреть на это и не думать о том, сколько сил и души было вложено в то, чтобы оживить на экране древние мифы, которые могут быть скроены из пластика, полиэтилена и наложенных друг на друга кадров так, чтобы казалось, будто произошло волшебство.
Сериал может быть сколь угодно неказистым по современным меркам, но мало какое нынешнее кино способно встать рядом с ним в один ряд, даже имея лакшери постановку, ведь у него нет и не будет того, что сделало этот сериал со временем "ностальгией": толики чуда и заинтересованности создателей в том, чтобы подарить это чудо своему зрителю. Чтобы зритель в это чудо поверил. Чтобы оно не скатилось в аттракцион 4D - посмотрел и забыл - а было присвоено смотрящим как часть приключения, которое он сам был бы не прочь пережить. Ну, в положительных его аспектах, а то ведь на долю героя выпадает не только безмерное счастье, но и столь же немыслимые потери.
🎭 Нахваливаю тут нахваливаю зрелище, но есть в нем один такой мааааааленький нюанс: это не Древняя Греция. Серьёзно, по многим кадрам вы даже мысли не допустите о том, что смотрите на интерпретацию греческого мифа, если не знать, откуда именно эти скриншоты.
это не левый кадр, это одна из серий 1 сезона
Да, если вы хотите атмосферы именно античности в самом неприкрытом и, быть может даже, клюквенном её свойстве, то вам явно не в этот сериал. Объясню, хотя это, наверное, и излишне. Помните греческие (или римские) статуи? А помните климат Греции, где вечно зелёные луга и вечно голубое небо? Ну дак эти вещи довольно неплохо сочетались друг с другом. А ещё с культом тела и тем, что в античном мире считалось западло носить штанишки - типичное одеяние местного Геракла с самой первой серии, вызвавшее у меня лютое недоумение.
Штаны, как и многое другое из разработанных для съёмок художником по костюмам элементов одежды, не считалось достойным гардероба уважаемого жителя античного полиса, а вот тоги, пеплосы и прочие драпированные накидки - да, но, вот беда, батальные сцены с ними не выглядели бы так эпично, как они выглядят, снятые в штанах (как бы странно это ни прозвучало) 😁. В итоге, сериал пусть и снят с душой, но вот именно атмосфера "древнегреческого"... с ней обошлись весьма ФРИвольно, обрядив жителей этой странной античности как варваров или, на худой конец, галлов, что в понимании любого эллина всё одно сущие дикари. Причёсок, экстерьеров (даже ни одного периптера вы на экране не увидите, боже, какой позор!), украшений и, разумеется, убранства интерьеров вся эта тоже "варваризация" тоже не избежала.
простите, а когда сериал переквалифицировался в "Голодные игры"?
корсет, блин, в античности.... хотя тут это не самое страшное
🎭 Как и знания героев о собственном мире 🫤. Я, конечно, понимаю, что юные мальчишки и бойкие девчонки не обязаны с пол-оборота разбираться в культуре древнего мира, но что-то же они должны знать! Ну, сериал, видимо, так не считает. Не принимая во внимание абсолютную оторванность серий друг от друга, что не являлось чем-то удивительным для сериалов 90х, Геракл будто каждое свое мини-приключение заново знакомится с миром, в котором живёт всю свою жизнь. Как бы.
Я понимаю, чем это обосновано: зритель имеет удобную возможность погружаться в lore вместе с главным героем, не чувствуя себя при этом идиотом, что должно хорошо сказаться на рейтинге сериала и, судя по тому, что наснимали аж целых 6 сезонов, оно того стоило. Развлекательное по сути зрелище не должно напрягать вас, заставляя вспоминать что-то о том, почему Горгона обращала всех в камень или в чём смысл Дионисий и, тем более, как они проводились, а проводились они ух как. Уж поверьте, сериалу да и вообще современным торжествам, даже самым роскошным из них подобное и не снилось 😏. Но сериал для молодежи, а потому ни-ни. Поразительно, как в одних аспектах зрелище демонстрирует удивительную адаптивность, в то время как других чурается, словно огня, исключение которого из сюжета здорово стоило тому многих удивительных поворотов, заменив их чем-то куда более простым и не всегда интересным для просмотра, но юмор сильно сгладил углы некоторых из этих проблем.
🎭 Несмотря на трагичность завязки, в которой героя от семейных обязанностей великодушно "освобождает" законная супруга его отца Гера, и лишь потому персонаж имеет такую мобильность и свободу в дальнейших странствиях своих по земле, якобы принадлежащей эллинам, сериал по большей части комедия с элементами боевика, фэнтези и драмы. Судя по сюжету, никто и не планировал снимать шедевр, но совершенно точно понимал, что хочет видеть на экране его потенциальный потребитель. Жанровые компоненты пребывают в постоянном балансе, слишком идеальном, чтобы жаловаться на то, что где-то не хватило времени пустить слезу, а в другом месте искренне расхохотаться. Жаль только, что непосредственно линейному элементу приключений уделили слишком мало внимания: до обидного часто происходит так, что история идёт своим чередом вопреки логике придуманного, очевидно, с нуля мира (серьезно, там столько анахронизмов, что гладиаторы - это самый безобидный из них).
Могу выразиться попроще: почему Гера, убив семью Геракла, внезапно пощадила его мать, ведь именно она была любовницей Зевса, а герой - лишь производное от этой связи? Или почему сценаристы, демонстрируя возможность богов буквально вселяться в людей, чтобы вершить свою справедливость, прибегают к этому повороту лишь время от времени, благодаря чему боги спокойно удовлетворяются неудачами, когда могли бы совершать бесконечное количество подобных набегов, пока не достигнут цели? В сериале нет такого элемента, как скука и развлечение высших существ. Происходящее не выглядит, как игра, все довольно серьезно, а мотивация божеств подана именно как удовлетворение своих стремлений, а не временное развлечение, в связи с чем и спрашиваю, почему они мирятся с неудачами, которые вызывают у них истовый гнев.
Подобных моментов будет ещё масса.
Да, они разбавляются хорошим и простым ситуативным юмором, но даже он не способен прикрыть сюжетные дыры такого масштаба, благодаря которым приключение остаётся приключением в развлекательном смысле, временами забывая свой трагический вес.
🎭 И всё же... невзирая на все сказанное, сериал как-то с удивительным постоянством помнит, что он какой-никакой серьезный проект. Здесь не только драки, но и кровь, и смерть. Особенно поражает серия, в которой сюжет неожиданно решил переодеться в "Повелителя мух", а Арес вербует посредством своего болванчика армию детей, которая, озверев, нападает на окрестные поселения и вырезает целые толпы людей. Это даже в какой-то степени шокирует, то, что иногда герою приходится сражаться с детьми, иначе они, обуреваемые жаждой крови, убьют его и ещё кучу народа.
Греческая мифология противопоставляет военное искусство в лицах Ареса и Афины: если первый это грубая и жестокая ничем не прикрытая сила, то вторая - тактика и стратегия, хитрость и ловкость. Но в этом сюжете богу приписали такое коварство, что невольно задумываешься о другой интерпретации всем известного образа. Или я просто копаю слишком глубоко? 🤔 В любом случае, приятно во время просмотра время от времени слышать простые и в то же время умные фразы от самых разных персонажей, которые не позволяют думать о странствиях Геракла просто как о роудмуви, но придают этому какой-то налет чуть более высокого смысла.
- Поверь мне, великие битвы оставляют блеск в легендах и печаль в душе.
- Ты же не знаешь, куда ведёт эта дорога!
- Вот пойду по ней - и узнаю.
Геракл, стоит только появиться первым признакам зла, как ты тут же киваешь на богов и чудовищ. Истина, друг мой, в том, что когда на кон поставлена власть, люди могут стать жестокими, как боги, и злобными, как чудовища.
🎭 Поговорим за характеры и перейдем уже к выводам. Нельзя не заметить, что лицо сериала, сыгранное Кевином Сорбо, представляет собой несколько карикатурное зрелище, воплощённое, правда, с такой самоотдачей, что сложно не симпатизировать ему, даже если глубина его персонажа достигает не столь далёких пределов. Геракл представляет собой совершенно типичную ролевую модель, созданную по образцам супергероики, которая, какая ирония!, вышла как раз из греческого мифа. Он человек добрый и отзывчивый, за мир во всем мире, против всего плохого и за всё хорошее + наделён такими качествами как неуязвимость, сила и, кажется, долголетие. Нетрудно понять, что какой-нибудь Супермен или Человек-паук являются его ближайшими культурными аналогами. С ним наверняка хотел ассоциировать себя каждый дворовый пацан, смотревший это шоу в год его выхода, мечтал также побеждать чудовищ, странствовать, куда глаза глядят, пользоваться расположением всех встречных прекрасных дам и разруливать полисные конфликты одной силой воли. Всё это очень нетрудно представить.
Что же касается остальных персонажей, здесь картина поразнообразнее. Ввиду того, что это приключения, набор постоянных лиц тут не столь уж велик, а качество встречных-поперечных разнится от героя к герою, так что рассматривать их всех - это много буков писать.
Эолай - постоянный спутник Геракла и его лучший друг, который временами бугуртит на отбрасываемую тень, но даже при этом имеет собственную, что иногда накрывает даже его самого.
Мать героя - весьма симпатичная женщина, выглядящая неприлично молодо и появляющаяся на экране реже, чем хочется, однако низменно производит благодушное впечатление, являясь воплощением приземленной мудрости, которой и ее сын оказался не обделен.
Салмоней - "плюшевый" торгаш, которому не хватило экранного времени. Карикатурная еврейскость его предпринимательской жилы компенсируется открытостью сердца и широтой души, благодаря чему он покоряет не только смотрящего, но и многочисленных героев внутри сюжета, всегда выбираясь из передряг, потому что такого симпапулю просто нельзя оставлять в беде. И т.д.
Общая на всех черта - это отсутствие халтурной картонности, потому как даже те, кто появляется на неполные 40 минут каждой новой серии и больше никогда не мелькают в кадре, заставляют поверить в свою настоящесть, несмотря на то, что время проникнуться ими и их историей строго ограничено таймингом серии и их личной сюжетной ролью, которая обычно сводится к тому, какой же Геракл всё-таки классный. Лучший парень среди всех несуществующих в кадре греческих полисов. Ну а это разве кто-то оспаривал?))
Вывод: по итогам первого сезона, я могу сказать, что это творение симпатичное, но слишком привязанное к своему времени. Всё в нём кричит о том, когда, для кого и на какой волне оно было сделано. Это не плохо, нет, просто сейчас это мало кому подойдёт. Если сериал и проходит проверку временем, то лишь отчасти, я же с ним ознакомилась на волне собственного интереса, а интерес этот спровоцирован совокупностью особенных обстоятельств, которым этот сериал пришёлся в пору - и то, если не знать о нём ДО просмотра больше, чем сказано в синопсисе. Лично мне не хватило собственно божественного элемента, который делает любое древнегреческое сказание таким привлекательным для людей всех возрастов по всему земному шару. Греки верили, что боги постоянно вмешиваются в их жизнь, поэтому для них был так важен элемент фатума, воплощённый божественной волей, в чём вы можете убедиться, почитав, например, Илиаду. Я, конечно, понимаю, что в 90е сериал про самого знаменитого античного героя снимали отнюдь не ради просвещения, но более бережное отношение к первоисточнику могло бы сделать сюжет лучше и интереснее, чем он в итоге случился. Да, иногда Гера сверкает своим павлиньим взором с небес. Да, иногда Арес кипятит кровь в святилищах и помещает череп на диск луны. Возможно, молнии, периодически сверкающие между сцен, есть проявление Зевса. Но этого всего ТАК МАЛО, чтобы сделать сказание о местном Геракле хоть сколько-нибудь греческим, каким оно было изначально. Интересно ли это? Думаю, сейчас это подойдёт лишь ностальгирующим и интересующимся определённым контентом людям. Звездный час сериала давно прошёл, с тех много воды утекло, в которой можно выловить контент, более привлекательный для современного зрителя, который прежде всего хочет видеть красивое зрелище. Но если захочется чего-то не очень торопливого и душевного, всегда можно вернуться сюда и посмотреть ещё 5 пять сезонов.