Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня я решила сделать кое-что необычное.
Я нахожусь на сайте отзывов с рекомендациями и, разумеется, тоже хочу внести свой вклад.
Мой отзыв необычен тем, что написала я его в семнадцать лет (сейчас мне уже за тридцать) и мне очень хочется поделиться с вами своим юношеским восприятием бессмертного романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Итак, поехали...
Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его смерти. Его творчество получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры.
Роман "Мастер и Маргарита" занимает центральное место в творчестве великого русского писателя. Над ним Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Роман "Мастер и Маргарита" очень необычен. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа. Две эпохи, античная и современная, описываются Булгаковым с использованием гротеска, фантастики, соединения ирреального с реальным в общем потоке повествования. Композиция произведения весьма оригинальна и многопланова.
Творение Булгакова "Мастер и Маргарита" требует от его читателя выхода за пределы обиходных житейских представлений и сведений. Иначе часть художественных смыслов романа останется невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более, чем порождение странной фантазии автора.
Впервые взяв книгу в руки и посмотрев ее название, я предположила, что прочитаю трогательную историю о двух влюбленных: Мастере и Маргарите. Но на протяжении первых двенадцати глав, по крайней мере, название романа вовсе не оправдалось - ни Мастера, ни Маргариты на страницах не появилось. Однако, я сумела выделить среди уже задействованных героев главных и второстепенных.
События в "Мастере и Маргарите" начинаются однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах. Странный человек появляется здесь именно в тот момент, когда председатель МАССОЛИТА Берлиоз и поэт Бездомный заводят беседу о вере в Бога. Этот подозрительный человек оказался иностранцем, а именно: профессором черной магии Воландом. Он вступает в беседу с коллегами, в течение которой Берлиоз и его друг понимают, что общаются с сумасшедшим. И только потому, что тот уверяет их в существовании и Бога, и Дьявола без нужных тому доказательств. Берлиоз спешит к телефону, чтобы позвонить в больницу по поводу странного человека на Патриарших прудах, но попадает под трамвай, и предсказание судьбы, данное Воландом председателю МАССОЛИТА, сбывается. Еще бы ему не сбыться! Ведь как понял уже смекалистый читатель, что в образе профессора Воланда перед нами предстает сам Дьявол. А отказ от веры в Бога, прозвучавший в споре литераторов, был равносилен отрицанию его самого - Воланда-дьявола. Вот почему последний так уверял их в существовании Бога.
Воланд - один из главных героев романа. Автор весьма своеобразно создал образ этого героя, то есть образ Сатаны, потому что "падший ангел" представляется людям всегда злым, коварным, беспощадным и устрашающим. Но в романе "Мастер и Маргарита" он совсем не таков. И главное, что отличает его от "коварного искусителя" - это справедливость в поступках. Воланд карает мелочных, суетливых и трусливых людишек, закопавшихся в своих повседневных делишках, позабывших истинные ценности и вознаграждает Маргариту за ее смелость и силу, которые помогли ей вернуть своего любимого. Воланд описывается загадочным и необычным, не вызывающим страха.
Нечистая сила в "Мастере и Маргарите" представлена не только " профессором черной магии". Вскоре в Москве появляется и его свита, состоящая из огромного черного кота, высокого "человека" в жокейской кепке и потрескавшемся пенсне и маленького пламенно-рыжего "человека" с клыком и белой грудью. Булгаков не сразу описывает характер, манеры и повадки каждого из этой свиты, а постепенно раскрывает читателю сущность "нечистой силы". Черный кот с Коровьевым (так назвался высокий "человек" в жокейской кепке) оказались весельчаками, что вовсе не уменьшает их сверхъестественных способностей. Азазелло же ("человек" с клыком) представляется серьезным и жестоким, исправно служащим своему мессиру.
Воланд и его свита являются олицетворением темных сил в романе. В противопоставление им существует и добрая сила. Добро в произведении представлено в образе Иешуа Га-Ноцри и пророка Левия Матвея. О них мы узнаем из библейских сюжетов, попеременно вводимых Булгаковым в общий поток повествования.
Борьба добра и зла - это вечная проблема философии. Над ней задумывается и автор в своем произведении. Булгаков приводит много философских доказательств того, что добро и зло неразделимы. Эти две противоборствующие стороны постоянно оспариваю свое лидерство. "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?" - спрашивает Воланд у Левия Матвея.
Роман "Мастер и Маргарита" достаточно многопланов. Помимо вечных философских проблем и героев, олицетворяющих эту философию, в рамках одного произведения повествуется о тех, чьи имена присутствуют в названии романа. О них автор рассказывает во второй части произведения. Мастер сотворил рукопись о Понтии Пилате, но в порыве чувств сжег ее, не выдержав упорного натиска безжалостной критики глупцов и стяжателей. Маргарита проживает в богатом доме с нелюбимым мужем и тоскует по Мастеру. Так складываются жизненные обстоятельства. Возможно, все оставалось бы по-прежнему и шло своим чередом, если бы опять не эти сверхъестественные силы. Маргарита принимает бал у Сатаны, и тот возвращает ей Мастера. Кроме этого, Воланд дарит влюбленным "вечный покой и уют". Самоотверженность и смелость Маргариты и талант Мастера Воланд оценил по достоинству.
Наказанными в романе остались те люди, которые все свои идеалы свели к минимуму. Многие из них взяточники и подхалимы, некоторые - жалкие и трусливые. Смешно выглядят они на фоне всемогущего Воланда и самоотверженной Маргариты. Да, много проказ натворила свита "профессора" в Москве, даже сожгла здание МАССОЛИТА. Впоследствии, когда стали выясняться зачинщики сотворенного, то расследование зашло в тупик. В конце концов решили, что это дело рук банды гипнотизеров, что еще больше подчеркивает трусливость людишек, описанных Булгаковым, отсутствие у них чувства пространства и всемогущества.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" мне очень понравился. Я часто критически отношусь к произведениям отечественной литературы, но этот писатель покорил меня своим творчеством. Он с большим мастерством написал роман: придумал завораживающий сюжет с множеством интересных героев. Сложная композиция произведения, его многоплановость, попеременное описание двух эпох, античной и современной. действительно тонкая философия автора - все это подтверждает ценность "Мастера и Маргариты". Я советую все прочитать бессмертный роман Булгакова. И пусть каждый поймет и оценит его по-своему.
Вот такое впечатление роман произвел на меня в семнадцать лет. Я хорошо училась в школе, но читать совсем не любила и все, задаваемые произведения, осваивала через силу и только роман "Мастер и Маргарита" зашел на одном дыхании. Ключевым эпизодом, изначально привлекшим мое внимание, стал момент с депортацией Степы Лиходеева в Ялту. Я помню мне это так понравилось, что далее стала читать просто без остановки.
Итак, что я могу сказать о романе сейчас? Я прочитала его уже три раза и, наверное, прочту еще. Автор потратил много лет на создание этого произведения и оно того стоило. Это потрясающее, интересное и увлекательное путешествие.
Прочитать "Мастера и Маргариту" нужно хотя бы раз в жизни, а там как пойдет.
Благодарю за ваше внимание!