Опубликовано 6 Июль, 2023 - 23:17

  • Опыт использования:
    один раз

Всем доброго времени суток!

Сегодня мой отзыв будет об очень необычной кинокартине, которая была снята в еще в 1990 году, но которую я увидела только сейчас. Это фильм «Яма», снятый по одноименной скандально известной повести русского писателя-классика Александра Куприна.

 

1. О чем фильм?

Тем, кто читал повесть «Яма» Куприна, объяснять ничего не надо. А для тех, кто еще не добрался до этого замечательного произведения, поясню. Это произведение – зарисовки из жизни и быта проституток Российской империи начала XX века. Действие разворачивается в средней руки публичном доме, расположенном на Ямской улице.

Про книгу я отдельный отзыв напишу, тем более что она стоит того. Пока же речь только о фильме.

Создатели честно пишут, что это не экранизация повести Куприна, а именно жанр «снято по мотивам». Так что ждать от фильма того, что он дословно будет воспроизводить сюжет и образы из книги, не стоит.

Тем не менее, отдельные сюжетные линии и некоторые персонажи переданы достаточно близко к тексту. Например, я именно так и представляла себе проститутку «Маню Маленькую», когда читала книгу.

Это взбалмошная, готовая в любой момент подраться, но вместе с тем очень добрая и непосредственная как ребенок героиня. Ее в фильме очень убедительно сыграла Ирина Цывина, супруга Евгения Евстигнеева. Он в этом фильме тоже есть. Играет роль судьи, который пристрастился к посещению борделя, хотя в обычной жизни все воспринимают его как добропорядочного семьянина.

И вообще в этом фильме подобралась целая плеяда блистательных актеров, но об этом чуть позже.

Сейчас вкратце расскажу сюжет, обещаю, что без спойлеров. В публичном доме идет подпольная борьба за власть между экономкой Эммой Эдуардовной (ее играет Валентина Талызина) и харизматичной проституткой с независимым характером Тамарой (Татьяна Догилева). Чем закончилось это противостояние, вы узнаете, досмотрев фильм до конца.

Параллельно разворачивается история о том, как молодой адвокат пытается спасти одну из проституток и направить ее «на путь истинный». Этот дуэт блистательно исполнили Олег Меньшиков и Любовь Руднева.

Еще один мотив связан с подпольной революционной деятельностью – за нее в картине отвечает революционер Симановский (актер – Алексей Горбунов).

В книге моей любимицей была Женя. Здесь она тоже есть. Удивительно, но актрису подобрали один в один, как я себе и представляла эту героиню. Но ее сюжетная линия здесь не такая подробная. А жаль, ведь в книге это один из центральных персонажей.

Возможно, просто невозможно было в 1,5 часа экранного времени вместить всех героев и все подробности, но мне Жени в фильме было мало. Хотелось больше.

 

2. Актерская игра

Не знаю, кто отвечал за подбор актеров в этом фильме, но я бы поставила ему 5+++. Все на своих местах и очень органичны в своих образах.

Даже в маленьких проходных ролях тут задействованы очень талантливые артисты. Например, роль дамы-благотворительницы мастерски исполняет Ольга Волкова, а забулдыгу-актера незабываемо играет Александр Филиппенко.

Нечасто бывает, что в фильме на экране видишь те же типажи, что представлялись при чтении книги. Это тот самый редкий случай.

Единственное несовпадение – это Тамара. Ее я совсем не так себе представляла. В моем воображении она была более аристократичной, изысканной, таинственной. К тому же она совсем не такая по внешности.

Но при этом Татьяна Догилева играет так ярко и убедительно, что уже вскоре после начала фильма я перестала сравнивать книжный и экранный образ, а просто наслаждалась ее игрой.

Наверно, это будет громко сказано, но мне кажется, что это одна из наиболее сильных ролей Догилевой. У нее здесь очень выразительная мимика, которая мгновенно меняется от порока к добродетели, от гнева к состраданию, от волевой решительности до пошлой развязности.

Героиня Догилевой буквально порхает по экрану. Она не только всё время меняет наряды, но как будто меняет лица. Наблюдать за этим очень любопытно.

Если я буду писать свои впечатления обо всех актерах, то, наверно, мой отзыв затянется до бесконечности. Поэтому остановлюсь еще только на двух актрисах, чья игра меня приятно порадовала. Хотя, еще раз подчеркну, в этом фильме никто не фальшивит. Все играют очень хорошо.

Так вот. Еще мне очень понравился образ, созданный Викторией Кузнецовой. К сожалению, это малоизвестная актриса. Она сыграла несколько ролей и в 1990-х годах уехала во Францию. Как она играет Женю – до мурашек просто. Взгляд, голос, осанка – это та самая гордая и свободолюбивая Женя, которая описана в повести «Яма» Куприна.

Жаль, что эта актриса так мало снималась. Мне кажется, что роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского ей бы очень подошла.

Еще бы отметила Любовь Рудневу. Конечно, ее роль была не такая сложная, как у Догилевой и Кузнецовой. Всё же играть простушку Любочку проще, чем сложные и многогранные образы Жени и Тамары. Но она была так непосредственна и убедительна в своей роли! И очень попала в те интонации, что есть в книге Куприна.

Ее партнером по игре был Олег Меньшиков. И это был действительно дуэт, а не игра «каждый сам за себя», как это часто бывает в современных фильмах.

В общем, за актерскую игру – спасибо! Я получила большое наслаждение.

 

3. Стиль

Режиссер фильма – Светлана Ильинская. Она отмечала в одном из интервью, что

«Мы переводим произведение Куприна из мелодраматической в гротескно-фарсовую тональность… Надо заметить, что актеры прекрасно чувствуют эту фарсовую стихию».

В этом фильме действительно есть что-то от фарса. Но при этом с нотками трагического. Для тех, кто не любит подобный стиль, фильм смотреть не советую. Некоторые сцены могут покоробить и даже возмутить. Отдельные эпизоды – на грани фола.

Думаю, что только в начале 1990-х такой фильм был возможен. Сейчас бы его просто запретили к показу разные блюстители нравственности. В нем есть много откровенных сцен. Но мной они воспринимались как гротеск, а не как какая-то пошлость.

4. Декорации

Отдельно хочется отметить работу тех, кто создавал декорации, подбирал реквизит, шил костюмы и т.д. В этом фильме есть много ярких, запоминающихся деталей, которые хочется рассматривать.

Мне кажется, с исторической точки зрения, фильм довольно убедителен – на заднем фоне можно разглядеть чугунные утюги с углем, винтажные фотографии, дореволюционную посуду. Всё это создает особый колорит и атмосферу.

Даже второстепенные персонажи как будто сошли с дореволюционных открыток. Вот, например, один из посетителей борделя – типичный атлет начала XX века.

Понравился визуальный ряд фильма. Некоторые сцены хотелось рассматривать как картины. И часто используется метод контрастов. Грязь грубого деревянного пола – и тут же белоснежное белье, отвратительный вход на задний двор и белые голуби и т.д.

5. Общее впечатление

Несмотря на блистательную актерскую игру, прекрасные декорации и динамичность сюжета, фильм всё же оставляет довольно тягостное впечатление.

Во-первых, это связано с самой темой проституции. Почти невозможно говорить о проститутках так, чтобы это было легко. У каждой героини надломанная судьба и столько боли внутри, что это не может не задевать. Но всё же в повести Куприна это трагичней. Фарсовая тональность фильма снижает драматичность и глубину поднимаемой темы.

Во-вторых, мне неприятно, что в фильм была включена похоронная тема и связанная с ней атрибутика. Не люблю такое, психика не выдерживает. И сцена в морге тоже довольно тяжелая.

В-третьих, само освещение в фильме какое-то мрачное. Не знаю, то ли это особенности кинопленки, то ли свет так выставлен. Но мне не хватило света в этом фильме. И в прямом, и в переносном смысле.

6. Выводы

Не знаю даже, рекомендовать ли фильм к просмотру. Картина однозначно интересная, запоминающаяся, со своим уникальным стилем. Если вы хотите посмотреть своих любимых актеров в необычных образах – например, Валентину Талызину в роли содержательницы публичного дома, то тогда картина будет для вас любопытной.

Еще можно посмотреть фильм тем, кто любит творчество Куприна и кому будет интересно сравнить киноверсию с литературным первоисточником. Да, это не буквальная экранизация, а вариация на тему книги, но много параллелей есть.

Не советую фильм тем, кто не любит на экране откровенных сцен и кто не воспринимает гротеск как жанр. Это не лирическое кино, не мелодрама и не комедия в обычном понимании этого слова.

В общем, фильм на любителя. Мне понравилось.

Снижаю балл за то, что мне не хватило глубины и за то, что образ Жени не был до конца раскрыт.

Достоинства
  • Дореволюционная музыка и детали интерьера
  • Интересный визуальный ряд
  • Много совпадений по типажам
  • Необычный стиль
  • Прекрасная актёрская игра
  • Талантливый литературный материал
  • Удачно подобраны актеры
  • Хорошие декорации, реквизит
Недостатки
  • Есть тяжелые сцены
  • Мрачновато
  • Не все герои из книги раскрыты
Иванова Леонарекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
07.07.2023
Кадры из фильма заинтересовали. Мне не сказать, что понравилась книга, но то, что впечатление она произвела неизгладимое, факт. Не знаю, решусь ли однажды перечитать, но фильм скорее всего посмотрю.
YuliKlim, привет!
Спасибо за комментарий)
Вряд ли вам тогда фильм понравится, если уж книга пришлась не по душе. Мне повесть "Яма" Куприна очень нравится, поэтому фильм было смотреть интересно. В любом случае книга лучше, чем фильм (как это обычно бывает).
07.07.2023
Скорее не так. Не понравилась не книга, а гнетущая тема. Написано но же просто гениально.
YuliKlim, да, согласна, тема тяжелая. Куприн так и писал - нужно же кому-то взяться за эту тему, все ее обходят стороной. Столько лет прошло, а всё еще актуально.
07.09.2023
давно собираюсь эту книгу прочитать, но никак руки не дойдут, а тут ещё и фильм есть!
теперь вдвойне хочется: и прочитать, и посмотреть, чтобы сравнить.
07.09.2023
давно собираюсь эту книгу прочитать, но никак руки не дойдут, а тут ещё и фильм есть!
теперь вдвойне хочется: и прочитать, и посмотреть, чтобы сравнить.
Вер4ик, лучше сначала повесть прочитать) В фильме многие сюжетные линии опущены.
Да и вообще книга интересней.
Другие отзывы
Смотрите также