Городские накладки на обувь с маленькими шипами слишком уж игрушечны, чтобы всерьёз рассчитывать на них во время прогулок за пределами города, где во время и после оттепелей бывает нешуточный гололёд. Для зимнего леса давно хотелось что-то вроде альпинистских «кошек», но попроще, т.к. «кошки» громоздки, тяжелы, дороги, а главное требуют особой техники хождения, чтобы не нанести травмы себе и окружающим. После опроса знакомых и изучения предложений остановился на продукте московской компании с говорящим названием «Ледоходы». Мини-кошки «Аляска» выглядят гораздо серьёзнее городских ледоступов из-за более массивного каркаса из термоэластопласта и более агрессивных стальных шипов, соединённых цепями.
Вид снизу, со стороны шипов
Вид сверху, со стороны крепления
Упакованы ледоходы в мешочек из плотной (но не «дубовой») ткани. Инструкция и контактные данные напечатаны прямо на мешочке. В этой информации есть неточность, но о ней чуть позже.
Упаковка из плотного материала
На зимних сапогах 46 размера (длина стопы 30 см) ледоходы «Аляска» смотрятся весьма брутально.
Ледоходы «Аляска» готовы к использованию
Природа подогнала идеальную погоду для тестирования: после нескольких дней оттепели заморозки превратили сельские улицы в каток.
По ледяной дороге
Удивительные ощущения! Там, где ещё вчера разъезжались ноги и передвижение было возможно только мелкими шажочками, в ледоходах «Аляска» можно идти беззаботно, под аккомпанемент хищного треска, с которым шипы вгрызаются в прозрачный лёд (жаль, здесь нельзя загружать видео).
Наверное, интуитивно понятно, что подошва обуви, на которую навешиваются такие «кошки» должна быть достаточно жесткой. Подошва сапог достаточно мягкая, но внутри у меня лежат жесткие ортопедические стельки, поэтому ноги не чувствовали отдачу от шипов на твердом льду.
Прогулка по лесу добавила приятных впечатлений от покупки. Прихваченный морозом снег мало отличается от льда, и ноги в обычной туристической обуви часто проскальзывают. Особенно, когда приходится идти по ранее натоптанным тропинкам. Но с такими ледоходами быстро начинаешь чувствовать себя танком, не боящимся поскользнуться на наледях или в примороженном зернистом снегу.
Этой зимой после ледяного дождя поломало много деревьев. Несколько раз на знакомых тропах пришлось перебираться через завалы по обледеневшим стволам – и здесь ледоходы «Аляска» существенно добавляли уверенности.
Переход по обледеневшим стволам упавших деревьев
Говорить о долговечности можно будет к концу зимнего сезона, когда как следует проверю эти «мини-кошки» в разных условиях. Пока можно сказать, что свои функции данные ледоходы выполняют. Без сверхусилий натягиваясь на 46 размер, сидят прочно, как единое целое с обувью – никакого проскальзывания между обувью и шипами нет.
Крепления на небольшом морозе оставались эластичными. Производитель заявляет сохранение свойств крепления до -50°C.
Марка стали шипов и цепей не указана, но в любом случае после использования ледоходы лучше сразу вытереть и высушить.
8 шипов распределены по двум платформам 6+2. Каждая платформа удерживается четырьмя цепями. Конструкторы подумали о запасе прочности: если одна из цепей порвётся, оставшиеся три будут удерживать платформу в рабочем положении. Кроме того, цепи заходят в канавки «тракторной» подошвы, добавляя надёжности крепления.
Цепи удерживают шипы
В заключение несколько замечаний. Во-первых, приходится помнить, что данные ледоходы не предназначены для экстремальных нагрузок. Опыт показал, что наступать в них надо по возможности вертикально, не шаркая по льду. При резкой скользящей нагрузке, когда стопа движется параллельно земле, цепи могут разойтись. Уже чинил дважды. В одном случае цепь выскочила из резиновой петли, в другом - разогнулись одновременно два звена.
Разошедшиеся под нагрузкой звенья цепи
В домашних условиях отремонтировать легко, но на морозе, даже если случайно захватили с собой на прогулку пассатижи (лучше парочку), – так себе удовольствие. Запаять звенья бытовым паяльником не удастся, особенно по краям, где цепи крепятся к резине. Но можно продублировать наиболее нагружаемые звенья пружинными кольцами небольшого размера. За те деньги, которые стоят ледоходы, претензий нет – в конце концов, я привык ремонтировать и доводить до ума даже гораздо более дорогое снаряжение. Но, может, производитель сделает усиленную версию с более надёжными цепями – с запаянными звеньями или из более прочного металла.
Несмотря на указываемый производителем размер L, предназначенный на размеры обуви в диапазоне 41-46, ледоходы плотно сели на городские женские сапоги 38 размера.
Ледоходы размера L (41-46) на женских городских сапогах 38 размера
Вид снизу
Ледоходы размера L (41-46) на женских городских сапогах 38 размера, вид снизу
Есть впечатление, что на трекинговых ботинках 38 размера ледоходы будут держаться ещё лучше.
Приятным сюрпризом стал вес ледоходов «Аляска». Вместо указанных на упаковке 360 г реальный вес оказался 308 г, а без мешочка всего 273 г.
Вес ледоходов «Аляска» размера L – 273 грамма
Для лесных прогулок не столь ощутимо, но если брать такие «мини-кошки» в пеше-горные (не альпинистские) походы для прохождения снежников и грязи, разница почти в 90 граммов существенна.
Стоит добавить, что для городских условий, где раскатанные ледянки и снежная каша чередуются с расчищенными дорожками, посыпанными солью и песком, ледоходы «Аляска» вряд ли будут хорошим выбором – шипы и цепи будут снашиваться от трения об асфальт. Да и цивильной обуви от цепей, скорее всего, не поздоровится. Изучив ассортимент на сайте «Ледохода», заказал для города модель без цепей с менее агрессивными шипами из победита. Но это уже будет другая история.