Опубликовано 13 Декабрь, 2018 - 19:24

  • Опыт использования:
    неделя или более

Здравствуйте! 13 ноября 2018 года музыкальная группа "Ария" выпустила в свет свой тринадцатый по счёту в дискографии альбом "Проклятье морей". Отзывы на него настолько противоречивы, что я не нашла ни одной рецензии, с которой бы была полностью согласна. Поэтому приняла решение высказать собственное мнение, поскольку слушаю группу на протяжении уже 14 лет и мне есть, о чём поведать. Сама я не музыкант и не претендую на истину в последней инстанции, просто хочу поделиться своими впечатлениями.

Перед разбором песен хочется сказать пару слов про обложку альбома. В этот раз над ней работал не знаменитый Лео Хао, а другой художник, поэтому такое решение вызвало шквал критики. Мол, это халтура, любой школьник в Фотошопе лучше сделает, шрифт не тот... У меня же никакого негатива это изображение не вызвало, возможно, ему не хватает чёткости в деталях, но больше никаких недостатков я не обнаружила. Мне понравилось то, что на обложке отсутствует монстр Жорик в привычном виде, которого обычно используют как центрального персонажа. Для меня он ассоциируется с плагиатом и безвкусицей, уж извините. Здесь же в левой части рисунка изображён некий монстроподобный водопад, но мне он больше напоминает череп, чем Жорика.

альбом проклятье морей отзывы

В любом случае, альбом стоит судить по содержанию, а не по обложке, поэтому перейдём к сути.

"Проклятье морей" состоит из 11 композиций, которые не связаны друг с другом по смыслу, поэтому концептуальным назвать альбом нельзя. Не считаю это недостатком, ведь чем больше разных песен, тем интереснее.

1) Гонка за славой

Открывающая композиция получилась очень бодрой, динамичной и истинно металлической. Текст, написанный поэтом Александром Елиным, вышел простым, но при этом современным и актуальным. В моём понимании, речь идёт не только о музыкантах, пытающихся добиться популярности, но и о блогерах, жаждущих хайпа. Музыка в песне не очень разнообразная, соло не запоминается, но есть фрагмент, который пробрал до мурашек. Это мелодия перед и во время исполнения слов:

Но сколько б тебе не кричали: "Постой!",

Не делали знаки,

Я верю, ты станешь сверхновой звездой,

Сорвавшись во мраке!

Вокал Михаила Житнякова в этой композиции звучит мощно, никаких претензий у меня нет. В общем, песня очень понравилась и вошла в тройку лучших для меня с этого альбома: 8/10

2) Варяг

Вторая композиция была выпущена до презентации альбома и сопровождалась официальным видео, откуда были взяты эти скрины.

ария проклятье морей отзывы

Однако, сначала я об этом не знала, просто послушала аудиозапись. И к середине песни с удивлением поняла, что она совсем не про викинга, а про крейсер, принимавший участие в Русско-Японской войне 1904-1905 годов.

проклятье морей отзывы

Этот трек вызвал множество споров и обсуждений, добавлю свою аргументированную точку зрения. Для меня песня "Варяг" стала самой слабой на альбоме по ряду причин. Во-первых, музыка, хоть разнообразна, но очень разнородна. Фрагменты не сочетаются между собой, мелодии совершенно не запоминаются, соло никакое, не композиция, а монстр Франкенштейна. Светлым пятном среди всего этого выглядит лишь клавишное вступление, там мелодия приятная и запоминающаяся, хоть и звучит несколько плоско и полифонически.

Во-вторых, Михаил тянет слова, оставляя между ними некрасивые повисающие паузы.

В-третьих, текст Игоря Лобанова, гитариста группы Слот, не блещет качеством. Как вам такое:

Крик разорвал на бинты белый флаг

Так и подмывает добавить "как Тузик грелку". Но это ещё не всё, в песне повествование идёт от лица...крейсера, ни о каком подвиге моряков тут речи нет. Крайне странное решение, зачем было так делать?

Есть у меня ещё одна придирка, но она уже личного характера. В этой песне, да и в многих других на альбоме проскакивают отсылки к религии. В этом нет ничего плохого, если использовать их дозированно, но на "Проклятьи морей" и в частности "Варяге" с ними явно перебор.

Нас позабыл Господь

За Родину, царя и Бога!

Я не пытаюсь кого-либо оскорбить и своё мнение не навязываю, но мне такие строки слушать неприятно. Понятно, что такая песня никогда не станет любимой, поэтому высоко оценить её не могу. За клавишное вступление, мощный вокал Михаила и упоминание истории России поставлю 3/10.

3) Эра Люцифера

Наверное, вы подумали, что это песня про ад и демонов? Спешу обрадовать, здесь речь идёт скорее о проблемах 21 века, поэтому кроме названия, ничего демонического в треке нет. Текст написан Александром Елиным, до конца его смысла я не поняла, потому что часть слов Михаил пропел очень невнятно и с напряжением.

Музыка в композиции разнообразна, но вторична, поскольку вызывает ассоциации со старыми арийскими песнями "Воля и разум", "Дай руку мне" и слегка с "Дискотекой восьмедисятых". Куплет и припев плохо сочетаются друг с другом, а вот соло звучит лучше, хотя хитовости в нём нет. Сам звук гитар в песне в стиле 80-х, поэтому тем, кто любит звучание первых двух альбомов Арии, трек может зайти. Для меня же он проходной, но точно лучше, чем Варяг, поскольку стихи хоть и далеки от совершенства, но на актуальную тему и звучат бодро: 4/10.

4) Трудно быть Богом

Текст к этой песне написал уже упомянутый выше Игорь Лобанов, не знаю, вдохновлялся ли он одноименным произведением братьев Стругацких или позаимствовал эту фразу из-за её красивого звучания. На мой взгляд, в композиции идёт речь о войне от лица солдата, которого отправили на спецзадание с целью уничтожить гражданское население со стороны врага. Многим слушателям не понравились строки

Крылья вдаль уносят наш спецотряд

Я же не вижу в них ничего крамольного, понятно же, что подразумевается в переносном смысле. Считаю, что на предыдущем альбоме Арии "Через все времена" перлов больше. В некоторых местах песни Житняков чересчур растягивает слова, поэтому рифма кажется сбитой. Зато манера исполнения с брутальной хрипотцой и расставленными акцентами выглядит выигрышно на фоне привычного "эстрадного" вокала Михаила.

Музыка чем-то напоминает арийскую "Небо тебя найдёт", но только в некоторых моментах, в остальном, мелодии разнообразны и есть интересные аранжировки. Необычной находкой является звук барабанов в припеве, имитирующий пулемётную очередь.

Для меня эта песня неожиданно стала той, что с каждым прослушиванием нравится всё больше: 7/10.

5) Пусть будет так

Очень красивая баллада, написанная Маргаритой Пушкиной, самым лучшим автором текстов Арии. Сама поэтесса записала видео, в котором рассказала историю создания песен для "Проклятья морей". Про "Пусть будет так" она поведала, что композиция о губительных разночтениях в коллективе, которые приводят к тому, что люди по отдельности достигают меньшего, чем могли бы добиться вместе. Мне кажется, что эта песня очень символична и намекает на расставание группы с Валерием Кипеловым.

Слегка резанула ухо строчка

пути сошлись и разошлись

но впечатление от композиции она не испортила.

Вступление чем-то напоминает арийскую балладу "Свет былой любви", а припев — "Точку невозврата". Думаю, последнее связано с тем, что Михаил Житняков, соавтор музыки к "Точке...", здесь также участвовал в качестве композитора. Как вокалист, свою партию он исполнил замечательно, не монотонно, а выразительно и с надрывом. Хоть гитарное соло не звучит хитово, но сама песня очень гармоничная, куплет и припев не вступают в конфронтацию, поэтому композиция заслуживает высокой оценки: 8/10.

6) Всё начинается там, где кончается ночь

На эту песню Маргариту Пушкину вдохновил сериал о байкерах "Сыны анархии", поэтому текст посвящён мотоциклистам. Одна строка

быть или нет

напомнила мне композицию Кипелова "Жить вопреки", для которой поэтесса также создала текст. Мало того, музыка в куплете "Всё начинается там, где кончается ночь" напоминает упомянутый трек. Совпадение? Не думаю)

Сама песня звучит очень бодро и позитивно. Припев и куплет гармоничны, а соло в духе старой Арии, наверное, самое хитовое и врезающееся в память, по сравнению с остальными композициями на альбоме. Правда, не обошлось без самоповторов — то самое соло очень напомнило музыку из старенькой песни "Икар".

В целом, трек получился выше среднего, хотя тема и текст на любителя: 7/10.

7) Живой

Очень странная и неоднозначная композиция, стихи к которой также создала Маргарита Пушкина. В ней рассказывается история солдата, которого внезапно призвали воевать, выдернув из привычного образа жизни. Текст очень сильный и пробирает до мурашек, но при этом слушать песню про войну психологически тяжело. В этом треке снова проскальзывают отсылки к религии:

здесь молитвы солдат не в счёт

сдержи желанье закричать и молись

Песня начинается на мажорной ноте и поначалу звучит очень попсово, что приводит в недоумение. Понятно, что таким образом музыканты хотели показать переход лирического героя из благополучной жизни в ад войны и сыграть на контрасте, но получилось уж больно весело. Под вступление хочется пуститься в пляс, как на дискотеке, но как так, я ведь слушаю метал! На мой взгляд, с позитивом в этой части перестарались. Зато после вступления начинается зубодробительное металлическое звучание. Аранжировки у песни разнообразные, соло тоже неплохое. Примечательно то, что композиция имеет сложную структуру, а также звучит оригинально, не вызывая ощущения вторичности и самоповтора. Правда, концовка трека, на мой взгляд, вышла смазанной.

Вокал Михаила Житнякова здесь вышел очень выразительным и пробирающим до мурашек. Многие сочли песню "Живой" главным хитом альбома, но я не могу с ними согласиться. Безусловно, она очень сильная по смыслу и, к сожалению, актуальная, это нельзя отрицать. Но очень давит на психику, после прослушивания хочется помыться и больше никогда её не включать. Поэтому в топ любимых песен с альбома она не попадёт: 6/10.

8 ) Убить дракона

Перед прослушиванием я была скептически настроена к этой песне из-за названия, поскольку думала, что она будет про фэнтезийный мир. Каково было моё удивление, когда я поняла, что дракон — это метафора! Автор текста Маргарита Пушкина пояснила, что дракон олицетворяет человеческие пороки, такие как зависть, жадность, тщеславие и жажда власти. Смысл песни в том, что каждый должен побороть эти отрицательные качества внутри себя.

Помимо этого, можно разглядеть в композиции и политический подтекст. Считаю, что "Убить дракона" — самая актуальная и сильная по смыслу песня на "Проклятии морей", именно она мне понравилась с первого раза и больше всех.

Ещё одним её преимуществом является качающий и запоминающийся мотив. Его нельзя назвать оригинальным, поскольку нечто похожее я слышала у Diablo Swing Orchestra и в песне "Красное на чёрном" группы Алиса. Однако всё это не умаляет достоинств композиции. Помимо этого, у неё слегка электронное звучание во вступлении, что довольно необычно. Припев звучный, запоминающийся, с куплетом гармонирует. Правда, песне не хватает хитового соло, но с этим делом на всём альбоме беда. Если бы оно было, тогда б я поставила максимальную оценку, а так 9/10.

9) Дым без огня

Довольно невнятная песня с политическим подтекстом. Насколько я поняла, речь идёт о некой антиутопии. Создателем текста выступил новый для Арии автор, неизвестный широкой публике журналист. Немудрено, что без ляпов не обошлось:

слышу рокот роковОй

В композиции довольно приятное вступление, после же начинается довольно примитивный рифф, я называю его "джи-джи-джи". Музыка отдаёт самоповторами: возникают ассоциации с арийскими "Дезертиром" и "Ночь короче дня". Соло тоже вторичное, а вот акустические вставки звучат красиво.

Получилась проходная и безликая песня, хоть и на актуальную тему, но в тексте до конца не понятно, правда это или фантазии больного мозга лирического героя. Поэтому только 5/10.

10) От заката до рассвета

Как можно догадаться, на создание текста Александра Елина вдохновил одноимённый фильм Роберта Родригеса про вампиров. Понятно, что на такую тему не стоило ждать шедевра, вышла простая, хулиганская и забавная песня. При первом прослушивании она вызывает недоумение, поскольку люди, привыкшие к философским текстам Арии, получают трек в духе группы "Король и Шут". Но при повторном ознакомлении понимаешь, что в ней есть свой шарм, и то, что Арийцы молодцы, не боятся экспериментов. Думаю, те, кто критикуют "От заката до рассвета" за отсутствие смысла, имеют проблемы с чувством юмора. Согласна, что есть строчки, которые режут ухо, вроде

Бабки, виски и блэк-джек

И вот, он, кабак,

Пей,кури!

но мне более неприятны такие вещи, как

Господь, отзовись!

Музыка в композиции очень бодрая, позитивная и металлическая. Вступление похоже на арийскую песню "Король дороги", а фрагмент перед припевом напоминает "Ночь короче дня". Соло очень мелодичное, в духе старой Арии, на мой взгляд, второе по хитовости на альбоме после "Всё начинается там, где кончается ночь".

Неоднозначная по тексту песня, а вот музыка отличная, поэтому поставлю 7/10.

11) Проклятье морей

И вот, мы добрались до заглавной композиции альбома, самой длинной по продолжительности в истории Арии — целых 12 минут и 5 секунд. Стихи к ней написала Маргарита Пушкина, в них она поведала историю команды мифического корабля "Летучий Голландец".

Трек открывают звуки морских волн, затем следует лиричное вступление в духе песни "Brothers in arms" группы Dire Straits, а после начинается басовый галоп сначала как из "Дезертира", потом как из "Волонтёра", старых арийских композиций. Куплет очень мощный и качающий, а вот припев какой-то надрывный, выбивающийся из ритма и негармоничный. Соло тоже какое-то рваное и неритмичное. В песне много разнообразных проигрышей, а также есть акустическая вставка. Завершается композиция мелодией из вступления, создавая зацикленность. В целом, структура у трека интересная, все, кроме припева и соло, звучит слаженно. Если б не самоповторы, то было бы вообще восхитительно.

Если честно, я не поняла, почему именно "Проклятье морей" выбрали заглавной композицией, ведь на альбоме есть песни на более актуальные темы. Возможно, дело в том, что текст вовсе не о корабле из легенд, а о стране, которую политик-капитан своими действиями ведёт к гибели. Может, я неправа в этой догадке и это предположение лишь поиск глубокого смысла, а речь вообще о фильме "Пираты Карибского моря".

Вокал в некоторых моментах пробирает до мурашек, единственное, что в припеве он звучит несколько натужно. А так он выразительный и с акцентами там, где нужно. Песня получилась в стиле смешения старой Арии и экспериментов, я оценю её 8/10.

 

Мой топ песен Арии с "Проклятья морей" (от самой сильной до слабейшей):

  1. Убить дракона
  2. Гонка за славой
  3. Пусть будет так
  4. Проклятье морей
  5. Всё начинается там, где кончается ночь
  6. От заката до рассвета
  7. Трудно быть Богом
  8. Живой
  9. Дым без огня
  10. Эра Люцифера
  11. Варяг

Жирным шрифтом отмечены песни, которые понравились, 7 из 11 — это очень много, потому что после альбома Арии "Крещение огнём" на последующих мне приходились по вкусу где-то 3-4 композиции. Здесь же зашло больше половины материала, это очень хороший показатель.

Считаю, что на данный момент это лучший альбом Арии с Михаилом Житняковым. На "Проклятии морей" его вокал зазвучал брутальнее и не так монотонно, а с расставленными акцентами. Понятно, что с предыдущими вокалистами группы Михаила сравнивать некорректно, поэтому речь идёт о вокале с альбомов "Феникс" и "Через все времена". Налицо прогресс в подаче материала, это радует.

А вот звучание музыкальных инструментов на альбоме своеобразное, не знаю, как описать правильными терминами, наверное, старомодное, в духе восьмидесятых. Сведением альбома занимался американский гитарист Roy Z, работавший с мэтрами хэви-метала вроде Брюса Дикинсона и Роба Хэлфорда. Думаю, если бы Арийцам не понравился звук, они бы попросили его изменить, так что скорее всего, такой вариант их устроил. Но мне всё же не хватает объёма и "сочности". Однако ситуация не так плоха, как пишут некоторые и если слушать на качественном оборудовании, а не на кнопочном телефоне с наушниками из Фикс Прайса, то всё звучит прилично.

На мой взгляд, главным недостатком альбома является изобилие самоповторов, а также частые сочетания малосовместимых фрагментов и малое количество хитовых мелодий. Из-за этого я не поставила ни одной песне 10 из 10. Посчитав среднее арифметическое, получается ~7/10. Уровень выше среднего, не шедеврально, но и не провал.

Это была моя первая рецензия на творчество музыкальной группы, я не навязываю свой взгляд, поскольку у каждого своё восприятие. Мне захотелось высказать аргументированное мнение, потому что на альбом "Проклятье морей" вылилось слишком много необоснованной критики в духе "Обложка плохая, поэтому музыка там такая же". Поэтому призываю делать выводы после тщательного и неоднократного прослушивания, а не на эмоциях после первого ознакомления.

ария альбом проклятье морей отзывы

 

PS Если вы уже на протяжении 7 лет не можете смириться с присутствием Михаила Житнякова в группе Ария, то не стоит пытать себя, лучше послушайте то, что вам нравится.

Спасибо всем тем, кто осилил мой отзыв до конца!

Достоинства
  • Альбом легендарной группы
  • Вокал Михаила Житнякова
  • Есть актуальные темы песен
  • Тексты Маргариты Пушкиной
Недостатки
  • Много отсылок к религии
  • Примитивные тексты
  • Самоповторы
Volontaрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
13.12.2018
Во многом с вашей рецензией согласна. Про песню "Варяг" тоже поначалу не поняла, что это о крейсере))) Моей любимой песней стала только "Гонка за славой", остальные просто не запомнились. Миша увереннее звучать стал, да)))
13.12.2018
Спасибо за внимание! Да, "Гонка за славой" мне тоже очень понравилась, забыла в рецензии указать, что это песня из разряда "красота в простоте" или "всё гениальное просто". У меня такая же ситуация была с песней "Белый ад" из последнего альбома Кипелова. Предполагала, что мне больше зайдут оттуда баллады из хитросплетений красивых слов про душевные переживания, но нет) На мой взгляд, в метале достаточно хитовой мелодии и позитивного, жизнеутверждающего текста, чтобы композиция удалась.
При первом прослушивании "Проклятья морей" тоже часть песен звучала похоже и не запомнилась, только при последующих стали обрисовываться более чёткие контуры)
05.01.2019
Для меня очень скучный альбом.Вообще ни о чем.Единственная композиция ВАРЯГ все.
24.06.2020
Надо было контракт подписать с Валерием Кипеловым до конца жизни петь в Арии ,с дичайшими штрафами за не выполнение своих обязательств. Ни один из коллективов так и не смог за все годы выпустить хоть один шедевр .
Во время прослушивания альбома "Проклятье морей" не покидает мысль ,что где-то все это слышала , плагиатят сами себя .
Другие отзывы
Смотрите также