Знаете, что напоминают сказки от Паланика и Геймана? Вот такой старый добрый анекдот:
Родители пошли в гости к соседям, а малышу включили сказку на пластинке, и надели наушники, чтоб заснул.
Приходят а ребенок бьется головой о стену и говорит - хочу! хочу! хочу!
Они берут наушники, а там - Дорогой дружок, хочешь я расскажу тебе сказку? Вжииик...
Дорогой дружок, хочешь я расскажу тебе сказку? Вжииик...
И вот ты её прочитал, а глазик продолжает дёргаться. И скажи спасибо, что головой об стену не бьешься. И - да. Не читай на ночь. Я предупредила. Ну что, кому сказочку?
О сборникеЯ купила этот сборник из-за узнаваемого дизайна обложки - у меня уже несколько книг Нила Геймана в похожем оформлении.
Но данная книга - это сборник рассказов в жанре хоррор и саспенс, написанных такими писателями, как Паланик, Муркок, Суэнвик и собственно сам Гейман, составитель сборника. И, как наверное очевидно из данных прекрасных фамилий, в книге ни разу не добренькие сладкие сказочки - наоборот, ощущение что между писателями было соревнование, кто напишет наиболее безотрадную, чёрную и беспросветную "сказку".
Победил Паланик, у него давние отношения с Бездной, они давно глядят друг в друга и, судя по его текстам, Бездне уже давно неуютно от его взгляда.
Что же касается всех остальных участников сборника, то либо Гейману было не из чего выбирать, либо с логикой и вкусом у него не очень, но половину я бы выкинула - хуже бы не стало точно.
Кстати в сборнике есть сын Стивена Кинга - Джо Хилл. Неплох, но слишком похож, так не интересно. Вот если бы он про единорогов и бабочек писал...
Общая информация об издании "Все новые сказки" (All New Tales)
Издательство Mainstream, Астрель, АСТ, 2013 год
Твердый переплет, 640 страниц, но сама сказка небольшая
ISBN 978-5-17-077659-7
Сказка Паланика "Лузер"И как всегда у мэтра Чака Паланика, самое страшное - это не монстры. Самое страшное - это люди и то, как предельно откровенно показана изнанка общества потребления. И не надо пытаться спрятаться от неуютного осознания того, что это и про нас тоже - мол, это про Америку и их любовь ко всяческим шоу, а также привычный дуализм "победитель-лузер". Да щас там. Все мы одинаковые.
Сюжет сказкиГлавный герой, молодой парень, принимает участие в странной викторине, где приз далеко не то, что кажется - и то, чего бы тебе хотелось.
Ему нужно угадать стоимость самых разных вещей - упаковки хлопьев для завтрака, коктейля "Лонг-Айленд айс ти", лечения от герпеса, сосисок, учебника по истории европейского искусства, детской молочной смеси... При ставке, наиболее близкой к правильному ответу в качестве выигрыша игроки получают кучу всякого разного хлама - стейки, мебель, а иногда и что-то поинтереснее типа недели в отеле или билеты в Италию, а то и снегоход. Как вопросы, так и призы совершенно бессмысленны - и вообще само шоу максимально бессмысленно. И может быть в этом театре абсурда герой, живущий такой же бессмысленной жизнью и заполняющий голову всяким хламом мог бы предпринять попытку и выиграть...
Но проблема в том, что главный герой не хочет выигрывать - ничего. Ни снегоход и уж тем более ни дедушкины часы. Он хочет скорее уйти с шоу и плевать, что мать пишет тебе "Мудак!"
На экране твоего телефона появляется текстовое сообщение: "Мудак!" Это от мамы. Может, ты и не знаешь, чего хочешь в жизни. Но зато точно знаешь, что НЕ дедушкины часы.
Очень по-паланиковски и очень правдиво, и каждый из нас легко может представить себя на месте главного героя – и вот это невольное сопереживание еще страшнее. И хотел бы абстрагироваться, да никак, слишком узнаваемо.
Язык сказкиКак всегда у писателя, на небольшом объёме текста очень насыщенное количество ненормативной лексики. Очень яркие образы, голоса, всё бросается на тебя сразу, всё требует внимания, и мельтешение от них такое, что аж подташнивает. Как будто одновременно включили десяток громких навязчивых реклам.
Язык сумбурный, рваный, на первый взгляд какофония из бессмысленных, не связанных между собой образов, которые, тем не менее, очень чётко и хладнокровно продуманы и выстроены Палаником ради одной и очень чётко прослеживаемой идеи.
Не удивительно – это ж Мэтр. Паланик пишет как боженька, и был бы моим любимым писателем, если б его можно было выносить – просто никаких нервов на его честные и страшные тексты не хватает.
Идея сказкиБессмысленность потребления вещей ради нового потребления вещей - хапай хапай хапай - вот основной, и самый пугающий, посыл. Надо всё чаще и всё больше приобретать якобы самые необходимые вещи - и это такая мощная промывка мозгов, которой практически невозможно противостоять, но которая просто сводит с ума и оглушает. Ведь на нас льётся просто необъятное количество пропаганды и маркетинга, и мы просто не в состоянии даже хоть как-то начать мыслить рационально - мы слишком оглушены, слишком выбиты из толку этой какофонией. Именно её воссоздаёт Паланик, и этот трезвый, лишённый всяческих покровов "благ цивилизации" взгляд пугает до чёртиков. Проще, и спокойнее, купить восемнадцатую пару туфель и последнюю модель айфона, и пофиг что она устареет до того, как ты успеешь выплатить за неё кредит. Зато так спокойней, без мозга-то. И уж точно не будешь лузером.
Подведу итогПаланик в принципе специфичный автор, а уж его сказки...
Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники...
Мне понравилось безумно, это и правда очень тонко и гораздо более умнО - пугать не кишками и страшилами, а правдой. Но предположу, что понравится не всем - и дело даже не в нежелании видеть правду - мы в России тут не избалованы розовыми очками, а скорее в нарочитой сумбурности текста. Специфично, да. Но попробовать стоит
Самых лучших вам книг!
С любовью,
Ваша Вера