"Остерегайтесь театра в жизни! Большой актер занимается своим искусством только на сцене. Плохой актер всегда играет в жизни. (...) Величие театра в том, что его мертвецы встают в финале. Но жертвы тех, кто делает из жизни театр, никогда не поднимутся в конце."
(с) Жан Кокто "Священные чудовища"
14 апреля я побывала в Театре Романа Виктюка на спектакле Александра Карпушина "Во всем виноват театр" по пьесе Жана Кокто "Священные чудовища". Наверное, меня сложно зацепить чем-то сильнее, чем рассуждениями на тему любви и театра, театра и любви, жизни на сцене и актерской игры в жизни, любви в театре и любви к театру... И мне очень сложно представить себе ситуацию, когда нужно выбрать между театром и любовью, потому что это было бы слишком мучительно, и почти наверняка я бы выбрала театр, ведь это поистине моя самая большая любовь!
Постановка "Во всем виноват театр" посвящена самому маэстро Роману Виктюку, по чьим архивным записям и была реализована его учениками. Те, кто знаком со стилем Виктюка, согласятся, что спектакль не типичный для этого Театра - он более плавный, с более обтекаемыми краями, сдержанным ритмом и спокойными красками, - но при этом основные элементы сохранились, лишь не были так ярко выражены. Громкие резкие звуки, мужская хореография, геометрия мизансцен, - все это выдавало руку великого режиссера, пусть даже через его записи и учеников.
Говорят, если любишь - отпусти, но так легко сказать и так невероятно сложно сделать, в клочья разорвав свое собственное сердце. Марго - счастливая женщина, у которой в жизни целых две больших любви: первая - театр, сцена, возможность играть для благодарных зрителей; вторая - любимый муж Франсуа, тоже актер, но в другом театре. Но одним днем в ее размеренную жизнь врывается молодая актриса Аннет, претендующая сразу на все, что имеет Марго - на мужа и на сцену, а точнее - на мужа ради сцены. Так театр для Марго разрастается до размеров реальной жизни, а жизнь становится площадкой для игры, и уже непонятно, кто живет, а кто играет. Именно в такие моменты необходимо чем-то пожертвовать, сделать выбор, кого-то отпустить! И тут главное - не ошибиться...
В роли Марго сыграла заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова. Я была поражена, насколько она прекрасна и роскошна - фигура, стать, движения, мимика, жесты, голос, взгляд поистине королевские. Аннет на ее фоне выглядела кроликом, который замахнулся на лису, и эта роль прекрасно удалась Анне Нахапетовой. К концу спектакля у Аннет появились уверенность и внутренняя сила. А Марго стала слабой, уязвимой, но не растеряла при этом женственности, мудрости, роскоши и чувства собственного достоинства. А потому, доиграв свою роль, пусть даже в чужом спектакле, она выходит победительницей, переиграв и подлую актриску, и безвольного мужа. В роли Франсуа сыграл Олег Исаев, правда, для такого яркого актера эта роль слишком обезличенная.
Все остальные персонажи были как спутники, которые вращались вокруг Марго - и ее помощник Жан, и молодая экспрессивная коллега Шарлотта. Марго находилась в центре действия, все остальные с высокой скоростью вращались вокруг. Действие, несмотря на небольшое количество персонажей, заполняло все пространство сцены и делилось на части мужскими хореографическими заставками. В конце спектакля молодые актеры, находящиеся на сцене, собрались вместе и посмотрели куда-то вверх, откуда струился теплый свет. Возможно я ошибаюсь, но поскольку постановка посвящена Роману Виктюку, то это вполне может быть обращение к Маэстро.
Разумеется, спектакль никого не оставил равнодушным. Зрители аплодировали стоя, отовсюду кричали "Браво!" Лично мне этот спектакль напомнил фильм "Театр", но не сюжетом, а сплетением реальной жизни и театра. Правда, в спектакле совершенно другие эмоции и энергетика, в разы и в разы сильнее. Спектакль премьерный, и я очень рекомендую его посмотреть, точно не разочаруетесь!