Старость - это очень грустно: слабость, как тела, так и ума, болезни, а потом и смерть... Определенно такие мысли и чувства посещали меня на протяжении просмотра американского фильма 1989-го года "Шофер мисс Дэйзи". Но у старости тоже есть оборотная сторона. Чем дольше человек жил, тем больше жизненного опыта он получил, и, если ему хватает мозгов, то тем большее он понял и может поделиться этим с другими людьми.
Сын пожилой и очень упрямой женщины решает, что она больше не может самостоятельно водить машину и нанимает ей чернокожего шофера. Дело происходит в одном из южных штатов (точнее в городе Атланта, что в Джорджии), где темнокожая прислуга у "белых" людей - дело обычное. Даже если ты не слишком богат, то можешь иметь кого-то в услужении - всего-то плати ему гораздо меньше, чем имеешь сам, если найдешь того, кто на это согласится - это правило работает везде, уж тем более в США во времена сегрегации, а мисс Дэйзи - весьма состоятельная дама по мнению ее нового шофера Хоука, хотя и является на самом деле обычной представительницей среднего класса.
Если продолжить тему старости то, стоит заметить, что герои фильма, несмотря на свой возраст, не собираются лечь в гроб и сложить ручки. Хоук, который явно несколько младше своей хозяйки, но тоже не молод, работает шофером, мисс Дэйзи занимается обычными домашними делами (за исключением тех, что делает прислуга) и ведет традиционную для таких леди общественную жизнь: посещение синагоги, праздников у знакомых и родственников, каких-то важных мероприятий.
Актеры, исполняющие главные роли, тоже не юны. Джессике Тэнди в то время было 80 лет (и после этого фильма она снялась еще в нескольких), Моргану Фримену - 52, а сейчас ему 84, и он до сих пор "в седле". Достойно уважения, не правда ли? Чтобы не возвращаться больше к актерам, мне понравились все, исполнившие основные роли: Тэнди, Фримен, Эйкройд. Их игра безупречна, и не только оттенки эмоций, но и физическая неуклюжесть, которая появляется у пожилых, все сыграно прекрасно.
О персонажах. Мисс Дэйзи - дама с характером, и этот непростой характер останется с ней до самой ее смерти. Хоук - настоящее золото: спокойный, терпеливый, неглупый, трудолюбивый, порядочный, а главное неравнодушный. Он мне немного напомнил моего дедушку, тот тоже был очень хорошим человеком, разве что, еще более хорошим, чем Хоук. Булли в первый момент может показаться высокомерным, но, несмотря на то, что называет свою мать "олух царя небесного", любит и уважает ее, да и вообще довольно покладистый и неплохой человек.
Поскольку фильм показывает самых обычных людей, да еще и пожилого возраста, то весь сюжет сводится к показу простых бытовых сцен, что может показаться скучным для некоторых зрителей. Повествование неспешное, и кажется сначала, что у мисс Дэйзи идет день за днем, и мы на это смотрим, но на самом деле фильм охватывает 20 лет, и между отдельными эпизодами проходит немало времени. Я люблю определенность, поэтому неуютно чувствовала себя, не понимая, где происходит действие, и сколько лет прошло. Но постепенно все проясняется: начало истории, показанной нам - 1948-й год, в тот момент главной героине 72 года, последние кадры - 1968-й или 1969-й, ей за 90. Для нас-то эти годы - древность древняя, а вот актеры знали, что играли, ведь они сами это время застали.
Приметы времени прекрасно показаны: модели автомобилей, наряды, рекламные плакаты. Фильм вообще приятно смотреть: светлые уютные старомодные интерьеры, зелень деревьев и яркие краски цветов - это же южный штат. Трудные моменты подчеркивает туман, а дождь или снежная буря появляются как признак перемен не в лучшую сторону.
Вообще-то, "Шофер мисс Дэйзи" - это не кино о старушке и ее пожилом слуге, а антирасисткий фильм. В конце 70-х - начале 90-х в США об этой непростой теме говорили более свободно и конструктивно, чем сейчас. Вся та борьба за равные права, что мы видим в наше время, - достойный осуждения фарс. Все персонажи этого фильма в той или иной степени ксенофобы. Главная героиня пренебрежительно отзывается о христианах, а представителей негроидной расы иногда называет "они". Ее сын Булли уважительно говорит о Мартине Лютере Кинге, но предпочитает держать свои мысли при себе, чтобы не вызвать неодобрение общества, дела же он, будучи евреем, ведет исключительно с еврейскими бизнесменами. От темнокожего шофера Хоука Колбурна в самом начале фильма можно услышать:
- По правде говоря, я люблю работать на евреев. Да, люди говорят, что они за грош удавятся, и все такое... Но при мне лучше такого не говорить.
А полицейские из штата Алабама еще резче и нетерпимее:
- Старик ниггер везет старуху жидовку. До чего мы докатились.
Американское общество насквозь расистское и ксенофобское, что тогда, что сейчас, и мало осознать проблему и пересмотреть свое отношение к другим расам, национальностям и вероисповеданиям одному человеку, чтобы произошли перемены к лучшему. Надо большей части населения научиться думать иначе, видеть в людях не евреев, негров, "белых", христиан, иудеев, а людей. Тема расизма главная в этом кино, просто показана она через призму отношений обычных американцев. Мисс Дэйзи, Хоук, Иделла, Булли, Флорин и прочие живут, пропуская через себя постепенную трансформацию общественного сознания. Расизм - тема серьезная и болезненная, но "Шофер мисс Дэйзи" - теплый фильм, сумевший очень легко рассказать о сложном.