Лет 5 назад купил себе бортовой компьютер, недавно обнаружил, что они еще в продаже и решил написать отзыв, чтобы облегчить муки выбора покупать или нет. Сразу напишу - ДА! Очень хорошая надежная вещь, более того он вам поможет сэкономить много нервов и денег в автосервисах.
Предназначен для установки в а/м ВАЗ 2108, 2109, 2199,2114, 2115. Но не думайте, что раз он стоит недорого он может показывать как штатный только скорость и температуру.
приведу лишь, подчеркну, краткий список того, что он может, описание взято с официального сайта.
Основные особенности прибора:
1. RGB дисплей произвольного цвета (512 цветов).
2. 8 параметров на дисплее одновременно.
3. 3 программируемых мультидисплея пользователя.
4. Тест и оценка емкости аккумулятора.
5. Режим сушки свечей "Горячий запуск".
6. Автоматическая/ручная установка протокола.
7. Выход управления внешними устройствами.
8. Два универсальных программируемых таймера.
9. Смена 8-и параметров одним касанием.
10. Коррекция температуры включения вентилятора.
11. Уровень топлива в баке с датчика уровня топлива или с ЭБУ.
12. Код идентификации пользователя (PIN-код).***
13. Мультидисплей "Сутки" с расчетом стоимости поездки.
Функциональные возможности прибора
При помощи МК "COMFORT Х15,Х14" вы можете:
в режиме Дисплеев Пользователя 1-3:
1.1. Просматривать мгновенный расход топлива л/час при стоянке а/м, мгновенный расход топлива л/100 км при движении.
1.2. Просматривать остаток топлива в баке 70л. макс.
1.3 . Производить ускоренное считывание остатка топлива в баке в режиме бака "ДУТлн" и "ДУТтр" после заправки бака.
1.4. Просматривать температуру охлаждающей жидкости - градусы Со/ Включать вентилятор.
1.5. Просматривать температуру за бортом а/м - градусы Со
1.6. Просматривать скорость в км/час.
1.7. Просматривать обороты двигателя об/мин.
1.8. Просматривать напряжение АКБ в Вольтах.
1.9. Просматривать текущее время (с возможностью коррекции хода).
1.10. Просматривать средний расход топлива за поездку л/100 км- за поездку.
1.11. Просматривать расход топлива за поездку в литрах 9999л макс.
1.12. Просматривать пройденный путь за поездку в км. 9999 км макс.
1.13. Просматривать прогноз пробега на остатке топлива в баке.
1.14. Просматривать среднюю скорость за поездку в км/час.
1.15. Просматривать время в поездке 9999 часов макс.
1.16. Просматривать накопительный расход топлива 9999л макс.
1.17. Просматривать суммарную стоимость всех поездок в тыс.руб 999 тыс. руб макс.
1.18. Просматривать положение дроссельной заслонки (0-100%).
1.19. Просматривать массовый расход воздуха кг./час.
1.20. Просматривать время впрыска мсек.
1.21. Просматривать угол опережения зажигания град.
1.22. Просматривать положение шагового двигателя 0-256 шагов.
1.23. Просматривать напряжение на датчике кислорода в Вольтах.
1.24. Просматривать Абсолютный моторесурс а/м (время работы двигателя) 9999 часов макс.
в режиме Дисплея Пользователя 4 "Сутки":
1.25. Просматривать среднюю скорость за 1-31 сутки в км/час.
1.26. Просматривать средний расход топлива на 100 км за 1-31 сутки.
1.27. Просматривать путь за 1-31 сутки и устанавливать стоимость 1 км пути.
1.28. Просматривать время в пути за 1-31 сутки и устанавливать стоимость 1 часа в пути.
Здесь очень, очень много функций пропускаю, так как IR просто не пропускает такие длинные цитаты.
1.65. Изменять код идентификации МК.***
МК COMFORT Х15,Х14 имеет также сервисные функции позволяющие:
1.66. Изменять яркость дисплея (четыре уровня).
1.67. Измерять время разгона до скорости 100 км/час.
1.68 Измерять максимальную скорость на последнем километре движения.
1.69. Производить общий сброс всех установок прибора.
1.70. Получать предупреждающий сигнал о выходе бортового напряжения за допустимые пределы.*
1.71. Получать предупреждающий сигнал о перегреве двигателя.*
1.72. Получать предупредительный сигнал о превышении скорости. *
1.73. Получить предупредительный сигнал о возможности образования гололеда. *
1.74. Получать предупредительный сигнал о превышении оборотов ДВС. *
1.75. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены масла ДВС. *
1.76. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены свечей зажигания. *
1.77. Предупреждать при включении зажигания о необходимости замены воздушного фильтра. *
1.78. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены ремня ГРМ. *
1.79. Получать предупредительный сигнал при остатке топлива в баке менее 6 литров. *
1.80. Включать режим автоповтора проговаривания величины параметра для Х14.
1.81. Включать демонстрационный режим с показом отличительных характеристик.
1.82. В режиме "Дисплеи Пользователя 1, 2, 3 " оператор имеет возможность самостоятельного выбора выводимых на дисплей параметров в произвольной последовательности - произвольная конфигурация.
1.83. При отключении АКБ значения всех маршрутных параметров, и текущие установки сохраняются.
Список внушительный? И это не все что перечислено. Многие вещи такие как, угол опережения зажигания, расход воздуха может вам и не нужны, но сейчас я перечислю. что крайне необходимо и очень помогает.
Заменили ремень ГРМ, масло, воздушный фильтр, свечи? Выставьте сразу через какой пробег вам напомнить. Не многие запоминают или помнят, когда там менялись свечи, фильтра и масло, это можно посмотреть и по степени загрезненности, а вот вспомнить когда меняли ремешок, приходится напрячь память, а вот бортовой компьютер вам напомнит вот такой вот записью , что пришло время.
И по свечам напомнит, и по фильтру, и по ремню, а вот ремень не стоит ждать пока порвет, заменяем раньше, а чтобы не запоминать вам то и подскажет бортовик.
Пришли первые морозы? Вы пробежались и не увидели еще замерзших луж, или вы едете еще при плюсовой погоде, а тут въезжаете в низинку, где возможен гололед так как уже немного за минус или ноль градусов? Вам снова подскажет бортовой.
Удобно и безопасно я считаю. Упало напряжение сети ниже нормы, у вас допустим стал неисправен генератор? И снова вам бортовой выведет предупреждение, что напряжение ниже нормы, очень удобно предупредит заранее, а не когда вы встанете с пустым аккумулятором. Предупредит вас бортовой при любой проблеме, которая будет выходить за пределы штатных параметров, даже о том, что у вас мало бензина, начнет предупреждать, когда у вас останется 5 литров и постоянно будет напоминать. Можно даже установить ту температуру при которой вы хотите, чтобы включился вентилятор охлаждения радиатора.
Все параметры просто технически не возможно вывести на экран, потому работа бортового компьютера организована так, что можно переключать экраны на которых вы можете вывести необходимые параметры и в любом вам удобном порядке, соответственно на 1 экран самые важные параметры, дальше по степени маловажности. У бортового ПК всего 3 кнопки, настройка первичная все же по книжке будет, потому-что по началу очень не хватает кнопок, но потом понимаешь , что минимальное кол-во кнопок это огромный плюс в управлении и просмотре данных за рулем, кстати, что очень опять продумали разработчики - учли вашу безопасность, как только вы превысите скорость в 100км/час бортовой ПК не даст нажимать кнопки и будет ругаться, что скорость слишком большая для управления ПК и отвлечения от дороги. Вас бортовой даже предупредит если вы сидите в машине с выключенным зажиганием и включенными фарами, что у вас разряжается аккумулятор, не только предупредит, о разрядке, вы можете также бортовым ПК проверить степень работоспособности вашего аккумулятора. Купив бортовой ПК вы экономите на устройстве для проверки аккумулятора.
Но и это еще не все =). ПК вам найдет все неисправности на которые загорится "чешка". А вот тут уже начинается огромная экономия денег на автосервисах, "чешка" покажет не только простые ошибки такие как пропуски искры в определенном цилиндре, но и более серьезные вещи. Был у меня случай отгнил контакт у датчика положения коленвала, и я встал на трассе. Не будь у меня бортового попробуй найди в чем причина, а бортовой написал обрыв цепи датчика положения коленвала, я полез проверять и действительно визуально провода на месте, а контакта нет. Не будь ПК мне пришлось бы вызывать эвакуатор, платить за диагностику и поиск ошибки, а тут с помощью проволочки я починил за 10 минут и поехал дальше. И это не единственный раз, когда бортовой мне напрямую сообщал, где поломка, я даже не берусь сосчитать какие он мне суммы сэкономил на диагностиках. Кстати все ошибки можно сбросить этим же ПК нажав всего 2 кнопки, удобно? Представьте, вы заводитесь зимой, у вас получилась слишком богатая смесь в небольшой интервал времени и все у вас горит чешка, вы в недоумении, что с машиной? А бортовой вам напишет, что слишком богатая смесь и нет причин для беспокойства, вы просто сбрасываете ошибку не заезжая в сервис на диагностику.
Вообщем, можно до бесконечности писать, что умеет это чудо, умеет очень и очень много.
Перейдем к установке и настройке.
Крепится он на защелках и сам очень маленький и легкий.
Соединяем провода со штатной проводкой(большая клемма), маленькая это термометр (который можно вынести наружу или оставить внутри и вам будет показывать температуру в салоне).
Еще один проводок втыкаем в диагностическую колодку.
Вот и все подключение.
Дальше настраиваем сам экран, я выбрал зеленый цвет, а вообще можно выбрать любой из 512! На любой вкус и цвет!
Есть у этого бортового и минус, он не виснет, не вырубается. Это минус экрана, он просто замерзает в морозы, вот что бывает всего при -22.
На экране уже слабо, что видно, при отогреве в салоне хотя бы до -10 уже все будет видно как раньше, беда в том, что именно в мороз нужна будет очень и очень нужная вещь как сушка свечей
если вы их зальете, да да он умеет сушить свечи, но когда экран замер вам придется по памяти идти в это меню и включить сушку, это единственный минус.
От данного устройства у меня только одни положительные эмоции, это просто незаменимая вещь в нашем автопроме.
Мой отзыв о гибрид радар-детекторе с видеорегистратором Neoline X-COP 9000