Опубликовано 23 Июль, 2017 - 15:46

Ещё с момента первых реклам о фильме "Дама Пик" у меня появилось желание сходить на него, но, увы, у нас в городе было мало сеансов и в неудобное для меня время. Поэтому фильм я смотрела уже в интернете.

Перед этим читала самые разные рецензии, в основном много критики. Увидев всё своими глазами, спешу поделиться своими впечатлениями.

Поскольку имею соответствующее образование, было велико искушение разместить уже существующую свою рецензию на него. Но я решила усложнить себе работу и рассказать об увиденном немного проще и короче, чтобы не утомлять читателей отзыва и одновременно снабдить их полезной информацией.

Классика и по сей день не теряет своей актуальности. Однако фильм не является экранизацией рассказа Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама». Здесь всё гораздо интереснее: согласно сюжету оперная дива приезжает, чтобы поставить в родном театре "Пиковую даму Пушкина. Одной сюжетной линией идёт процесс подготовки к постановке, другой - личные взаимоотношения, которые складываются между оперной дивой, молодым тенором и его девушкой..
Жанр – драма, триллер. Драму как жанр данного фильма даже объяснять не нужно: драмой по сути можно назвать любой фильм, и будешь прав. Драма – это сама жизнь, чувства, но акценты в каждом из фильмов расставляются по-разному. «Дама пик» заявлена ещё и как триллер. Приходится часто слышать о том, что не может быть качественного российского кино в жанре «триллер». Триллер здесь состоялся за счёт незагруженности выразительными средствами (=режиссура) и актёрской игры. При формальном подходе к сценарию мог бы получится фильм с заурядной историей, пародией на великую классику, мог бы… но отчего-то чувствуешь напряжение, ничем необъяснимый страх, переживания, как в детстве – сложная гамма чувств…
Павла Лунгина как режиссёра, по моему мнению, отличает кропотливость, чуткость к нюансам. Он не делает фильм ради фильма, сюжет ради сюжета. Его «Остров» и «Царь» в своё время вызвали ощущения, сродни тем, которые навевают фильмы Андрея Тарковского. Та же глубина чувствуется, но более привычная классическая форма выражения, скажем так, для более широкого круга зрителей. И это очень ценно, когда фильм не для разового просмотра.
Герои фильма – оперные исполнители. Мы слышим голоса реальных оперных исполнителей - ведущих солистов Большого театра: Агунды Кулаевой, Арсения Яковлева и Ирины Чуриловой. Актёров, исполняющих роли оперных исполнителей, готовили, чтобы они физически существовали, как существуют оперные исполнители. Однако поставленная задача оказалась едва ли выполнимой – при внимательном рассмотрении можно обнаружить эпизоды, где звук и картинка не совпадают. Да и физически, если верить оценкам вокалистов, органика всё-таки актёрам удалась лишь отчасти.

Об образах:

В фильме 3 центральных образа: оперная дива София Майер, молодой тенор Андрей и Лиза, девушка Андрея и племянница Софии. Между ними и происходит основной сюжетный конфликт.

Образы второго плана: друг, поклонник и меценат Олег, в доме которого поселяется София, художественный руководитель театра, в котором ставится "Пиковая дама", приятель Андрей Гагик.

Теперь коротко о центральных образах.

София - оперная дива, которой рукоплескали тысячи, если не миллионы ценителей, и грешная женщина, зависимая от азартных игр, и строгий учитель, способный открыть каждому его суть и его возможности, и, в конце концов, полудемоническая натура, которую возможно одновременно обожать и ненавидеть.

Андрей - молодой талантливый и амбициозный артист мечтает о роли Германа в постановке мировой оперной звезды Софии Майер. Он пытается доказать ей, что является воплощением Германа в реальной жизни. Идея-фикс стать воплощением пушкинского героя сводит Андрея с ума и приводит к печальным последствиям.

Лиза – девушка Андрея, артистка того же театра, племянница Софии волей-неволей повторяет судьбу своего образа. Случайно ли, намеренно ли, оперная дива выступает в этой истории режиссёром дважды – не только постановки в родном театре, но и в жизни, заметно повлияв на судьбу Андрея и Лизы. Но может статься, что её появление стало лишь лакмусовой бумагой в отношениях молодых друг к другу, к профессии, к жизни.

Об актёрах

В главной роли Ксения Раппопорт. Её София очень притягательна, вызывает самые разнообразные чувства в разные моменты действия. Инфернальный образ, на грани, что довольно сложно передать актёрски, поскольку никаких спецэффектов в фильме нет.

Поразил Иван Янковский. Как меняется его герой в течении сюжета, как отдаётся страстям, как теряет самообладание. Ему кажется, что он поймал удачу за хвост, что он победил судьбу, покончил с амплуа неудачника, стал богат, добился желаемой роли. Он позволил чувствам взять верх над разумом, и попал в собственную ловушку. Тут дело скорее в разрушающей жажде славы, сколько в амбициях, которыми современной молодёжи бывает непросто управлять. Поколение 80-90-х росло в эпоху глубокого духовного кризиса, когда с молоком матери впитывался страх бытия, непонимание своего места в мире, и сейчас, чтобы как-то ухватиться, как-то найти точку опоры амбиции берут верх над здравым смыслом. Кумиром его была София Майер, она стало его страстью, его смыслом жизни, его всем. И это было начало конца...

Когда смотришь на Лизу, робкую, не уверенную в собственных творческих силах, не знающую, хочет ли она на самом деле стать артисткой, то как-то сложно поверить в её родственную связь с оперной дивой. Мария Курденевич представила нам эту героиню простой, ещё неиспорченной славой девушкой. Лиза ненавидит тётку, сначала за мать, потом за измену с Андреем. Лизе непросто взять себя в руки и не переносить личные отношения на работу. У неё постоянная борьба с самой собой. И болезнь её, кажется, завершается, когда она понимает, что Андрей зашёл слишком далеко в своём стремлении стать воплощением Германа. Но это только кажется, потому что в финале мы понимаем, что Лиза как бы перерождается в свою тётку.

О сюжете и смыслах.

Общий сюжет описывать не буду, т.к. будет неинтересно смотреть фильм. Однако хочу обратить внимание на эпизод в гримёрку во время представления и всё, что будет происходить после. Это момент истины, когда Андрей уже перестаёт быть собой, полностью перерождаясь в Германа. Его мечта исполнилась - он стал тем, кем хотел.
Начало и финал истории рассказывается от лица Андрея уже с холодной головой человека, чья жизнь целиком и полностью зависела теперь от удачи в русскую рулетку. А не о нас ли это? Риск – дело благородное, но всегда ли он оправдан?..
Целый пласт смыслов читается в местах действия сюжета фильма. Идёт работа на контрастах. С одной стороны – театр как храм искусства, с другой убогая квартира Андрея и армянский автосервис. Отдельного внимания заслуживает дом Олега, в котором поселилась София Майер, и подпольное казино всё того же Олега. Дача построена в псевдоантичном стиле, и роскошь здесь граничит с фарсом. Создаётся эффект искусственности, ложного богатства. То же можно сказать и о казино, о тех людях, что приходят туда поиграть. Иллюзия роскоши при духовной нищете. Но что же тогда фильм – насмешка над людьми искусства, для которых важнее собственное я в искусстве, жажда славы, а не желание сделать мир лучше, сказать нечто сокровенное и важное?..
Этот фильм о нас, грешных, ищущих, жаждущих славы и денег, страдающих и принимающих свой крест, о наших пороках, которые мы часто не замечаем, о страхах, из-за которых не можем найти себя и своё место в мире, и, наверное, о том, что весь мир – это глобальный театр, в котором играется пьеса, исход которой неизвестен никому. Но есть возможность попытаться доказать обратное.
Важно, что фильм не даёт готовых ответов. Он даёт почву для размышлений, повод взглянуть на себя с непривычного ракурса. Никаких ухищрений. Всё честно, искренне, как принято часто говорить, горькая правда жизни. И здесь ощущается уже что-то гоголевское, когда обыденность, людские пороки и лёгкий налёт мистицизма сосуществуют. Фильм поддержан в 2012 г. Фондом кино, Министерством культуры и частными инвесторами. И тут, говоря языком фильма, можно сказать, что ставка всё-таки сыграла.

Это было моё мнение. Каждый волен судить с высоты прожитых лет, относительно своего жизненного опыта и развитости художественного вкуса, специальных знаний и чуткости восприятия.

Фильм непростой, нуждается в осмыслении, в поисках смыслов. И мне грустно, что некоторые отзывы о фильме являются неаргументированной критикой.

Благодарю всех, кто дочитал отзыв о фильме "Дама Пик" до конца! Надеюсь в краткой форме мне удалось донести сложность и неоднозначность фильма,и у читателей отзыва появилось желание посмотреть и составить своё мнение о нём.

 

Другие мои отзывы о фильмах:

"Время первых"

"Территория"

"Высоцкий. Спасибо, что живой"

"Побег из Шоушенка"

"Список Шиндлера"

"Легенда №17"

"Кандагар"

"Заплати другому"

"Достучаться до небес"

Достоинства
  • Актерская игра Раппопорт и Янковского
  • Драматургия
  • Композиция
  • Музыка
  • Постановка оперы
  • Режиссер
  • Смысловое наполнение
Недостатки
  • Не всегда веришь, что актеры оперные певцы
Читать все отзывы 13
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 13
Смотрите также