Всё чаще снимают фильмы, основанные на реальных событиях. Их ещё нельзя назвать историческими драмами, фильмами-эпопеями в силу того, что описываемые события произошли не так давно. И всё же они уже успели оказать влияние на непосредственных участников и свидетелей.
С чем может быть связан такой интерес российского кинематографа к тем или иным событиям современности? Быть может, с тем, что всё-таки меняются ценности, и на первый план понемногу выходит тема личности, тема человеческих отношений и непреходящих духовных ценностей. После героев-бандитов, к которым мы так привыкли за 90е и начало 2000х, приходят герои думающие, чуткие, для которых ежедневные маленькие подвиги – норма жизни, а сила духа – не что-то абстрактное, а способ бытия. Через такое кино нам пытаются вернуть нас самих, лучших нас: сильных, добрых, честных, настоящих.
О сюжете.
В основе фильма «Кандагар» события 1995 года. Грузовой самолёт ИЛ-76 был принудительно посажен в столице исламского терроризма – Кандагаре. Члены экипажа самолёта становятся заложниками талибов. Их поселяют в барак, где на оштукатуренной стене они будут отмечать гвоздём дни плена – 378. 378 дней ада под палящим южным солнцем. Им обещают свободу и жизнь за отречение от родины и веры. У них отнимут всё, что ценно, всё, что так дорого сердцу. Талибы попытаются сломать их волю и раздавить, но они несмотря ни на что они выстоят, выживут и останутся верными себе. Жажда жизни спасёт их в тот час, когда станет очевидным, что родная страна вряд ли сможет договориться об их освобождении. Вопреки всему они вырвутся из плена и вернутся домой.
О режиссуре.
Потрясающая режиссура и монтаж! У зрителя есть возможность заглянуть в душу каждого, почувствовать атмосферу аэродрома, ощутить жаркие объятия кандагарского плена. Всюду отпечатки мыслей, чувств, эмоций, высказанного и затаённого. Режиссёр Андрей Кавун делает всё, чтобы мы услышали, как бьётся сердце этой истории.
Актёры и образы.
Удивительный актёрский состав – настоящих мужчин, харизматичных, глубоких, сильных духом, кому веришь и чьи образы крепко врезаются в память с первых кадров.
Александр Балуев в образе командира экипажа Владимира Карпатова немногословного, всегда сосредоточенного и мудрого. На его крепких плечах груз ответственности не только за самолёт с грузом, но и за свой экипаж, за будущее каждого. Благодаря его рассудительности им удаётся отделаться малой кровью.
Герой Владимира Машкова – второй пилот Серёга, будучи бунтарём по натуре, не готов принимать правила игры, которые ему не по душе. Душа компании, любитель слабого пола, человек весёлого нрава, он готов идти ва-банк.
Самый суровый из экипажа штурман Готов в исполнении Андрея Панина. Он с самого начала плена не питает иллюзий на счёт освобождения. Он знает эту культуру, эти нравы и в отличии от своих коллег отказывается от провокаций, к чему осторожно призывает остальных.
Александр Голубев в образе радиста Витьки, самый молодой член экипажа, романтик в душе. Будучи сиротой, он мечтает жениться на хорошей девушке, создать семью. Немного наивный, ещё лишённый страха и здорового инстинкта самосохранения, он старается найти баланс между протестом и желанием выжить.
Бортинженер Вакуленко в исполнении Богдана Бенюка кажется таким трогательным, наивным и добрым человеком. Его украинский выговор и душа нараспашку делает его беззащитным.
Музыкальное оформление.
В фильме много инструментальной музыки Ближнего Востока. Она помогает погрузиться в тот мир, где оказались герои этой истории, помогает понять их образ жизни и мировоззрение – непонятный и непостижимый для русского человека. Пронзительная финальная тема – тема полёта, тема надежд, самых добрых предощущений, тема родины и самого сокровенного – трогает до слёз.
Резюме.
Это не фильм о русских суперменах, это не попытка героизировать лётчиков. Это просто история о людях, сильных духом. Ни капли пафоса, ни грамма показушного патриотизма – правдиво, жизненно, с душой. Такие фильмы дарят веру в людей и желание самим стать лучше.
Другие мои отзывы о фильмах:
"Дама Пик"
"Время первых"
"Территория"
"Высоцкий. Спасибо, что живой"
"Побег из Шоушенка"
"Список Шиндлера"
"Легенда №17"
"Заплати другому"
"Достучаться до небес"