Премии фильма.
Событиям Второй мировой войны посвящено немало фильмов, но немногие из них оценены высокими наградами в мире кино. У фильма «Список Шиндлера» (США, 1993) 7 премий «Оскар», 3 премии «Золотой глобус», 7 премий «BAFTA» и премия гильдии сценаристов Америки. Фильм снят по роману Томаса Кенелли «Ковчег Шиндлера», который, в свою очередь, был написан по рассказу одного из спасенных Шиндлером людей.
Сюжет.
В центре сюжета история немецкого перекупщика Оскара Шиндлера. В сентябре 1939 г. в Кракове он решает заработать на меняющейся политической обстановке. Евреям запрещалось вести свой бизнес, поэтому они становятся дешёвой рабочей силой. Большинство из них типичная интеллигенция: артисты, музыканты, учителя, чей труд становится не востребован. Благодаря стараниям своего земляка Ицхака Штерна некоторые из них становятся наёмниками на жестяном заводе Шиндлера. Штерн – управляющей на этом заводе, человек, ведущий документацию, все внешние и внутренние дела. И эта история не стала бы особенной, если бы не открытие еврейского гетто в Кракове. Это событие полностью перевернуло жизнь главного героя.
Режиссура.
Этот фильм вполне можно считать документальным благодаря высокому качеству съёмки: вниманию к деталям, операторской работе, монтажу и достоверности работ актёров массовых сцен. Временами кажется, что это кинохроника тех далёких и страшных лет: это чёрно-белый фильм. Впрочем, без смыслового наполнения этот приём не сыграл бы. Цвет крови вряд ли бы добавил фильму эффектности. Это не триллер, это драма, драма всех, по чьей судьбе гусеницами танков, снарядами, бомбами и просто человеческой жестокостью прошлая война. Война – это смерть. А разве может она быть представлена во всех красках радуги? Во всех красках радуги представлена жизнь – в финале. Режиссёр Стивен Спилберг предусмотрел всё, чтобы фильм запал в душу не только профессиональной кинокритике, но и простому зрителю.
Актёрские работы.
Интересно наблюдать за метаморфозами героя Лиама Нисона – Оскаром Шиндлером. В начале франт, обаятельный и предприимчивый, умеющий и желающий жить красиво, на широкую ногу. Он убеждён в своей успешности, человек с широкой душой, не шовинист. Он живёт, как ему выгодно. Но наступает момент, и мы замечаем, насколько меняется Шиндлер. Сначала в речи, мимике, жестах, потом в поступках. Потрясающая с точки зрения драматургии актёрская работа.
Герой Бена Кингсли Ицхак Штерн интеллигентный, трудолюбивый, аккуратный, мало эмоциональный, смиренный, всегда вежливый и потрясающе осведомленный в сфере ведения бизнеса – этим и многим другим он заслужил доверие Оскара Шиндлера, став управляющим на жестяном заводе. Он четко знает свое дело. У него всегда настороженные глаза, что выдаёт в нём страх за своё будущее: каждый день может стать для него последним.
Рэйф Файнс, сыгравший офицера СС Амона Гёта, выполняющего обязанности коменданта концлагеря Плашув, создал образ прирожденного убийцы. В нём соединяются красота и порок. Для Гёта все евреи-заключённые – нелюди, животные, существа неразумные и бесполезные, поэтому, по его мнению, и жизни их ничего не стоят. Но на самом деле зверь – это он. Животная страсть к Хэлен Хирш обращает его в чудовище.
Важнейшие эпизоды.
И здесь важно сказать о создании атмосферы эпохи. Чувствуется, как с течением времени меняется атмосфера. Если в самом начале сюжета царит шик, лоск, достаток и даже изобилие в жизни и немцев, и евреев, то на протяжении фильма мы видим, как ожесточаются первые и разом теряют всё вторые. Навязанная фашистская идеология отравляет жизнь всех и каждого: одни теряют разум, другие – жизнь. И только Оскар Шиндлер через этот ужас смог найти себя настоящего, другого, которого он не знал ранее.
Наблюдая жестокое отношение к евреям в гетто, бессмысленные смерти, Шиндлер становится защитником и спасителем для многих евреев. Подвергая себя риску, чтобы спасти рабочих и не допустить их отправки в концлагеря, он сам становится вне закона.
Финальные сцены на разрыв, до слёз, пронзительные, щемящие. Это откровение, исповедь с одной стороны и выражение почитания и уважения - с другой. О том, что нет ничего дороже человеческой жизни, нет ничего ценнее простых человеческих отношений. Перед финальными центрами эпизод из современности, из которого мы узнаём, сколько на самом деле жизней спас Оскар Шиндлер, сколько потомков спасённых им евреев помнят его поступок. В этом эпизоде можно увидеть одну из еврейских традиций почитания ушедших в мир иной.
Музыкальное оформление.
Музыкальное оформление помогает узнать лучше ту эпоху, проникнуться ее атмосферой. В этой музыке драма еврейского народа, не общая, а личностная. Пронзительно-глубокие композиции Джона Уильямса, молитвы на иврите во время Шаббата, детский хор, весёлые мелодии в кабаках. Стук печатей учетчиков и речитатив имен – это тоже музыка. Музыка в каждой сцене, а если её нет, создаётся гнетущая атмосфера пустоты и безысходности. Но войне приходит конец, и наступает мир и жизнь. В финале фильма мы слышим песню «Yerushalaim Shel Zahav (Jerusalem of Gold)», написанную израильской поэтессой и композитором Наоми Шемер, неофициальный гимн Израиля.
Резюме.
Когда на экране оживает история, когда зритель становится её неравнодушным свидетелем, случается личный духовный катарсис, способный очистить душу. Что-то внутри меняется, и некогда сухой безличный исторический факт становится почти личной драмой. Пожалуй, для этого и нужны такие фильмы.
Другие мои отзывы о фильмах:
"Дама Пик"
"Время первых"
"Территория"
"Высоцкий. Спасибо, что живой"
"Побег из Шоушенка"
"Легенда №17"
"Кандагар"
"Заплати другому"
"Достучаться до небес"