По моему это один из лучших фильмов про наших разведчиков, который был прологом к "Семнадцать мгновений весны". Очень хорошо показана обратная сторона разведки, когда приходится душу выворачивать наизнанку, чтобы слиться с вражеским окружением.
Станислав Любшин в роли Иоганна Вайса.
Но это слишком дорогая цена. Уже в детстве было ощущение неловкости от услужливости и цинизма Вайса. Этот фильм настоящая классика жанра. Любшин смотрится на отлично, Шварцкопфы оба тоже хороши. Единственное, как-то странно по сюжету, что они почти свободно разъезжают везде, переодеваются, как хотят. Пожелали - концлагерь штурмом взяли. Наверное, это немного перебор.
Вайс на совещании в Абвере.
Басову удалось отойти от карикатурного образа фашиста,как это было принято до него в советском кино. Но образовался перекос в другом: "вездесущий" образ советского разведчика. Думается, профессиональные разведчики, когда смотрели эту картину, досадливо морщились. "Косяки" довольно заметные. Глубоко законспирированный разведчик ведёт себя довольно фривольно в III Рейхе: он постоянно на связи с группой Зубова, мало того, его знают члены группы непосредственно, опять же, во главе группы, он идёт освобождать ни много - ни мало,а целую тюрьму и "засвечивается" перед целой кучей народа.
Владимир Басов в роли советского разведчика "Бруно"
Да попадись кто, из этих людей в руки гестапо, они бы "слили", славного парня Александра Белова. Гестапо было серьёзной организацией, и могло "разговорить" даже мёртвого, впрочем, как и НКВД. Но Вайсу всё сходит с рук. Гестапо в фильме совсем "мышей не ловит", только один раз показана его"работа", когда Вайса арестовывают из-за покушения на Гитлера, как говорится поймали, но не "по профилю".
Вайс послушный, исполнительный, подобострастный не порочный. Кстати, именно такими "не порочными" гестапо интересовалось в первую очередь: если человек не курит, почти не пьёт, не интересуется женщинами, не критикует руководство, уклоняется от разговоров о политических делах в стране - значит, он уже на "крючке" у спецслужбы.
Олег Янковский в роли Генриха Шварцкопфа.
Короче, в реальности, а не в фильме, такой разведчик просто обречён на провал. И это видно даже не профессионалу, а обычному зрителю. Получился пропагандистский, плакатный образ советского разведчика. Впрочем, в те времена, другого образа и не могло быть.
Иоганн Вайс на прогулке.
А песня "С чего начинается Родина?"... у меня до сих пор ассоциируется с детством.