Всем здравствуйте!
Отзыв от ценителя культуры и искусства. )
"Рустам и Сухраб" (1971) - эпическая картина об эпических героях (режисер-постановщик - Б. Кимягаров).
Литературная основа
Названная кинолента снята по мотивам великой эпической поэмы Фирдоуси "Шах-наме" ("Книга о царях"). "Шах-наме", если смотреть академическое издание, кажется бесконечно огромной. Поэтому и была в свое время издана отдельной книгой часть поэмы, повествующая о трагическом противостоянии отца и сына - "Рустам и Сухраб" (серия "Классики и современники"). Приступая к просмотру фильма, лучше уже знать литературный памятник, поскольку речь идет о стародавних временах, где много восточной архаичной специфики. Но чаще бывает наоборот, с книгой знакомятся уже после просмотра фильма. Наш случай - не исключение.
Возможно, любознательный читатель уже интересовался полулегендарной личностью Фирдоуси (его упоминает в "Персидских мотивах" С. Есенин). В фарсиязычной литературе Фирдоуси был главным поэтом-эпиком, снискавшим славу после создания монументальной "Шах-наме". В эпосе многое было необычным, поскольку возник он еще в дописьменную эпоху. Профессиональные певцы и сказители должны были обладать феноменальной памятью, чтобы запомнить, а затем свободно излагать произведения о самых значительных событиях в жизни того этноса, который они представляли. Именно поэтому персонажи фильма говорят сообразно поэме Фирдоуси - не просто высоким слогом, но и стихами. Вспоминая собственный просмотр, отметим, что это не стало большим препятствием, хотя и обращает сразу на себя внимание.
История с древним и распространенным в мировой культуре сюжетом, положенным в основу "Рустама и Сухраба", вызвала небывалый интерес у отечественного кинозрителя. В прошлом году у этой эпической картины был полувековой юбилей, а она до сих пор волнует людей, причем не только "внешним" планом (панорамностью батальных сцен, ярким природным ландшафтом, общим сказочным декором), но и тем, что лежит "внутри" происходящего действа, то есть его проблематикой. Зрителю предлагается еще раз поразмыслить о "вечных спутниках-антиподах": любви и ненависти, правде и "кривде", верности и предательстве...
Советский кинематограф
В Советском Союзе "важнейшему для народа" искусству кино уделялось большое внимание. Теоретически весь потенциал союзной киноиндустрии был "к услугам" режиссеров-постановщиков. Так было не всегда и не у всех. У режиссера Б. Кимягарова в контексте сказанного всё сошлось: к началу съёмок была собрана команда блестящих профессионалов.
При мегабюджете Б. Кимягаров имел возможность пригласить на съемки лучших из лучших. И это было сделано, в том числе и через тщательный кастинг. Иногда режиссер самолично, нередко по наитию, определял необходимого ему для фильма человека. Был найден и приглашен очень сильный сценарист, Г. Колтунов, который настолько проникся сюжетной основой и парадигмой смыслов драматичного эпизода "Шах-наме" Фирдоуси, что написал едва ли не шедевральный сценарий.
И так у Б. Кимягарова было по всем позициям. То было время, когда тон задавали не продюсеры, а режиссеры.
Об актерах
В отзыве обо всём и обо всех не напишешь, остановимся на двух мужских и двух женских ролях. Рустам в исполнении Б. Ватаева - силен и мужественен; этот образ мудростью, физической мощью и народностью напоминает Илью Муромца. Сухраба сыграл Х. Гадоев, которого трудно забыть любому смотревшему фильм, настолько он пленителен физическим совершенством и пылкостью натуры. Не уступали мужчинам в искусстве перевоплощения и представительницы прекрасного пола. С. Норбаева, игравшая возлюбленную Рустама, сумела передать глубокий драматизм положения, в котором оказалась ее героиня, Тахмина. Для многих своеобразным откровением стал образ "амазонки" Гурдофарид, сотворенный С. Исаевой. Удивительно, что все непростые умения и навыки девушки-воина, и в первую очередь, владение конем, были выполнены актрисой самостоятельно.
О двух планах в фильме и его главном посыле
"Рустам и Сухраб" - вторая часть кинотрилогии, которую начинает "Сказание о Рустаме", а завершает "Сказание о Сиявуше". Мы смотрели всю трилогию, и полагаем, что "Рустам и Сухраб" - самая яркая, самая сильная часть эпического цикла. В фильме есть всё, что отличает восточный эпос: хитроумные шахи и благородные герои, льстивые царедворцы и прекрасные девы, а также ... вездесущие дивы (дэвы), способные перевоплощаться во что угодно. Коварство бесов общеизвестно, их роль и предназначение - не только искушать и провоцировать, но и напоминать: "посмотри на себя", "прислушайся к себе", "не слишком ли ты уверовал в собственную правоту, даже если ты рыцарь без страха и упрека".
Все эти яркие необычности (в затейливом сюжете, в костюме, речи, некоторых действиях) не заслоняют главного - драматичность человеческой жизни, восходящей до трагизма в военное лихолетье. Перед нами история о жизни и гибели легендарных героев - богатыря Рустама и прекрасного витязя Сухраба. Низким и коварным силам Зла удается утаить от героев правду, и в роковом поединке Рустам убивает Сухраба, то есть отец убивает сына. Горе Рустама сродни горю любого отца, потерявшего наследника. Но оно встократ горше, потому что, пусть и по незнанию, родная кровиночка была убита собственноручно. Вселенских масштабов горе матери Сухраба - Тахмины. Родители, пережившие своих детей... Вспоминаются Приам, оплакивающий своего сына Гектора, Король Лир, потерявший любимую дочь Корделию. Рустам моложе этих убеленных сединами монархов, и он воин, честно выполняющий волю шаха Кей-Кавуса.
О. Мандельштам в образной манере выразился о "Шах-наме" Фирдоуси: "Земля и небо в книге ... восхитительно пучеглазы". Имеется в виду обязательный гиперболизм в изображении, когда, например, у главных героев - несметная сила, невероятной стати конь и уникальное оружие. И чувства, испытываемые ими, положительные или отрицательные, - также невероятной интенсивности и глубины. Чрезмерность во всём.
Эта особенность эпоса стала особенностью киноязыка и в фильме "Рустам и Сухраб". Функционально это оправданно. Зрителю, наблюдающему за перипетиями происходящей на экране борьбы Добра и Зла, крайне сложно не понять и не проникнуться существом этого извечного противостояния.
Когда Рустам и Тахмина проклинают войну, зритель, нередко уже и прослезившийся, глубоко им сострадает и абсолютно солидаризируется с главным идейным посылом фильма.
Рекомендуется к обязательному просмотру!