Закончена третья на нашем с дочкой веку книга О.Н.Земцовой и я спешу поделиться впечатлениями/мыслями/наблюдениями. На объективность не замахиваюсь, т.к. и я с тараканами, и занимались мы не по возрасту - в 3,11 года.
Книжками Земцовой я заинтересовалась, когда дочка приближалась к трем годам. Купила первую пару книг и начались наши веселые занятия.
Ближе к 3м годам мы осилили Тесты для детей 2-3 лет. О.Н.Земцовой:
И т.к. Грамотейка для 4-5 летних стояла рядом, то дочка на следующий же день взялась за нее. Посмотрев задания и убедившись, что они гораздо сложнее заданий для 3-4 летних, я подумала, что пока рано и что скоро она от нее отступится. Не тут-то было...
Обложка, пережившая потоп
О чем эта книга?
Перед нами опять же сборник заданий, которые помогут наглядно увидеть как дела в области логики, речевого развития, математических понятий и интеллекта вообще у ребенка 4-5 лет.
Выходные данные
Как и прочие издания Земцовой, книга толково структурирована. Все задания делятся на 4 общих блока (развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления), развитие речи, математика, графические навыки), выполнять их предлагается по 4 за одно занятие, объединенное одной темой (птицы, транспорт, мебель, спорт и т.д.).
Получается 124 задания в 31 занятии + вводное и заключительное слово автора. Итого 128 стр.)))
Забавно, но вводное слово 1 в 1 повторяет такое же к предыдущему изданию.
Купить можно практически везде: Детский Мир, Озон, Читай Город и т.д.
Цены в диапазоне от 120 до 145 руб. Я брала за 126 руб. по акции в ИМ Озон.
Посмотрим и проанализируем задания из разных блоков:
Развитие внимания
найди новое
найди отличия
Поиск подходящих/новых элементов, схожего и отличного - это задания, которые полезны, нравятся детям и обычно выполняются на 50% минимум.
Дочь пока не оперирует понятием спорт.инвентарь, но со втрой попытки осилила))
Покажи НЕ...
Эти задания потруднее и, скажем так, более специфичны. Т.к. мы уже знакомы с книгами Земцовой, то задания "найди не/покажи не" дочка выполнила верно и без спешки. Там же, где нужно найти общий признак, пришлось потренироваться)) Немало в этом блоке и заданий хороших по задумке, но странных по воплощению:
установт последовательность
Взрослый без труда скажет, что сначала было яблоко, а потом остался огрызок. Ребенку же эта связь неочевидна и для него на рисунке не один предмет, претерпевший трансформацию, а 2 разных: "Это яблочко съели, а это нет", "Одно яичко разбилось".
Математика
Ранжирование
Ранжирование не из самых простых - поишлось помогать линейкой)
Примеры на вычитание
Таких заданий на сложение и вычитание больше всего. С ходу они не пошли, но оказались в зоне ближайшего развития, поэтому сначала мы считали вместе на счетах и вдвоем громко перечитывали примеры, а к концу книги дочка с удовольствием решала их сама, ловко оперируя счетами.
Распознавание фигур и счет
Крайне приятное и полезное задание. Хорошо и для внимания, и для счета, и для письма.
Раскладываем число
Это задание озадачило ? Мы не смотрим Поле Чудес, поэтому пришлось сказать, что Катя пришла в магазин)))
К математическому блоку не повредит доп.материал - разной длины карандаши, разнокалиберные мячи, счеты и т.п.
5. Развитие речи
Мир птиц
Это было самое легкое ?
скороговорки
Скороговорки тренируют и речь и память)
расширяем словарный запас
Расширяем словарный запас ?
выделяем звук
В 3,11 дочь знает буквы, но пока не читает, так что тут только с помощью мамы.
подбор антонимов
Отличное задание: полезное и понятное.
6. Графические навыки
обвести по точкам
провести кривую без отрыва
Большинство заданий на "проведи", "обведи", направлено на подготовку руки к письму. Этот блок менее всего отличается от заданий в предыдущем издании. И так как мой ребенок любит рисовать, но не любит раскрашивать, то часть "раскрасок" мы пропускали. Также в 3,11 ребенку было трудно повторить рисунок путем построения по клеткам. Оставили такие задания на потом.
Трудные и неоднозначные задания
а Вы умеете вязать зеленый шарф из синего клубка?
Синюю шапку из розового клубка? И так далее. Очевидно, опечатались цветами или цифрами.
Здесь надо найти связь между предметами, но если в 3х из 5ти случаев подразумевается, что из чего сделано, то на 4й и 5й раз ребенок удивленно спросил: чашку что делают из роз, а мед из пчел?? ???
Это задание было полезно для меня ? Т.к., увы, я говорю "один тапок" и "один кроссовок", а это неправильно...
Как и сколько занимались?
Дочке заниматься нравится и мы не ограничивались 15-20ю минутами и одним занятием из книжки. Занимались пока не надоест и осилили Грамотрейку за 16 подходов растянувшихся на месяц с небольшим хвостиком.
Планирую повторить еще через полгода.
Что нравится детям?
Яркие иллюстрации
Тематическая разбивка занятий
Каждый ребенок найдет заведомо легкие и приятные для себя задания, которые будут подогревать общий интерес к занятиям
Конечно же делать успехи и осозновать, что всё больше они уже умеют сами
Что понравилось мне?
разбивка на разделы позволяет видеть сильные и слабые стороны в актуальном развитии
умеренный объем - задания то что надо для 3-4летних: и толково, и наглядно
адекватные и хорошие иллюстрации. Во многом именно из-за них я продолжаю покупать книги этой серии.
Что не понравилось?
кому должны наши дети?
Не успел родиться, а уже должен)))
У автора есть свое представление о том, что "должен уметь ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет", которое на мой материнский и подкрепленный соответствующим психолого-педагогическим образованием взгляд может невротизировать некоторых родителей. Дети, как и мы, очень разные. И по моему мнению никому ничего не должны.
издание на один раз - к концу занятий страницы разлетаются и для повторной работы малопригодны.
Когда можно и пора заниматься по этой книге?
Все дети разные и равиваются неравномерно, в связи с этим, как я писала в предыдущих отзывах:
мне странно, что ни в одной вступительной статье к своим изданиям Земцова не касается такого понятия как "зона ближайшего развития"(ЗБР). Как педагог отечественной школы, она не может его не знать. В двух словах, ЗБР это то, что ребенок еще не умеет сам, но с чем справляется с помощью взрослого. Простой пример - хождение на горшок: сначала высаживают, потом ходят вместе, а потом ребенок идет сам. Важно помнить о ЗБР, занимаясь по этой книжке, чтобы понять, что уже умеем, что в зоне ближайшего развития, а что пока недоступно.
Поэтому, предлагая Грамотейку для детей 4-5 лет Вашему ребенку, посмотрите насколько она ему интересна и с чем он уже может справиться сам или с Вашей помощью. Если и так и так трудно и ребенок не понимает смысла заданий, стоит немного отложить начало занятий.
Подводя итог, безусловно рекомендую, но не в качестве единственного и всеобъемлющего пособия. Я далека от мысли взрастить гения и сделать это как можно раньше, но если детям нравится заниматься - я только ЗА. А по книгам Земцовой пока нравится ?
Спасибо за прочтение! И пусть Ваши дети всегда Вас радуют собой, а не ответами в книжке)!
Замечательная книжка - и рисунки, и задания напомнили те, что были в моем детстве. Запоминаю фамилию автора на будущее, сейчас непросто среди обилия найти. Ну а насчет "должен" - согласна, что все дети разные. Я в 3-4 года читала "взрослые" книжки без присмотра, хотя и подобные вещи любила, кузина только к 6 годам читать научилась, в школе у обеих все было в порядке и с логикой, и с любовью к книгам в дальнейшей жизни)
спасибо ? Автор действительно хороший - помимо того, что книги толково структурированы и иллюстрированы, приятно заметить, что задания от сборника к сборнику не повторяются.