С музыкой по жизни
В музыке я не являюсь ни экспертом, ни профессионалом. Обычный обыватель-любитель. Но музыка со мной очень тесно по жизни шла всегда. Я слушал всё, что только можно представить, часто сильно не углубляясь в какое-то одно направление.
Очередной этап личностного развития
Совсем недавно я решил перейти на очередной этап, и серьёзно начал вникать в классическую музыку. Начал, конечно, с самых знаменитых, с гениев. Среди них, естественно, был и Бетховен. То, что он и сейчас является одним из самых исполняемых композиторов в мире, сомнений нет. Но я встречал мнение, что именно он – самый исполняемый.
Так вот, теперь я очень жалею, что так поздно начал всерьёз интересоваться классической музыкой. Поверхностное прослушивание той же Сонаты №14 «Лунная» Бетховена – это не в счёт. Вернее даже не прослушивание, просто была знакомая музыка.
И совсем другое дело сейчас, когда прослушивание Бетховена идёт целенаправленно, с пониманием. Если что-то не понятно, прослушивание снова, снова и снова, до тех пор пока не станет окончательно понятно очередное произведение.
Совсем непростое начало
А поначалу что-либо понять было совсем не просто, за исключением тех произведений, которые были «на слуху», хоть и не так часто, но были. Например, та же 5 симфония, «К Элизе» и др. Но когда я начал пытаться вникать в другие симфонии или в концерты для фортепиано с оркестром, тут меня ожидал настоящий выход из «зоны комфорта». Сознание просто отказывалось это принимать. Тем не менее, я раз за разом слушал и вслушивался, начиная понемногу понимать, улавливать красоту, наслаждаться. Так было не со всеми произведениями Бетховена, некоторые незнакомые ранее, находили понимание сразу, но большинство приходилось осмыслить. Это сейчас я думаю: чего такого я не мог понять, например, в симфониях, той же второй. А сей час она у меня одна из любимейших в творчестве Бетховена.
У Бетховена невозможно определить для себя любимейшее произведение
Недавно я поймал себя на мысли, что не могу выделить из всех сочинений Бетховена одно, которое мне особенно нравится. Если, например, у Моцарта я безоговорочно выделяю 20 концерт для фортепиано с оркестром, то с Бетховеном такого «номера» не проходит.
И я начинаю метаться, не могу выделить даже какую-нибудь одну из фортепианных сонат. «Аппассионата»? Но как же тогда «Пастораль», в которой знаменитая «Буря»?
Небольшое открытие
С «Аппассионатой» даже небольшое открытие случилось, когда я узнал, что герой Лэнса Хенриксона из «Трудной Мишени» с Ванн Даммом исполняет на рояле именно «Аппассионату» Бетховена.
Тогда я значения не придал, ну играет какую-то серьёзную музыку, хорошо подходящую по теме фильма. И только сейчас узнал, что это знаменитая Соната для фортепиано № 23 фа минор, op. 57 («Аппассионата») Бетховена. Это сколько прошло лет с момента выхода этого фильма, четверть века?
Бетховен помог открыть новый мир
На самом деле, я безмерно счастлив, что Бетховен помог мне открыть новый мир классической музыки. Поздновато, конечно, я к этому пришёл, но зато, как говорится, «своим ходом». Теперь я могу с уверенностью сказать, что музыка Бетховена – это красиво, но чтобы по-настоящему услышать эту красоту и получить от неё настоящее удовольствие, нужно приложить некоторые усилия и постараться вникнуть в музыку.
Бетховен и Моцарт
Если сравнивать Бетховена с Моцартом, то на мой обывательский взгляд, Бетховен значительно сложнее для понимания. И это хорошо, что я первым для изучения выбрал Моцарта. Иначе бы Бетховен, кроме раздражения, во мне ничего бы не вызвал (как не странно). Пришло бы что-то вроде отчаяния, и я бы изучение классики благополучно забросил, вернувшись в более комфортную музыкальную среду, в тот же Евроденс, где всё так привычно, предсказуемо и уютно.
Конечно, зная себя, я позже бы всё равно начал «штурмовать» классику, но значительно позже. Так что, можно сказать, относительная «простота» музыки Моцарта способствовала пониманию Бетховена без раздражения от неспособности что-либо понять.
Что бы сказал профессиональный музыкант по поводу моих обывательских «страстей по классике»?
Я всё думаю, что профессиональный музыкант очень бы, наверное, удивился от таких душевных метаний и страстей по поводу «непонимания с первого раза Бетховена»? Да я и сам был удивлён своим не совсем быстрым пониманием классической музыки. Я был уверен, что будет проще, я ведь слушал раньше тот же Rock или Melodic Metal, и хорошо понимал эти стили.
Итог:
Я считаю, что вдумчивое прослушивание музыки Бетховена – это очередной этап в развитии человека, как личности. Что-то вроде работы над собой. Вдумчивое прослушивание заставляет работать сознание, но в то же время дарит удовольствие.
Мои отзывы о композиторах:
Вольфганг Амадей Моцарт
Игорь Корнелюк
Евгений Крылатов
Михаил Боярский (написал музыку к балладам из альбома "Рассказ подвыпившего бомбардира")