Опубликовано 19 Декабрь, 2019 - 08:33

Д’Артаньян

Вряд ли найдётся человек в России, который не знает кто такой Михаил Боярский. Про рождённых в СССР и говорить не приходится. Ошеломительный успех пришёл к Боярскому в 1978 году, после того, как он сыграл роль д’Артаньяна.

д’Артаньян

Музыкальный фильм «д’Артаньян и три мушкетёра», без сомнения, является замечательным творением советского кинематографа. Для многих Боярский и д’Артаньян связаны неразрывно. И если роль мушкетёра в фильме помогла Боярскому стать более популярным исполнителем песен, то я только благодарен, что Боярскому предоставили возможность сыграть эту роль.

Тем не менее, фильм музыкальный и Боярский там прекрасно поёт. В детстве я на песни из фильма не обращал особого внимания. Более того, мне не особо-то нравилось, что в таком «боевике» распевают песни. Это уже намного позже, спустя не одно десятилетие, я поставил песню «Пуркуа па» в свою личную «золотую коллекцию».

 

Состоялся бы Боярский как исполнитель, не будь д’Артаньяна?

Я не являюсь поклонником творчества Боярского как актёра кино. А вот его талант исполнителя песен я не смог обойти стороной. Пришёл бы к нему успех как к певцу, если бы не роль д’Артаньяна? Думаю, что пришёл бы. Ведь примерно 30 лет назад слушая его альбом «Городские цветы», я не ассоциировал его с мушкетёром. Вообще было такое ощущение, что это два разных человека.

Я встречал многих людей, являющихся поклонниками Боярского. Многим из них не нравится роль мушкетёра. А я скажу, что если бы Боярский вообще не сыграл в кино ни одной роли, но являлся исполнителем альбома «Рассказ подвыпившего бомбардира» и больше вообще бы ничего не спел, для меня бы этого с лихвой хватило. Песни в этом альбоме, это исполнение, просто не могут оставить никого равнодушным. И да, песни в альбоме написаны вовсе не Дунаевским и Дербенёвым. Но об этом альбоме позже, так как я, по большей части, из-за этого альбома почти весь этот отзыв и затеял.

 

Исполнение песни – это эмоция

Конечно, песни написанные композитором Дунаевским и поэтом Дербенёым прекрасны. Исполняемые Боярским эти песни становятся прекрасны вдвойне. Ведь плохой исполнитель, без голоса, без определённой эмоции, вкладываемой в исполнение, может просто испортить любое, даже самое гениальное творение.

Вообще, я не сторонник того обсуждения, при котором пытаются выяснить кто кого сделал популярным. Главное, что в результате общего творческого процесса рожаются творения, которые дарят людям минуты счастья.

 

Середина 80-годов прошлого века, виниловые пластинки

Да, с этого времени я стал увлекаться творчеством Михаила Боярского как исполнителя песен. Песни ведь красивые. В них смысл, поэзия, мелодия. Даже порой небольшие истории, как в песне «Сяду в скорый поезд».

Сяду в скорый поезд, тот же самый поезд
Ночью соловьиною.
Есть пески на свете, и снега по пояс,
И дороги длинные.


И молчать угрюмо буду я, угрюмо,
И вздыхать, и мучиться.
Кто бы мог представить, кто бы мог подумать,
Что все так получиться!

 

«Городские цветы» и «Рыжий конь». Человек всё дальше и дальше отдаляется от живой природы, но природа его не спешит отпускать. Человек устал жить в городе. Он видит цветы, которые пробиваются сквозь асфальт. И человек понимает эти цветы, он знает, какие им снятся сны: о долинах заросших травой, о тёплой земле. Но человек не может покинуть город, теперь уже никогда.

В песне «Рыжий конь» смысл похожий. Постоянная спешка городского жителя по каким-то своим делам. Даже имея авто, горожанин умудряется постоянно опаздывать. В то время как его прадед везде успевал на одном коне. Но в «Рыжем коне» не всё так трагично, и чтобы окончательно не отдаляться от природы, нужно иногда просто пройтись босиком по лугу.

Конечно, стихи к этим песням написал Леонид Дербенёв. Но сами по себе стихи вряд ли бы были столь популярны, а вот превратившись с помощью музыки Дунаевского и Добрынина в песни, которые так проникновенно исполнены Боярским, стихи эти обрели большую популярность. Тем более, что городских жителей волнует тема тоски по живой породе.

Боярский, как никто другой, подходит для исполнения этих песен. У него нет лишнего надрыва, навязывания, эмоций через край. Он чувствует песню, может даже интуитивно, особо не задумываясь, просто живёт песней так, как чувствует.

И если люди это принимают, принимают с восторгом и благодарностью, значит это именно тот исполнитель, который им нужен.

 

Зеленоглазое такси

Взять песню «Зеленоглазое такси» 1988 год. Бытует мнение, что это «вторая визитная карточка» Боярского (первая – д’Артаньян). А ведь её пытались исполнять многие, но она так и осталась «песней Боярского». Вначале её исполнял сам автор – Олег Кваша. Было даже такое, когда «Зеленоглазое такси» не выпускали на эстраду под предлогом «заунывности».

После исполнения Боярским, песня стала набирать популярность у народа. Сейчас это одна из популярнейших песен в караоке. Вообще, я стал замечать, что в современном мире Боярский ассоциируется с «Зеленоглазым такси» и наоборот. Стоит его увидеть с гитарой, так и знай, сейчас будет «Зеленоглазое такси» петь.

У песни невероятно красивая мелодия. Плюс стихи, смысл которых так близок многим: уставший от жизненной рутины обыватель ищет уюта и понимания. Голос Боярского, как никакой другой, подходит к этой песне. Чувствуются нотки усталости, именно того человека, кто действительно устал от обыденности.

Вот и осталось
Лишь снять усталость.
И этот вечер
Мне душу лечит.

Там и не спросят
Где меня носит.
Там, я-то знаю,
Всё понимают.

Я совсем не против, чтобы её исполняли как можно больше исполнителей, но, думаю, что больше всего она подходит Боярскому. Это песня Олега Кваши как композитора и Валерия Панфилова как поэта, но слушать её в исполнении Кваши я совсем не могу. Кваша и Панфилов, бесспорно, создали шедевр, но чтобы его исполнить, тут нужно особое искусство, особый дар, который есть у Боярского.

Интересные факты о песне. В Советском Союзе такси были оборудованы специальным маяком, который размещался на лобовом стекле. Он загорался зелёным цветом, когда такси было свободно. От этого и возникло название песни. «Зеленоглазое такси» - популярная песня в Китае. Конечно, они её поют по-своему.

 

Песни в кино

Из песен, что пел Боярский в кино, мне на сердце легли две: «Пуркуа па» (перевод с французского: «Почему бы нет») из «д’Артаньян и три мушкетёра» и «Ланфрен-Ланфра» из «Гардемарины вперёд».

«Пуркуа па» - это жёсткая песня, которая отлично мотивирует. Принятие решений, а затем их отстаивание, стойкость. Одним из моих девизов в жизни была строка из этой песни:

Уж если решать – тогда решай,

А если решил – за дело!

«Пуркуа па»: слова Юрий Ряшенцев, музыка Максим Дунаевский.

«Ланфрен-Ланфра» - мелодичная, красивая песня с красивыми словами. Песня полна аллегорий, например, Ланфрен Ланфра – это название сада или места, где сад расположен, голубка – это любимая девушка, «лети в мой сад» - это приглашение и признание в любви и т.д.

В мой старый сад, Ланфрен-Ланфра

Лети, моя голубка

Там сны висят, Ланфрен-Ланфра

На всех ветвях, голубка

«Ланфрен-Ланфра»: слова Юрий Ряшенцев, музыка Виктор Лебедев

 

Морские баллады

На мой взгляд баллады – это самое интересное в творчестве Михаила Боярского. Возможно, я так считаю потому, что они тронули меня до глубины души. Я уже думал, что такого со мной не будет, я стал эмоционально холоден или сдержан. По крайней мере, я не думал, что песня, пусть даже баллада, даже преисполненная трагедией, способна вызвать у меня слезу.

Фриссон, например, от прослушивания классических произведений – это совершенно другое чувство. И не то, чтобы баллады меня угнетали, наоборот, они дают совершенно потрясающий эмоциональный отклик. Я считаю, что это чувство делает меня эмоционально богаче. Я его берегу, слушаю баллады очень редко, потому как частое прослушивание может притупить и ослабить это чувство.

Альбом называется по одной из баллад: «Рассказ подвыпившего бомбардира» и содержит 12 композиций. Но они не все являются балладами.

  1. Рассказ подвыпившего бомбардира.
  2. Баллада о книгах.
  3. Баллада об одной дуэли.
  4. Водолазам.
  5. Баллада о пешке.
  6. Баллада о выборе.
  7. Баллада о влюбившемся бриге.
  8. В Кейптаунском порту.
  9. Баллада о городе.
  10. Есть только миг (Из к/ф "Земля Санникова").
  11. Моим друзьям.
  12. Встреча в пути.


Выбрать лучшую из них для меня не представляется возможным, но я выделяю четыре: «Рассказ подвыпившего бомбардира», «Баллада о влюбившемся бриге», «Баллада об одной дуэли», «Баллада о пешке». Примечателен такой малоизвестный факт, что музыку к «Бригу», «Пешке» и «Книгам» Боярский написал сам, но своё имя афишировать не стал, а взял псевдоним Михаил Мелентьев, от девичьей фамилии своей матери.

Морские Баллады – это настоящие истории с сюжетом. Они довольно длинные, и пересказывать их, я думаю, не стоит. Пересказ всё равно выйдет корявым, а на такое у меня «рука не поднимется». Поэт Валерий Скрипников прекрасно написал эти истории в стихах, а Боярский великолепно их исполнил, как умеет только он. Ещё не стоит забывать, что Михаил Боярский совместно с Кириллом Широковым является композиторами, а без такой замечательной музыки вообще бы не было этого альбома.

 

Итоги

Михаил Боярский, именно как исполнитель песен, в мою жизнь добавил много ярких моментов, красоты и эмоциональных переживаний. Его голос, его песни, были со мной с самого раннего детства, проходили через всю мою жизнь и, думаю, останутся со мной до конца.

А тот подарок, что он подарил своим поклонникам в конце 90-х, просто не имеет цены. Морские баллады, они даже как-то особняком стоят от всего его творчества. Они великолепны!

 

Мои отзывы о композиторах:

Людвиг ван Бетховен

Вольфганг Амадей Моцарт

Евгений Крылатов

Игорь Корнелюк

Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
19.12.2019
спасибо за теплый отзыв! Не поклонница Боярского, но песню "Ланфрен-ланфра" и "спасибо за дочь" обожаю
Очень рад, что Вам понравился мой отзыв.
19.12.2019
А мне нравится песня Рыжий конь.. И - Аааап, и тигры у ног моих сели ? А недавно узнала что его первая роль была в фильме "Приключения Маши и Вити ", где он снялся еще студентом
Вспомнил Кота Матвея из "Приключений". Настоящий кот. Думаю, Станиславский бы сказал: "Верю"!
19.12.2019
да, Кот классный получился))
20.12.2019
Спасибо за теплый отзыв. Как актер- неплохой, но как певца совершенно его не воспринимаю. Есть в голосе какая-то противная "скрипучесть". Прям ухо режет. И песни хорошие, но совершенно не могу его слушать.
Благодарю за Ваш правдивый отклик. О "противной скрипучести" - это Вы ещё ласково. Я тут ютуб посмотрел, вот там его полоскают. Политика всем покоя не даёт. Александр Глебович его немного покритиковал. Хотя Невзоров его вначале назвал добрым и отзывчивым.
Мне нравятся выборочно его песни, включая "Ланфрен-Ланфра", однако "Спасибо, родная" предпочитаю слушать в оригинальном исполнении Виктора Резникова.
31.05.2020
Была кассета с его песнями, раньше часто слушали, а при переезде она потерялась) Спасибо, что напомнили, надо будет поискать его песни) Очень нравится "Спасибо за сына и за дочь") А дочери нравится клип про укротителя, где у него на плече котенок сидит)
Рад, что оказался полезен.
24.10.2020
Недавно смотрела с ним интервью, такой неприятный тип. "Место женщины на кухне, а у дочери актерские способности так себе" 😕
Мне тоже вся эта архаичная патриархальщина не нравится. А Боярский, возможно, в глубокой старости станет совершенно невыносим.
Другие отзывы
Смотрите также