Этот сериал заинтересовал меня довольно давно, и мне хотелось его посмотреть, но всегда находилось то, что глянуть хотелось больше. Не знаю, сколько бы длилась вся эта история, но тут, на фоне недавно просмотренного "Третьего дня", мне потребовалось продолжение банкета. Как мне показалось, по стилистике эти работы должны быть похожи: неоднозначность, психоделика, мистика. И да, "Третий день" конкретно так отдыхает на фоне наших "Топей", главное, зрителям не утонуть окончательно, пытаясь понять все моменты этого сериала.
Общая информация.
Год выпуска - 2021.
Режиссер - Владимир Мирзоев.
Жанр - триллер.
Длительность одной сери в среднем 60 минут.
Главные роли: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Софья Володчинская, Катерина Шпица, Максим Суханов, Вероника Мохирева.
О сюжете.
Денис - айтишник, создал программу, которая по лицам и эмоциям людей может распознавать: врут те ли нет? Штуковина оказалась настолько популярной, что наш герой даже стал неугоден соответствующим спецслужбам. Успешен, богат, как типичный представитель своего поколения - пофигистичен донельзя, для него нет идеалов, он ориентируется только на себя. И все бы прекрасно, да вот только жить нашему Денису осталось недолго, у него находят неоперабельную опухоль. И вроде бы природная лень и пофигизм говорит, что не надо рыпаться, раз врачи дружно говорят одно и тоже, но... жить-то, тем не менее - хочется. К тому же, мама героя, которая, естественно, беспокоится за сына, просит его не опускать руки и бороться.
Катя - девица, оставленная женихом, прям перед свадьбой. И хоть благоверный и уверяет, что не хочет жениться потому, что не готов, девушка уверена, что любимый бросил ее потому, что ей уже 30 лет, и он нашел себе помоложе. Раз мужик бросил, значит, и жизни нет, Катерина пытается свести счеты с бренным существованием, наглотавшись таблеток, но неудачно. Кажется легкомысленной "давалкой", на деле просто имеет два самых сильных страха любой женщины: старость и одиночество.
Максим - журналист, работает в издательстве, которое, грубо говоря, не соответствует ему по духу, ибо заставляет писать о том, что герою неинтересно. На этом фоне, больше времени проводит за ноутбуком, рассматривая порнуху, чем на самом деле трудится. Отказывается писать "компрометирующую" статью о Денисе, ссылаясь на то, что дружит с ним, за что и уволен главным редактором. Максим этакий простой парень, который любит секс, жизнь и мечтает в этой самой жизни пробиться и чего-то достичь.
Соня - монашка, как есть монашка. Родилась и выросла в религиозной семье, искренне верит и живет по законам Божьим. Добрая, спокойная, воцерковленность оставляет на ней своеобразный отпечаток девушки "не от мира сего".
После смерти сестры, вера героини пошатнулась, она не может понять, почему Создатель так рано прибрал сестру, за что? После кончины матери, именно сестра была самым близким человеком Сони. Отец, жесткий, яро верующий тип, вещает, что это кара за то, что дочь стала жить "в грехе" до брака, но девушка не хочет принимать эту правду.
Эля - девушка кавказской национальности, чья семья, несмотря на 21 век живет по традиционным законам мусульманства, а соответственно и жениха для дочери выбирает сама.
Всеми фибрами своей души девушка отвергает эти традиции, но жених уже выбран, и Эля знает, что ничего нельзя изменить - браку быть. Любит русского парня, с ним же и имеет отношения, мечтает сбежать туда, где никто ей не будет указывать, как жить. Жених Эли - давно считает ее своей собственностью, обладает всеми качествами "горячего" кавказского мужчины и буквально преследует ее, пытаясь контролировать каждый шаг. Застав девушку с русским любовником, пытается убить его. Стремясь защитить любимого человека, героиня стреляет в ненавистного жениха, но по ошибке убивает свою любовь. Решительна, порывиста, сильна.
Эта история начинается с того, что мать, будем так говорить, главного героя (коим выступает Денис) умоляет его не сдаваться, и раз традиционная медицина от него отказалась, пробовать другие варианты. Какие? Ну, конечно, связанные с религией. Она рассказывает сыну о чудотворном монастыре где-то в глуши, и просит съездить туда, ведь он ничего не теряет. Денис считает себя атеистом и не верит, что высшие силы смогут его исцелить, но, чтоб отвязаться от приставаний матери, и все по той же мыслишке: а жить-то все же хочется - решает поехать в это место. У монастыря есть красочный сайт, сулящий безусловное избавление от всех проблем, и наш герой пытается зарезервировать себе место заранее (не тащится же неизвестно куда просто так), но узнает, что такой фокус не сработает. Вежливая девушка по телефону вещает, что в монастырь можно приезжать только группами, а не поодиночке. Наш Денис, не находит ничего лучше, чем бросить клич в интернете, и так собрать группу.
На его зов откликаются: Катя, только что проблевавшаяся после таблеток; Соня, которая не хочет принимать смерть сестры и находящаяся в состоянии депрессии; Максим, которому нечего делать и который, все же надеется собрать материал про Дениса; Эля, которая и испытывает чудовищную вину от содеянного, и боится преследования. Никто из этих ребят не верит в какие-то чудеса, они просто хотят сбежать от своих проблем и привычной обстановки.
Вот так, сорвавшись с места, герои не до конца понимали, куда они едут и что их ждет, поэтому прибыв на место, со всей полнотой осознали, как далеко они от Москвы.
Чудаковатого вида водитель встречает нашу группу, и на раздолбанной машине везет их к монастырю, обрамляя поездку скабрезными шуточками. Героям хочется побыстрей добраться до места, в том числе, чтоб избавится от водителя, но авария нарушает планы.
Никто серьезно не пострадал, но придурочный водитель исчез. И как скажите на милость, добраться до места, когда кругом лес и вообще не особо понятно, куда двигаться, а машина заглохла?
С горем пополам наши приятели добираются до места, но тут их ждёт еще более неприятный сюрприз: чудотворный монастырь больше напоминает руины. Красивейший сайт, рассказывающий о процветании, бронь домиков, находящихся рядом с комплексом - все это оказывается какой-то фикцией, ибо абсолютно точно понятно, что монастырь не действующий. Кругом разруха, да и в самом помещении нет ни одного человека.
Пытаясь добраться до монастыря, герои проезжали мимо деревни с названием Топи, за неимением лучшего, в ней они и собираются переночевать, чтоб на другой день отправиться восвояси, а заодно и узнать: что здесь вообще происходит? Зачем весь этот обман? Деревня поражает героев не меньше, чем остатки храма: она вроде и жилая, но вокруг глухо, а те люди, что встречаются изредка, больше похожи на зомби и вообще не реагируют на вопросы наших героев.
Наконец, утомившихся "путников" соглашается приютить пожилая женщина, которая загадочно говорит, что кроме нее никто и не согласится впустить чужаков, да и вообще, по вечерам лучше не высовываться на улицу.
Ребята рады, что нашли кров, но побыстрей хотят убраться из этой странной деревни, вот только планам этим не суждено сбыться. Утром оказывается, что Катя пропала... Кругом лес, да глушь... куда она могла уйти, не зная местности? Попытки обойти деревню и хоть что-то выяснить у местных - не увенчиваются успехом: те немногие, кто соглашается хоть что-то сказать, все время упоминают какого-то Хозяина, которому все тут принадлежит - да и только.
Местный милиционер, также не воспринимает слова наших героев всерьез, и не собирается искать пропавшую девушку, ссылаясь на то, что и времени мало прошло, и территория огромная, и вообще...
Так куда же пропали наши герои? Что это за странное место? О каком Хозяине все говорят? Куда пропала Катя? Что ждет каждого из ребят? Как будут развиваться события дальше и чем все закончится? Это нам только предстоит узнать.
В сериале всего 7 серий, каждая из которых длится в среднем 60 минут. Время за просмотром пролетает реально быстро (особенно, это касается первых 3 серий), поэтому, если есть желание, работу можно осилить за один день. Творение нельзя назвать динамичным - вот нет, все события медленно перетекают из одного в другое, я бы не сказала, что это сделано для того, чтоб мы прониклись ситуацией, так сказать, но эта неспешность и не раздражает, для истории с таким сюжетом динамика самая что ни на есть оптимальная.
Безусловно, великолепно подобрана натура. Отдаленная деревня, какой-то разрушенный храм, в котором невесть что происходит, как и в самой деревне. Антураж реальная находка создателей. Ты смотришь картинку и понимаешь, что это что-то настоящее, не искусственно созданное конкретно для съемок. И да, это глушь, и да, ты как будто оторван от мира, и да, это создает соответствующее настроение.
Фильм держит в напряжении все время - это снова можно отнести к удачам создателей. Практически каждый кадр так и намекает о том, что в следующую секунду случится что-то ужасное. И нет, как таковых "ужастиков" здесь не будет, но съемка построена так, чтоб психологически давить на зрителя. Я, честно - люблю такие работы, в данном, конкретном случае, мне каждый раз было не по себе, вроде ничего особенного и не происходит, но вот этот флер таинственности, загадок, которые так щедро подкидывали режиссер и автор сценария - держат в напряжении от начала и до конца.
Работа серая, мрачная, в ней чувствуется какая-то обреченность с самого начала. Опять же, нельзя сказать, что все краски как-то искусственно сгущаются, чтоб без конца пугать нас, нет, но сам посыл сериала... он утопичен, безнадежен. Не знаю, придумка это режиссера или оператора, но фрагменты природы, коих в работе много, показаны в стилистике всего сериала: мы будто видим тотальное "угасание", топь, из которой никому не суждено выбраться, как не барахтайся.
Да, мне нравятся мистические, загадочные истории, где все неоднозначно, но я с трудом переношу "приплетение" ко всему этому религии, просто потому, что, как правило, показано это чудовищно, нелепо, опошлено. Тут, на мой вкус, как раз такой вариант. Конкретно я, вообще бы запретила съемки в храмах, показ икон и тому подобное, просто потому, что есть то, что не нужно трогать. Не знаю, возможно то, что именуется монастырём в данном сериале, на самом деле таким и не является по факту (имею ввиду, что это может быть просто здание, похожее на церковное сооружение), но и одного понимания этого, уже достаточно. Постановочные сцены молитвы перед иконой Господа, мат в предполагаемом храме, да и в целом все события, что происходят в этой локации кажутся отвратными. Показано это без какого-либо уважение к религии. Хорошо хоть сексом никто не занимался, и на том спасибо.
Мат - еще одна несомненная составляющая сериала, он здесь представлен в достатке. Смотрела сериал без цензуры, поэтому сполна могла насладиться великим и могучим. Моралисты могут даже впасть в небольшой шок, я к мату отношусь абсолютно спокойно, когда он оправдан, а не просто "извергается" не пойми для чего. Что мне понравилось? Мы не услышим никаких сложносочиненных завихрений, нас будут ждать самые что ни на есть прожжённые матюки, коими мы пользуемся в обыденной жизни. В большинстве случаев они не раздражают вообще, просто потому, что это похоже на треп обычных людей в повседневной жизни. Я бы сказала, что меня немного торкал мат в исполнении актеров более старшего поколения. Не знаю, то ли их внешность не вяжется с матерными словами, то ли образы их героев, но в некоторых случаях диссонанс прям налицо. Но надо отметить, что именно эти моменты и являются наиболее жёсткими.
Ждет нас и много обнаженки, и даже половые сношения будут (обмирашки могут сразу падать в обморок от такого разврата). И снова могу сказать, что я спокойно отношусь и к голым телам, и к постельным сценам, если они оправданы и вписываются в сюжетную линию. Вообще, очень уважаю новое поколение актеров, которые абсолютно естественно выглядят обнаженными, в них нет (или они это отлично скрывают) не нужной стыдливости, ведь, по сути, тело - это просто инструмент работы. Нравится мне и то, что нагота показана не заблюренная, как часто бывает в глянце, где все типа а-ля идеальное, а абсолютно правдоподобно, со всеми недостатками.
Иван Янковский с километр бегал по деревне в чем мать родила. У меня возник только один вопрос: а ничего ли ему не мешало? Видимо, нет. Замечу, что увидим мы не только юные, подтянутые, сухопарные тела, но и флер "старины" будет нам показан, и снова могу похвалить и актеров старшего поколения за то, как естественно они смотрелись обнаженными в кадре.
Музыкальное сопровождение не слишком разнообразное. Нас будут ждать фоновые, односложные мелодии, которые часто используют в фильмах подобного жанра. Они призваны держать зрителя в напряжении, и это работает. Но, безусловная удача, творение группы АИГЕЛ. Их трек будет сопровождать нас в начальных и финальных титрах, и канвой проноситься по всему сериалу. Стопроцентная этника, это будто какая-то неземная музыка, которая льется и существует сама по себе. Но еще больше поражают слова, я бы сказала, что мы услышим белых стих, где абсолютно точно передана суть сериала. Если поставить эту песню в полной темноте, не обделаться будет сложно.
Основная претензия, конечно, к сюжету. Да, это психоделика, которая изначально подразумевает определённую неоднозначность, и все же сюжетных дыр многовато, как по мне. Ок, даже, если придерживаться того понимания, что лежит на поверхности, и что подается нам в первые полчаса сериала, несостыковок много. В работе просто куча моментов и сюжетных ответвлений, которые болтаются там, как не пришей козе баян, еще больше моментов, которые вообще не объясняются. Зачем вообще они тогда были сняты? Что хотели создать творцы? Если почитать интервью Глуховского, который выступил автором сценария, то никаких глубинных мыслей и вообще не стоит искать, перед нами история из серии: я - художник, я так вижу. Мы, конечно, радуемся, что он так видит, но нам какие выводы делать? Первые три серии, как писала выше, просто прекрасны, они смотрятся на одном дыхании, но чем ближе мы к развязке, тем больше появляется разочарования, и именно от того, что многое остается непонятным. Как по мне - это не лучшее решение.
Иван Янковский - не знаю, что это... позор своей семьи? На мой вкус, его работа самая слабая. Да, он неплохо показал рефлексию, излишнюю подвижность, но если говорить в целом, он чудовищно однообразен, играет все время на одних и тех же эмоциях, он скуден как актер.
Катерина Шпица - ее роль самая маленькая, если говорить о компании главных героев, но она яркая. У актрисы, вечно юношеская внешность, хотя на деле, это уже довольно взрослая особа, взять ее на роль той, кто боится старости - было удачным решением. Шпице очень неплохо удалось показать определенный тип женщин, которых так много в России; она сложная и простая одновременно, за этим интересно наблюдать.
Софья Володчинская - что меня реально торкало практически на протяжении всего сериала, это тема с этнической принадлежностью. Огромный упор делался на том, что героиня актрисы чеченка. Вот честно, для меня Володчинская никак не ассоциируется с восточно-кавказским направлением. Да, темные волосы и глаза... и что? Актриса не похожа на "не русскую". Если уж такой упор делается на этом моменте, то нужно было выбирать актрису с реально восточной внешностью. Если не считать этого, то работу Софьи можно похвалить. Ей здорово удалось показать силу и стремление вырваться из круга навязанных ценностей.
Анастасия Крылова - ее внешность прям создана, чтоб играть подобных персонажей. Не видела других работ актрисы и не могу судить, что она может показать еще, но тут она абсолютно на своем месте. Вот эта "тотальная блажнота", принятие и вера в силу Создателя - прекрасно переданы актрисой. Мне понравилось, что персонаж получился хоть и положительным, но все же не безнадежно отрешенным от этого мира, Крылова хорошо показала внутренние метания.
Тихон Жизневский - пожалуй, мой любимый персонаж. Начнем с того, что он самый "нормальный" во всей этой компании, и боролся он практически до последнего, в отличие от других. Игре Тихона веришь, вот просто веришь, он абсолютно не переигрывает, показывая нам образ обычного современного парня/мужчины: он не идеален, но он и не конченное фуфло. Опять же, можно сказать, что внешность актера удачно совпадает с образом его персонажа.
Максим Суханов - истинный антигерой и монстр. Что он такое на самом деле? Актер настолько отвратителен, что вызывает самые живые эмоции, а это, безусловно, ценно. Меняющийся голос, мимика, жесты - актер показал спектр разных эмоций, где, по итогу, нет ничего положительного.
Надо отметить и прекрасную работу актеров второго плана, вот уж где получаешь удовольствие от разнообразия образов. Мне нравится, что в картине нет громких имен (по крайней мере, для меня), и абсолютно каждый выполняет свою работу на пять с плюсом. Образы получаются живыми.
ИТОГ: конечно, это не откровенный фуфел, но очень неоднозначная работа. Здесь есть над чем подумать - это факт, но дебет с кредитом частенько не сходится.
несмотря на неоднозначные отзывы - хочу посмотреть этот сериал (в приоритете из-за Насти Крыловой - она ещё в "Трудных подростках" снималась и ещё каком-то сериале семейном... везде у неё прям разные амплуа 😊 ). а на каком сайте Вы смотрели "Топи", чтоб без цензуры было?
Если хочется - обязательно посмотрите, сериал не пустой, да, он неоднозначен, но это для меня так, а Вам, может зайдет просто на ура. Анастасия Крылова для меня доселе незнакомая актриса (или, может, не помню других ее работ), но если она везде разная - это супер круто. Смотрела сериал на DVD, но скомунизден он, если не ошибаюсь с Кинопоиска.