Мое знакомство с творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта началось именно с повести «Случай Чарльза Декстера Варда». Я давно намеревалась почитать что-то от «создателя Ктулху», но вы же знаете это читательское «собираюсь»: хочется прочитать все и сразу, а в итоге ты решаешь, будто столько слышала о писателе и его творчестве, что и читать не обязательно – и так все понятно...
«Вокруг нас витает несказанный ужас, – и даже если мы не в силах постичь его, надо быть постоянно готовыми дать ему отпор»
«Случай Чарльза Декстера Варда» Г. Ф. Лавкрафт
Это уже не первый случай, когда руки наконец-то доходят до знакомства с чем-то, что я долго и трепетно вынашивала в мыслях, и после чего в итоге осталась с сплошным разочарованием. Поэтому, мой вам совет: чем раньше вы начнете читать что-то запланированное – тем выше вероятность, что произведение вам понравится. Ибо даже действительно замечательные вещи можно испортить, передержав у себя в голове чужие восторженные отзывы.
СЮЖЕТ
«Случай Чарльза Декстера Варда» – это повесть о докторе Мириусе Виллетте, который пытается докопаться до медицинской тайны, окутавшей жизнь молодого Чарльза Варда, который пытается докопаться до исторической тайны, окутавшей жизнь нестареющего колдуна Джозефа Карвена.
Чарльз Декстер Вард за несколько лет превращается из обычного любителя старины и истории в пациента психиатрической лечебницы, чья увлеченность переросла в манию до такой степени, что молодой человек полностью потерял способность функционировать в современном мире, перенесясь разумом на несколько столетий назад. Его лечащий врач и друг семьи доктор Виллетт, все эти годы наблюдавший за изменениями в поведении своего пациента, ищет связь между данным умопомешательством юноши и таинственной фигурой – недавно обнаруженным предком Варда – Джозефом Карвеном, а также улики в пользу того, что болезнь носит сверхъестественный, а не психологический характер.
ЖАНР
Неудивительно, что «лавкрафтовские ужасы» выделяют отдельным поджанром литературы. Роман можно описать не только как книгу ужасов и фантастику, но и как мистический или медицинский детектив, а то и психологический триллер.
«Лавкрафтовские ужасы — поджанр литературы ужасов, образовавшийся в конце 1910-х — начале 1920-х годов, родоначальником которого стал американский писатель Г. Ф. Лавкрафт. В жанре чаще всего используется психологический ужас неизведанного, а не страх вампиров, оживших мертвецов, оборотней и т. п.»
Википедия
В общем, мы имеем расследование в расследовании, загадку в загадке. Наша цель: докопаться до истины и понять находится ли она на поверхности или тут не все так просто, как кажется на первый взгляд.
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПРОЧТЕНИЯ
Ну, во-первых, писатель был чрезвычайно методичен и дотошен в отношении архитектурных, топографических или литературных описаний. Не обязательно обрисовывать каждый домик на улице, каждую улочку и каждую книгу на полке, если это не имеет ни малейшего отношения к развитию событий. Откровенно говоря, я не разбираюсь в архитектурных стилях и понятие не имею, где какая улица находится в этом самом Провиденсе (да и где сам Провиденс тоже, будь он выдуманный или реальный). Мне словесные пейзажи и перечень иностранных адресов разжижали мозг, не давая сосредоточиться на сюжетной линии.
Сухие факты касательно проводимого расследования, безусловно, имеют свою привлекательность, но нужно знать меру, ведь на их фоне чувственные или ностальгические описания местности смотрятся нелепо.
Во-вторых, автор чрезвычайно скуп в описаниях и страдает явной любовью к недосказанности. Я сейчас не шучу, и как бы второй пункт не противоречил первому, но уж как есть! Автор может часами описывать колоны, но когда дело доходит до сверхъестественных явлений и порождений бездны – Г. Лавкрафт молчит, как партизан. Его герои сходят с ума, падают в обморок, испытывают панический ужас, на веки вечные теряют способность радоваться и седеют на глазах, но что такого они наблюдают, что приводит к таким последствиям – об этом ни слова. Много писанины по поводу «зловонных миазмов», но меня, обладательницу весьма слабого обоняния, дурным запахом не впечатлить.
В-третьих, эти пошаговые изыскания обрубываются форсированным финалом. Вместо волнующего противостояния между добром и злом, вместо бурной мести за уничтоженную душу, вместо фаерической баталии неравных противников за будущее человечества, мы получаем... пшик! Неуч уделал мудреца одним махом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повесть оставила неоднозначное впечатление. История довольно интересная и ее нестандартная подача показалась удачной (поэтому звездочек три, а не одна), но вышеперечисленные недостатки испортили мне все удовольствие. Ну, такой избалованной особе, как я, вообще ничем не угодишь, но если вам интересно почитать об интроверте, с которым произошло что-то интригующее, то книга «Случай Чарльза Декстера Варда» вам наверняка подойдет. Дерзайте!
ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОГО АВТОРА