Опубликовано 10 Октябрь, 2021 - 21:19

"Случай Чарльза Декстера Варда" - классический пример того, почему мы любим творчество Говарда, и почему ненавидим его одновременно : ) И пока одни люди восхищаются тем, насколько точно и скрупулёзно он воссоздает дух эпохи (это я), другие плюются от того, насколько нудно и скучно он описывает колонны, здания и никому ненужные старые дороги аж на несколько страниц, отчего их клонит в сон, и они начинают забывать о чем Лавкрафт писал первоначально (это другие). Что удивительно - правы одновременно обе точки зрения.

Как так?

Короче говоря, зимой 1919-1920 года в характере Чарльза Варда произошла бесспорная перемена; он внезапно прекратил свои изыскания по истории колониального периода и со всей страстью погрузился в тайны мистических наук как на родине, так и за границей, время от времени вновь начиная поиски могилы своего отдаленного предка.

Да все очень просто друзья - это как с Профессором, который подарил нам Средиземье и приключения хоббитов. Технически превосходно написанная история, а фактически одно из самых скучных (для меня) произведений, которые мне приходилось читать. И потому я признаю важность и влияние человека на формирование современного фэнтези и многих его ответвлений, но не люблю его работы.

Его прогулки всегда представляли собой нечто вроде путешествия в прошлое, и ему удавалось из множества реликвий, оставшихся от былого блеска, воссоздавать картину ушедших веков. Варды жили в большом особняке в георгианском стиле, стоявшем на довольно крутом холме, к востоку от реки.

Так действительно бывает, да : ) И это нормально, друзья. Куда хуже, когда человеку что-то не нравится, но он давится через силу, так как всем "всем нравится, а значит с ним явно что-то не так", и и он пытается изобразить восторг от того, что вызывает у него только разочарование и скукоту. Не надо так делать. Нет ничего страшного в том, если конкретно вам не нравится творчество Говарда, или вы считаете его произведения нудными и перегруженными. Поверьте мне - у него достаточно фанатов по всему миру, и мы не кусаемся.

Его катали в колясочке и вдоль сонной Конгдон-Стрит, что располагалась пониже на крутом склоне холма, на восточной стороне которой стояли дома на высоких столбах. Здесь были старинные маленькие деревянные дома-ведь растущий город карабкался вверх по холму — и во время этих прогулок маленький Вард, казалось, постиг колорит старого поселения времен колонизации.

Мы просто призовем Ктулху для душещипательного разговора с вами, после которого, возможно, ваши оценка на творчество пророка Древних Богов будет переосмыслена. Ну или ваш труп никогда не смогут найти, хддд.

Я до сих пор помню свой ужас, с которым я читал его произведения, и у меня была безумная мысль о том, что возможно человек знал ПРАВДУ. И в своих работах пытался рассказать нам про нее. А мы, его поклонники и читатели, все не так поняли, решили, что это вымысел, и теперь смакуем истории про Великих и Ужасных Древних созданий, которые только ждут своего часа для того, чтобы пробудится и вернуться обратно не только на наше Планету, но и снова стать покорителями галактики, которая будет гореть от огней их амбиций.

На восточной стороне улицы они стояли на высоких фундаментах, к входной двери вели два марша каменных ступеней, и маленький Вард мог представить себе, как выглядели эти дома, когда улица была еще совсем молодой, — он словно видел красные каблуки и пудреные парики людей, идущих по каменной мостовой, сейчас почти совсем стертой.

А что касается романа "случай Чарльза Декстера Варда", то это смесь мифических историй, связанных с теми самыми Древними, которые некогда обитали на нашей планете, и в тоже время это оккультный роман, посвященный тем самым поискам бессмертия, возможности призывать духов или заполучить в свои руки власть над самим мирозданием, чтобы стать новым Демиургом тварного мира, и почувствовать себя господином звезд, который получит неограниченную власть.

Тогда он поднимался по склону, возвращаясь домой уже в сумерках, мимо старой белой церкви, по узким крутым улочкам, где начинал просачиваться желтый свет сквозь маленькие окошки и двери прихожих, расположенные высоко, над двумя маршами каменных ступеней с перилами кованого чугуна.

И эта история действительно хороша. Единственная причина, по которой я ставлю ей не 5 баллов заключается в том, что роман получился достаточно скомканным. Мне не нравится не резкое обрывание финала на полуслове, а то, что автор оставил слишком много белого шума для читателя. Я бы с куда большим удовольствием почитали бы еще несколько десятков страниц про магические поиски, про заклинания или перепуганных жителей одного почтенного городка.

Короче говоря - мне не хватило! И это обидно, знаете.

До своего открытия Чарльз Вард относился к Карвену с чисто романтическим интересом; но обнаружив, что состоит в родстве с этим таинственным субъектом, само существование которого пытались скрыть, он начал систематические поиски, буквально выкапывая из-под земли все, что касалось этого человека. В своем лихорадочном стремлении узнать как можно больше о своем отдаленном предке он преуспел больше, чем мог даже надеяться, ибо в старых письмах, дневниках и мемуарах, так и оставшихся в рукописи, найденных им в затянутых густой паутиной чердаках старых домов Провиденса и во многих других местах, содержалось множество сведений, которые не казались писавшим настолько важными, чтобы их скрывать.

Ведь сама история получилась очень проникновенной и зловещей. Местами у меня даже захватывало дыхание, а мерное и медленное развитие событий я лично приветствую и обожаю. Просто Говард один из немногих писателей, который умеет писать в этом жанре ПРАВИЛЬНО. Мне не надоедают его описания и погружения в предысторию персонажа. Наоборот, они только делают историю более живой и интересной.

«Случай Чарльза Декстера Варда», также переводится как «Жизнь Чарльза Декстера Варда», «Дело Чарльза Декстера Варда», «История Чарльза Декстера Варда» или «Тайна Чарльза Декстера Уорда» — роман американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, написанный в начале 1927 года. Впервые был опубликован (в сокращенной форме) в майском и июльском выпусках журнала Weird Tales в 1941 году, после смерти автора. Первая полная публикация вошла в сборник «За стеной сна» (1943) издательства «Arkham House».

Роман относится к циклу «Мифы Ктулху», это самое большое по объёму произведение Лавкрафта (51 500 слов), не считая написанной им в соавторстве с Августом Дерлетом повести «Таящийся у порога». События происходят в 1928 году в Провиденс, штат Род-Айленд, родном городе Лавкрафта. Главный герой Декстер Вард становится одержимым своим дальним предком, Джозефом Карвеном, который является колдуном с ужасными способностями. Вард оказывается внешне похожим на Карвена и пытается дублировать каббалистические и алхимические умения своего предка. В конце концов он использует эти знания, чтобы попытаться физически воскресить Карвена.

 

«Случай Чарльза Декстера Варда» очень тяжело переоценить, так как это произведение можно смело считать один из фундаментальных работ мастера в жанре ужасов. Здесь вам и уже ставшая любимой атмосфера Говарда, и его умение играть словами таким образом, что атмосфера ужаса буквально обволакивает читателя, который практически до самого конца не способен понять из-за чего конкретно он испытывает эти чувства : )

Любопытные возчики и рассыльные, которые доставляли на ферму бутылки, бутыли, мешки и ящики, внося их через низенькие задние дверцы, делились своими впечатлениями о фантастических плоских стеклянных сосудах, тиглях для плавления металлов, перегонных кубах и жарко пылающих печах, которые они видели в низкой комнате со стенами, покрытыми полками; они пророчествовали шепотом, что молчаливый «химик» (они хотели сказать «алхимик») скоро обязательно найдет философский камень.

И как же я люблю тематику оккультных изысканий, которые напрямую связаны с мифологией Древних, и которая является изюминкой большинства работ Лавкрафта, который умело соединил в себе две невозможных вещи - магию и космос, сделав хтонических чудовищ из преданий первых людей не только еще более пугающими своим могуществом, но и смог обыграть все таким образом, что его мифология ПРЕКРАСНО ложится на общую историю человечества.

Но, как ни странно, сильнее всего достойного джентльмена поразила одна мелочь, которая внушила ему неясное беспокойство. На большом полированном столе лежал сильно потрепанный экземпляр книги Бореллия, на полях и между строк которого было множество загадочных надписей, сделанных рукой Карвена.

Я считаю это произведение если не вершиной творчества Говарда, то действительно одним из наиболее значимых вкладов в его общее наследие. И это несмотря даже на тот факт, что здесь не будет великого Дагона, спящего Ктулху, или других представителей расы Древних или их жрецов и более древних Созданий, которые несколько раз пробуждались или проявляли себя в других произведениях автора. Здесь атмосфера ужаса связана совершенно с другими вещами, которые способны напугать значительно сильнее.

Тем временем состояние Карвена все росло и росло. Он фактически монопольно торговал селитрой, черным перцем, корицей и с легкостью превзошел другие торговые дома, за исключением дома Браунов, в импорте медной утвари, индиго, хлопка, шерсти, соли, такелажа, железа, бумаги и различных английских товаров.

Здесь ужас исходит от самого человека, который некогда по своей воле (а скорее по глупости и гордости) возомнил себя равным тем силам, которые существовали за много веков задолго до появления предков человечества. Именно в этом романе Говард использует сразу несколько жанров литературы, и играет не только с нашим страхом, но и до последнего не раскрывает карты главной интриги - что на САМОМ деле происходит с главным героем. И действительно ли это простое сумасшествие, которое можно попытаться вписать в рамки привычного мира?

В этом Карвен обнаруживал необыкновенную ловкость. В течение последних пяти лет жизни он выведал такие вещи, которые, казалось, могли поведать лишь люди, давно умершие, и эти секреты постоянно держал, наготове.

Или все-таки речь идет о том, что крайне сложно понять даже самому великому уму человечества, так как смущения и скепсис будут крайне сильны, и все имеющие рациональные знания, накопленные нашим видом, будут буквально кричать о невозможности происходящего, так как это не вписывается в реальность ни материалиста и атеиста, ни верующего человека, который убежден в существовании некой абсолютной и справедливой силы.

«Вечером прошедшего понедельника мистер Джозеф Карвен, уважаемый житель нашего Города, Негоциант, сочетался брачными узами с Мисс Элайзой Тиллингест, Дочерью Капитана Джеймса Тиллингеста. Юная Дама, обладающая истинными Достоинствами, соединенными с прелестным Обликом, будет Украшением брака и составит Счастье своего любящего Супруга».

Кстати говоря, я понимаю почему у многих людей это произведение вызывает скуку вместо описываемых мной эмоций : ) Я не могу не согласиться с тем, что текст перегружен слишком незначительными описаниями второстепенных вещей, которые не играют никакой роли для продвижения сюжета. Но ведь именно в ЭТОМ и прелесть! Читая этот роман, я не мог понять где действительно нечто важное, что сыграет еще свою роль, а где снова разыгравшая графомания Говарда, которую он никогда не мог усмирить и держать в рукавицах.

Вскоре после рождения дочери, события, по поводу которого предок Варда выразил огромную радость, странную при его обычной сдержанности, Карвен решил заказать свой портрет. Он поручил эту работу жившему тогда в Ньюпорте талантливому художнику — шотландцу по имени Космо Александр, впоследствии получившему известность как первый учитель Джилберта Стюарта.

"Случай Чарльза Декстера Варда" - это ПРЕКРАСНЫЙ пример того, как можно и нужно создавать истории с минимальным количеством диалогов и максимальным количеством описаний, писем, воспоминаний или вырезок из газет, которые в совокупности дарят нам нечто оригинальное и запоминающее. А неведение главного героя по отношению к тому, с чем ему предстоит только столкнуться буквально заставляет переживать за каждый его шаг.

Эзра Виден, вынужденный время от времени прерывать свою слежку за Карвеном, отправляясь в плавание, не мог заниматься этим систематически, но зато обладал мстительным упорством, которого были лишены занятые своими делами горожане и фермеры; он тщательно, как никогда ранее, изучил все, связанное с Карвеном.

Ведь даже сюжет не столь важен в этой истории, как то, как умело Говард играет со своими персонажами. Если вы читали хотя бы несколько рассказов этого замечательного человека, то сразу поймете о чем пойдет речь в этом романе. Если же это ваш первый опыт (я даже немного завидую вам в таком случае), то я сделаю легкое разъяснение - в романе рассказывается история молодого человека, которой подавал большие надежды на научные открытия, но который сошел с ума, о чьей судьбе были вынуждены молчать местные представители СМИ.

Виден с неослабевающим упорством продолжал наблюдать за фермой, в течение долгого времени посещал ее каждую ночь; не проходило недели, чтобы он не побывал там, за исключением тех ночей, когда свежевыпавший снег давал возможность обнаружить его следы. Но даже тогда он подбирался как можно ближе по проезжей дороге или льду протекавшей поблизости речки, чтобы посмотреть, какие следы оставили другие посетители фермы.

Слишком много неудобных и непонятных моментов, слишком много мистики того, от чего врачи разводят руками, и не знают как комментировать увиденное. Слишком много неизвестного и непонятного, чтобы однозначно ставить некие выводы или диагнозы. И вся история рассказывает нам о том, как и почему случился этот странный прецедент, что было началом его возникновения, и какие последствия были не только для семьи героя, но и даже для соседей, который оказались невольными пленниками этого происшествия.

Словно зная, что о нем говорят, Карвен несколько раз, как бы случайно упоминал об особой химической ценности бальзама, находимого в мумиях, очевидно, полагая, что может представить все это дело как совершенно обычное и естественное, но впрямую никак не признавая своей причастности к нему.

Виден и Смит, конечно, не питали никаких сомнений относительно предназначения мумий, высказывая самые невероятные теории, касающиеся самого Карвена и его чудовищных занятий.

Я приношу извинения за невольно запутанное описание, но говорить об этой работе Говарда без спойлеров крайне сложно, и потому приходится обходиться такими общими описаниями и впечатлениями : ) Я могу разве еще добавить только то, что несмотря на оценку в 4 балла, я действительно очень ценю это произведение, которое заслуженно можно считать одним из самых важных моментов в творчестве автора, где он уже уверенно пишет о своей мифологии Древних как о нечто законченном и сформировавшемся окончательно.

Миссия капитана Мэтьюсона была более чем успешной, ибо несмотря на то, что один или двое избранных им верных людей отнеслись довольно скептически к мрачным деталям в рассказе Видена, никто не сомневался в необходимости принять тайные и хорошо продуманные меры. Было ясно, что Карвен представляет потенциальную опасность для жизни не только города, но и всей Колонии и должен быть уничтожен любой ценой.

Так что позвольте пожелать вам приятного чтения, друзья!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 7
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 7
Смотрите также