Всем хааалоу! Пару часов назад побывала я на премьере МиМ и была удивлена! Нет, не фильмом, а отсутствием ажиотажа, в зале сидело от силы человек шесть. Эх, помню, как вытащили из закромов версию от Юрия Кара в далеком 2013 - огромный зал был заполнен. Неужели народ, наконец, остыл? Разберемся!
Синопсис
Москва, 1930-е годы. Известный писатель на взлёте своей карьеры внезапно оказывается в центре литературного скандала. Спектакль по его пьесе снимают с репертуара, коллеги демонстративно избегают встречи, в считанные дни он превращается в изгоя. Вскоре после этого, он знакомится с Маргаритой, которая становится его возлюбленной и музой. Воодушевлённый ее любовью и поддержкой, писатель берется за новый роман, в котором персонажи — это люди из его окружения, а главный герой — загадочный Воланд, прообразом которого становится недавний знакомый иностранец. Писатель уходит с головой в мир своего романа и постепенно перестает замечать, как вымысел и реальность сплетаются в одно целое.
Еще лет 10 назад стоило спросить у человека, какая же у него любимая книга, то с точностью до 90%, он отвечал — Мастер и Маргарита! Хотя чаще всего человек и не читал роман, а смотрел сериальчик от Владимира Бортко, который стал каноничным. Откуда же в постсоветском пространстве такая любовь к МиМ? Почему же другие книги Булгакова большинству неинтересны? Дай Бог слышали про Белую гвардию…
Ответ прост! В нашем генетическом коде осталась память предков, которым приходилось читать книгу в виде кустарного самиздата за вечерок с рук, а то и вовсе на перфокартах. То есть сохранился у романа флер элитарности и загадочности.
Снять новую экранизацию МиМ или сыграть в ней — голубая мечта режиссеров и актеров, потому неудивительно, что в 2024 вышла очередная интерпретация. Скажу так, она имеет право на жизнь, но идеальной ее не назовешь.
Понравилось, что акцент на свите Воланда смещен именно на любовную и творческую линию Мастер и Маргариты. Это необычно, более того, первые кадры начинаются не с мизансцены на Патриарших, а полета новоиспеченной ведьмы. Евгений Цыганов неплох в образе Мастера, на некоторых планах и вовсе напоминал мне Маяковского, пока не обрили.
Маргарита от Юлии Снигирь красива и на этом все. Хоть актриса и старались быть более энергичной в кадре, но порой фирменное томное выражение лица Снигирь делало героиню несколько сунулой.
Зато Гела была хороша, истинная чертовка и дьяволица, пуская и не рыжая, но и нордическая блондинка тут уместна. Все-таки нравится мне династия Ауг.
Как и свиты Воланда было мало в фильме, всего пару сцен — Патриаршие, театр, бал, так и сцены с Пилатом и Иешуа оказались так мимолетны. Скорее уж напоминали кинопробы, чем настоящие эпизоды, а жаль — именно эта линия у меня самая любимая в оригинале.
Неожиданно обрадовал Игорь Верник! Я уже видела его в роли Иуды, в 2024 году он воплотил в жизнь несчастного Бенгальского. Талантлив!
Отзыв не был бы полноценным, если бы я не разобрала и свиту. Итак, Воланд получился слишком стильным и молодым. Это неожиданно и неплохо, это интересно, пускай в моей стереотипной голове сложился образ более зрелого Воланда.
Замечательный и Коровьев, пускай и тоже слишком стильный, а в одном из эпизодов скорее напомнил куклу Билли из Пилы. Азазелло же вышел слишком фоновым и безликим. А Бегемот? Да тоже никакой.
Вопрос о том, насколько оригинальной и уникальной может быть новая версия «Мастера и Маргариты» в 2024 году, тоже остается открытым. Ведь книга уже не раз экранизировалась, и многие считают, что они видели все возможные интерпретации этой истории. Может быть, народ просто устал от нескончаемых экранизаций и хочет видеть что-то свежее. В заключение, можно сказать, что вопрос о том, нужна ли была очередная экранизация, остается открытым. Для меня же лучшая версия от Юрия Кара.