Из-за заочной учебы в Казани я вынуждена была минимум два раза в год приезжать в Казань на сессию. Всегда выбирала самолет, но перед дипломом из-за легкого отношения моего учебного заведения к личному времени студентов пришлось полетать дополнительные 3 раза, и меня совершенно утомило сидение в зале ожидания, которое в казанском аэропорту усугубляется экономией на кондиционерах в здании аэропорта и жуткой жарой. Также однажды авиакомпания Победа вместо Казани посадила меня в Чебоксарах из-за тумана (но это было довольно мудрое решение, таковы были обстоятельства, вообще люблю Победу), один раз я из-за сбоя на сайте купила билет на месяц вперед и увидела это только в аэропорту, был и мой косяк с опозданием на регистрацию -- в общем, я НАЛЕТАЛАСЬ.
И вот остался последний рубеж, диплом нужно получить, и я решила совместить это выстраданное событие с плановой операцией. Поэтому перенос рейса мог быть для меня критичен, в обоих городах периодические грозы, поэтому все подводит к поездке на поезде. К тому же, из-за санкций летать стало страшнее, так как не узнать, сколько еще протянут боинги и эйрбасы на каннибализме. На поезде я не ездила лет 12, поэтому знала, что туалет будет вонять, а полки будут слишком короткими, но не более.
Удивили цены на поезда -- по сравнению с самолетами они очень кусаются, купе в среднем стоит от 4 тысяч. Так как я все равно провожу время в таких местах в берушах, я решила не переплачивать за отсутствие боковушек и перегородку, о которую пассажиры могли постоянно долбить дверью. Кондиционера в плацкарте тоже не предусмотрено, но в Москве было свежо, и можно было бы ограничиться открытой форточкой и приточной вентиляцией. Все билеты в моем 12 вагоне стоили одинаково, и я выбрала место наугад. Это была ошибка.
Казанский вокзал и наш вагон
Вагон, наверное, без изменений пришел в современность из Союза, за исключением usb-зарядок для верхних полок. Было очень душно, от пекла просто перехватывало дух, это при том, что за окном было градусов 20 и пасмурно. Через некоторое время я так ошалела, что всерьез подумывала плюнуть на первоначальный план и полететь самолетом, но потом, видимо, другие пассажиры открыли форточки, и мы с попутчиками принюхались. Никто из нас не был заядлым пассажиром поезда, поэтому мы не сразу поняли, что не так с нашими местами. А потом дошло...
А окошко-то аварийное
Бывалый пользователь РЖД посмеется, слушая жалобы на духоту в плацкарте в месте с аварийным выходом. Но я вообще не знала о конструкции таких окон, мне никогда не было интересно, как происходит эвакуация из поезда, и я считаю, что нормальный перевозчик должен сам озаботиться донесением такой информации до пассажиров. На сайте РЖД нет никакой информации ни о расположении таких окон, ни о том, что такие места предназначены только для тех, кому все время дует (на Туту, кстати, расположение есть, но вы все же должны поинтересоваться, что это значит, самостоятельно). Это сопоставимо с тем, что у вас в самолете мало места для ног, но узнавали бы вы об этом постфактум. Подход РЖД к клиентам я считаю таким же кондово-совковым, как вагон, в котором мы ехали, так как только смекалка и любознательность смогут уберечь вас от выбора нестандартно короткой полки, неудобного места и других неожиданных конструкторских решений, РЖД вам подсказывать ничего не будет. Жрите что дают, другого перевозчика нет.
Но еще большее недоумение вызывает тот факт, что приточная вентиляция НЕ РАБОТАЛА. Температура в пассажирском вагоне не может быть выше 26 градусов, в нашем же она была не меньше 28.
Как узнать, что вас будут тушить?
Аварийное окно снаружи
У некоторых пассажиров форточки были, но не открывались(!), и они так же мучались. Проводница заперлась у себя часов с 8 вечера и до утра была недоступна, проводник соседнего вагона на жалобы лишь пожал плечами и посоветовал нам выбить окно тем самым аварийным молотком. В целом сложилось впечатление, что такой сервис есть некоторый шанс побороть только хабальством и нахрапом, а большинство людей были либо слишком интеллигентны, либо терпеливы, чтобы ломиться к спящей проводнице и требовать решить вопрос духоты. Ведь даже там, где форточки открывались, было жарковато, но хотя бы возможно спать. Мы же обливались потом всю поездку, и это отбило у меня желание пользоваться услугами РЖД навсегда.
Туалет, к слову, был стандартный, не грязный, вонял умеренно, бумаги, естественно, не было, но можно подмыться водой из раковины из-за сетчатой конструкции пола 😊 В вагоне тоже было не стерильно, но терпимо. Одна звезда за безукоризненно чистое белье. На текущий момент поезд составляет конкуренцию самолетам только для аэрофобов.