В этом учебном году моя дочь идёт в 1-й класс. И если 30 лет назад, когда в школу шла я, социум к будущим первоклассникам был менее требователен, то сейчас всё изменилось.
Конечно, директор школы, завуч и учителя "началки" в один голос утверждают, что уметь читать, считать, и, особенно, писать, отправляясь в школу, совсем не обязательно. А родителям, не знакомым с основами педагогики и возрастной психологии, вот совсем, ни разу, вообще и абсолютно не нужно корчить из себя учителя. Все необходимые знания дети получат от профессионала во время уроков.
Я согласна с таким подходом. Я и близко не педагог. Подавать информацию в сказочно-игровой форме я умею плохо и быстро завожусь, если моих объяснений не понимают. Я обеими руками за то, чтобы родителям не приходилось выполнять несвойственные им функции. А обучали детей только умные и вовлечённые дяди и тёти, получившие педагогическое образование.
Вроде бы, до школы учиться не надо. А вроде бы и надо.
Мне, конечно, понравилось то, что говорили на родительском собрании директор школы, завуч и учителя. Но на практике их слова расходятся с делом, знаю по опыту со старшим ребёнком. Потом внезапно оказывается, что уже к октябрю первоклассники должны читать и пересказывать страницы текста, бегло считать в переделах десятка. Т.е. за месяц овладеть азами, если даже пришли с нулевой подготовкой.
Так что к началу учебного года не требуется, но истово приветствуется:
Отправляясь в школу, больше нельзя быть tabula rasa
Моя дочь на подготовку к школе не ходила. Это был мой выбор. Я хотела, чтобы ребёнок высыпался и много гулял в выходные, а не шёл на муштру в незнакомый коллектив к незнакомым тётям. Вторая причина - замечательные воспитатели в детском саду, которые прекрасно подготовили старшего сына к школе без каких-либо дополнительных курсов.
И все было бы хорошо, но дочка часто болела, ломала конечности и много пропускала сад, а я по 12 часов в сутки зависала на бирже eTXT и в Яндекс.Заданиях и с ребёнком особо не занималась. Поэтому к концу учебного года дочкины знания нельзя было назвать систематическими, несмотря на квалификацию воспитателей и вполне развитый (по возрасту) интеллект ребёнка.
После выпускного я решила, что летом, в перерывах между походами на озеро и прогулками на детских площадках, дочке придётся готовиться к школе. Чтобы немного привести знания в систему, не забыть то, что уже вложено в голову воспитателями, и чтобы мама не рвала волосы по поводу упущенного времени и не думала об успехах сына подруги.
Для летних занятий я выбрала пособие М. А. Жуковой "Полный курс подготовки к школе".
Отзыв на книгу "Полный курс для подготовки к школе" М. А. Жуковой
Отзыв на книгу "Полный курс для подготовки к школе" М. А. Жуковой
БЫСТРЕНЬКО О ВАЖНОМ (НО СКУЧНОМ)
Автор: Жукова Мария Александровна.
Название: "Полный курс подготовки к школе".
Издательство: УМка.
Год издания: 2020.
Соответствие ФГОС: да.
Обложка: твёрдая.
Количество страниц: 96.
Бумага: офсетная.
Иллюстрации: цветные.
Запах: свежайший типографский.
Где купить: книжные магазины, маркетплейсы. Я заказала на WB.
Цена: от 257 рублей. "В сезон" уже подороже.
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ КНИГУ
Первая причина, по которой я искала пособия для подготовки составленные именно М. А. Жуковой, я уже была знакома с этим автором. По её букварю и сын, и дочь научились читать, поэтому вопроса, чьё пособие взять для занятий с ребёнком на лето, не стояло.
Пособие я выбирала по автору
Вторая причина - это оформление издания. Мне хотелось купить книгу:
В качественном переплёте, который выдержит варварские детские ручки.
Из плотной бумаги, чтобы она не разрывалась от варварского нажатия карандашом.
С цветными картинками - так приятнее и интереснее заниматься.
А потом выяснилось, что пособие божественно пахнет 😀. Я та ещё библиотечная мышь, которая с наслаждением обнюхивает новые книжки!
Изначально, я сравнивала книгу с конкурентами на 200+ страниц и опасалась, что нам не хватит этого курса на лето. Но потом решила, что в любой момент можно докупить любое другое пособие, если выбранного не хватит.
Сейчас уже конец июля, и я могу с уверенностью сказать, что 96-и страниц с заданиями нам с дочкой хватит до 1-го сентября за глаза и за уши.
КАК СОСТАВЛЕНА И ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА КНИГА
Книга состоит из трёх разделов:
Чтение;
Математика;
Письмо.
В каждом разделе по 29 страниц с заданиями, сложность которых постепенно возрастает. Например, математика начинается с порядкового счёта и значений "больше" и "меньше", а заканчивается полноценными примерами.
Пособие выстроено по принципу "от простого к сложному"
Пособие выстроено по принципу "от простого к сложному"
Учебным разделам предшествуют методические рекомендации для родителей, где, если вкратце, автор обращает внимание на следующие моменты.
В книге собраны задания, посильные для шестилетки.
Книга предназначена для закрепления навыков и изучения нового материала.
Ребёнка нельзя терроризировать занятиями.
За успехи ребёнка нужно хвалить.
М. А. Жукова говорит о своём сборнике для подготовке к школе следующее:
"Перед вами книга, которая поможет в развитии интеллектуальных и творческих способностей вашего ребёнка. Благодаря полезной информации и интегрированным знаниям, дошкольник не только укрепит память, потренирует мелкую моторику, необходимую для письма, но и разовьёт воображение, обогатит словарный запас, расширит свой кругозор. А главное сформирует устойчивый познавательный интерес, что позволит учиться в школе успешно и с увлечением".
Мне хотелось бы рассказать о каждом разделе пособия по отдельности.
МАТЕМАТИКА
"В разделе "Математика" ребёнок закрепит навыки счёта в первых двух десятках, потренируется считать и решать примеры на сложение и вычитание. Он закрепит знания на сравнение количеств, научится решать задачи".
Пример задания из раздела "Математика"
Как я уже сказала, задания в разделе "Математика" постепенно усложняются. Здесь собраны упражнения на закрепление следующих математических знаний:
Порядковый и обратный счёт, числовые последовательности: назови пропущенные цифры; сосчитай, сколько чего-то на картинке; найди закономерность и впиши недостающие цифры.
Сравнение количеств: сосчитай количество предметов и поставь нужный знак; раскрась на X больше, на Y меньше.
Состав числа: на какие меньшие числа можно разложить вот это, вот это и вот то число.
Сложение и вычитание: примеры и задачи с посильным шестилетнему ребёнку условием.
Геометрические фигуры: на что похожа картинка.
Логические задачи: пример на фото ниже.
Задачка со звёздочкой
У дочки эти задания затруднений практически не вызывают. Ей сложнее запомнить, в какую сторону повернуть цифру при написании, чем решить пример или посчитать количество.
ПИСЬМО
"В разделе "Письмо" ребёнок, выполняя интересные и творческие задания, отработает навыки написания букв и цифр. С вашей помощью выработает привычку правильно держать карандаш и ручку".
Пример заданий из раздела "Письмо"
Раздел "Письмо" нацелен на подготовку руки к процессу письма. Всеми "любимых" прописей тут нет как таковых. И это правильно - именно об этом говорят учителя "началки". Родителям категорически не нужно учить детей писать строчными и прописными буквами, иначе потом учителю придётся долго исправлять содеянное и вдалбливать ребёнку, как писать правильно, а не так, как он привык.
Дошкольникам нужно тренировать выносливость руки, чтобы потом она не отсыхала на уроках, а для этого в сборнике есть упражнения:
Раскраски. Много раскрасок.
Лабиринты.
Штриховка и контуры.
Графический диктант.
Рисунок по клеткам и точкам на симметрию.
У дочки раздел "Письмо" нелюбимый. Он требует больше всего времени и усилий при занятиях. Но все упражнения из него, которые мы на данный момент успели сделать, были посильными.
ЧТЕНИЕ
В разделе "Чтение" дошкольник будет не только читать по слогам, но и учиться подбирать слова и сочинять небольшие рассказы, работать с их содержанием. Раздел обогатит словарный запас вашего ребёнка, разовьёт навык чтения и связного рассказа по заданной теме, улучшит беглость чтения, внимание, память и воображение".
Пример заданий из раздела "Чтение"
На собраниях в детском саду, и в школе нам часто говорили, что у всех школьников сейчас есть общая проблема - они не умеют пространно выражать мысли связными предложениями. Только отрывочными словами. Поэтому при подготовке к школе и воспитатели, и учителя просили уделять особое внимание рассказам по картинкам и просто разговорам с детьми, чтобы они учились мыслить вслух и, заодно, включали фантазию.
Именно этому посвящён раздел "Чтение". Чтения, как такового, здесь мало. Детям предлагается мыслить и вспоминать звуки и буквы.
В разделе встречаются задания такого плана:
Соедини слово с картинкой.
В какой части слова находиться такой-то звук.
С какой буквы начинается или кончается вот это слово.
Гласный и согласный.
Сколько слогов в слове.
Буквы перепутались.
Составь рассказ по картинке.
Прочитай предложение.
Чтение дочке даётся легко, но до заданий с составлением рассказов мы не добрались. Поэтому составляем рассказы о том, что именно сейчас дрелят и перфорируют наши новые соседи, которые делают ремонт. Получается занятно. Но вообще, я тоже вижу эту проблему клипового мышления.
КАК МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ПО ПОСОБИЮ
Я не тираню ребёнка занятиями для подготовки к школе.
В среднем, мы вспоминаем о книге раз в 3-5 дней и делаем 3 страницы за один подход:
одну из "Математики",
одну из "Письма",
одну из "Чтения".
Если регулярно заниматься каждые три дня по такому принципу, то пособия "Полный курс для подготовки к школе" М. А. Жуковой хватит на всё лето. Но у нас, по-моему, часть заданий останется не выполненной.
С таким подходом дочка не устаёт, сама проявляет инициативу, садится за книгу с радостью, а не с капризами. Задания выполняются быстро, минут за 10-15. Как ни странно, трудности у неё вызывают не примеры или письмо, а раскраски.
В принципе, раскрашивать картинки дочка любит, но не все подряд. Обычно она выбирает девочек-модниц, куколок, героев любимых мультиков. А вот эти стандартные раскраски на темы "грибочки-цветочки", "мама-папа-я" ей не нравятся. Поэтому раскрашиваем мы вместе.
Картинку слева раскрашивали вместе, справа дочка всё сделала сама
А иногда даже бросаем картинки недокрашенными. Хотя это непедагогично.
Картинки из пособия дочке раскрашивать не нравится
Я понимаю, что эти движения карандашом важны для развития мелкой моторики и тренировки руки перед письмом, но всё же не настаиваю, чтобы дочка раскрашивала именно эти картинки. Пусть выбирает то, что ей больше по душе. В конце-концов, механика действий та же самая, а удовольствие от процесса больше.
МОИ ВЫВОДЫ
Мне показалось, что в большей степени пособие предназначено для повторения и закрепления того, что в ребёнка уже вложили родители и дошкольные педагоги, а не для изучения нового. Причём, повторения достаточно поверхностного - как раз, чтобы азы не забылись за лето.
Объясню на примере. Вот с этим заданием на чётные и нечётные цифры мы с дочкой застопорились.
Задание, с которым у дочери возникли сложности
В саду они эту тему или не затрагивали, или, что вероятнее, дочка сидела дома на 100500-м больничном.
Читаю задание.
Дочка не понимает, что требуется.
Я не понимаю как объяснить, да так, чтобы она поняла. И не фразой "делится на два".
Слава Интернету, где нашлись методические рекомендации по теме "Чётные и нечётные цифры" и игра "Тебе - мне". За 5 минут мы разобрались, что на картинке чётное, что нечётное, и сделали задание. Но вряд ли закрепили эти знания. К теме нужно будет вернуться, но своими силами - в пособии подобное задание единственное.
Именно поэтому меня триггернуло название книги "Полный курс подготовки к школе". Подготовка к школе - это предыдущие 7 лет жизни, когда ребёнок учится говорить, мыслить, узнаёт что-то новое каждый день, а не книжица на 96 страниц.
Нельзя надеяться только на пособие.
В своих методических рекомендациях М. Н. Жукова говорит, что ребёнок вполне способен заниматься по сборнику один, без привлечения взрослых.
"...каждый раздел содержит занимательные задания, которые ребёнку интересно выполнять как самостоятельно, так и в компании взрослого".
Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что ребёнку, который способен самостоятельно прочитать, осмыслить и выполнить задание без помощи взрослого, такая книга уже не нужна. Ведь знаний у него уже вполне достаточно. Уже можно идти в 1 класс или читать Чехова.
А ребёнку, знания которого ещё шаткие, обязательно нужен вовлечённый взрослый, который:
☝️Разжуёт непонятное;
☝️Поможет со сложным;
☝️Напомнит подзабытое;
☝️Объяснит незнакомое;
☝️Скажет "Ты умница!".
Самое главное и неоспоримое преимущество пособия для меня в том, что оно служит своеобразной методичкой для родителей и помогает обратить внимание на пробелы в знаниях ребёнка.
На многочисленных больничных я пробовала подготавливать карточки для занятий с дочерью сама, выдёргивая разношёрстные задания из интернета. Так вот. Это совсем не то. Занятия есть. Дочь что-то пишет, считает и рисует. Но особого результата от этих занятий нет. Ведь они надёрганы как мох с болота без каких-либо методических знаний и пониманий с моей стороны. Получалось, что какой-то теме мы уделяем много внимания, а что-то забываем.
"Полный курс для подготовки к школе" - методичка для родителя. Книга подсказывает, на какие темы обратить внимание, что и в какой последовательности делать. Так я вижу, где в знаниях дочери есть пробелы и начинаю их закрывать, привлекая Интернет, карточки и игры.
Например, обнаружилось, что она путается в месяцах, успела забыть, какой звук гласный, а какой согласный, не знает, какое число чётное, а какое нечётное.
Если честно, я не вижу в этом особой трагедии, но начинаю проговаривать вслух: "О, сегодня 27-е июля. Это уже второй месяц лета закончился. А скоро август - третий месяц лета. А номер нашего дома чётный. А номер нашей квартиры нечётный". Ну и т. п.
Меня неприятно поразило, что в пособии такого именитого автора есть ошибки. Ну или одна ошибка, как минимум. Надеюсь, в более поздних изданиях (у нас 2020 год) она выявлена и исправлена.
Одна ошибка в сборник с заданиями для подготовки к школе точно закралась
Вот хоть убейте, я не могу назвать это пособие ПОЛНЫМ курсом подготовки к школе.
Сборник заданий - да. Методичка для родителей с примерами заданий - да. Повторение пройденного - да. Полный курс - нет.
Если решить только задачки из этой книги, то такой подготовки к школе ребёнку попросту не хватит, особенно, если какие-то темы он встречает впервые в жизни. От одного двух заданий на больше/меньше или чёт/нечет понимание и знание не появится.
Поэтому могу порекомендовать сборник тем родителям, которые не хотят, чтобы за летние каникулы их дошколята забыли всё, что изучали в течение предыдущих лет. Тем, кто идёт в школу с нулевой подготовкой, порекомендовать не могу.