Мне очень нравится Стивен Фрай. Из-за него я посмотрела этот недофильм. Смотрела его урывками, потому что разочаровал он меня с самого начала. Я бросала - но снова садилась смотреть, потому что всегда всё довожу до конца.
Безусловно, Стивен Фрай идеально подходит на роль Оскара Уайльда. У него такое же лицо, такая же фигура, такой же рост, такой же дар слова, та же профессия и та же сексуальная ориентация. В 1997 году Стивену было сорок лет - примерно столько же было Оскару на момент описываемых событий. Я вообще считаю Фрая реинкарнацией Уайльда, тем сильнее было моё разочарование от его "игры". Но с таким сценарием никто бы не справился. Мёртвый сценарий. Манерная, жеманная обманка.
Зачем подтасовывать факты биографии? Зачем этот неправдоподобный хеппи энд со скупыми титрами случившейся позже трагедии?
Да еще и операторская работа из рук вон плоха, аж глаза резало. Вроде бы там знаменитый оператор снимал - швейцарец Мартин Фюрер - но всё выглядело статично, угловато и натянуто... Актёры (все как на подбор знаменитости) бродили по тусклому кадру как куклы в исторической одёжке.
Фрай не похож ни на искрящегося остроумием, увлечённо бушующего эстета Оскара, ни на искрящегося остроумием, увлечённо бушующего эстета самого себя!
Он ходит, стоит, лежит, открывает рот и говорит фразы, знакомые ему, как фанату Уайльда, с детства... Но по глазам видно, что ему скучно и он ушёл спать. Ему не развернуться в рамках режиссёрской задумки. А, может быть, всё дело в том, что к началу съемок Фрай оказался в фазе депрессии? Он страдает от маниакально-депрессивного расстройства, циклофрении. Ну что ж, значит, надо было подождать, пока маниакал начнётся, глаз зажжётся и дух пробудится! Гении - люди хрупкие, к ним подход надо иметь...
Фильм, который должен был показать безудержность гедонизма, принципиальный эстетизм и победу гениальности над обыденностью, получился донельзя гетеросексуальным, морализаторским и конформным, несмотря на красивые попки и упругие мышцы молодых мальчиков. Это был не Уайльд. Это был не Фрай. Очевидно же. Но нет, почему-то образ Уайльда, созданный Фраем, считается самым удачным из всех. Как же плохи в таким случае все остальные? Фрай был единственным человеком в мире, который мог бы возродить Оскара во всём его провокационном блеске. Но увы, возможность была упущена навсегда...
Перед тем, как сесть за фильм, я прочитала биографию Оскара Уайльда в нескольких вариациях - у меня абсолютно научный, въедливый подход к информации. И могу с уверенностью сказать, что реальные факты биографии писателя были искажены. Поэтому смотреть его, чтобы узнать что-то о жизни Уайльда, бессмысленно.
Вопреки общепринятому мнению о том, что Джуд Лоу в роли Бози переигрывает, я считаю, что Лоу сыграл куда лучше Фрая. Лоу гетеросексуален, а это всегда развязывало актёрам руки и давало им право играть "в геев" на полную катушку.
В общем и целом, фильму не достаёт драматизма и глубины. Сюжет затянутый и неинтересный - даже секса нет Сама по себе постановка довольно дешёвая. Весь бюджет, по-видимому, ушёл на гонорары звёздам. Где выдающиеся, шокировавшие современников костюмы Уайльда? Где ужасы английской каторги? Уверена, японские зрители, ради которых в производстве была задействована "Pony Canyon", были в восторге, но это детсадовский уровень.
Оскар Уайльд - одиозная фигура, достойная много большего, чем салонный исторический шарж.
Фрая жалко.