Компания Titus выпустила много запоминающихся красочных игр для детей. Как-то среди "муравьев" (программ, занимающих менее одного мегабайта), добытых из компьютеров на работе у родителей, мне попались достаточно занятные гонки Lamborghini American Challenge. С виду простая вещь, в которой надо управлять нарисованным на экране автомобилем Lamborghini Diablo, нажимая всего несколько кнопок. Есть еще возможность играть вдвоем на одном компьютере. Но вот победить и доехать до финиша оказалось довольно сложно.
Помимо машины в игре есть определенная экономическая стратегия. На карте США обозначены места проведения гонок, право на участие в которых нужно еще купить. К примеру, вы платите за заезд 3000 долларов и, приехав первым, выигрываете 7500. Если первым достиг финиша оппонент, то игрок теряет деньги. Второе и третье места возвращают только часть уплаченных средств, а за четвертое и последующие призов нет. Так и разориться недолго. При банкротстве игра заканчивается объявлением о продаже Lamborghini, и приходится начинать весь процесс заново. Цифрой в нижнем правом углу карты обозначается дивизион от четвертого начального до первого высшего. Сохранение прогресса только автоматическое через каждые несколько заездов. На всякий случай я постоянно делала копии файла сохранения.
Движущиеся машины и объекты хоть и спрайтовые, зато прорисованы с большой любовью. Когда я в первый раз открыла игру, на меня произвели особое впечатление местные пейзажи. Радостное настроение создают красивый закат над лесом, проносящиеся мимо деревья, светящиеся фонари автомобилей.
В зависимости от выбора места проведения гонки, на дороге может быть день, ночь, летняя безоблачная погода, дождь или же зима и суровый гололед. Физика работает как положено: на скользкой дороге машину сильно заносит.
Точка финиша отмечена своеобразной белой рамкой.
Турнирная таблица показывает позицию игрока по результатам выигранных гонок в общем списке и классы всех транспортных средств. Чем выше класс, тем выше их мощность и скорость. Чтобы не отставать от оппонентов, нужно постоянно зарабатывать средства на покупку улучшений для своего Lamborghini и желательно даже превосходить на один пункт. Интересно что каждый гонщик имеет уникальное лицо, изображенное в стиле комиксов. По-моему, прототипы взяты из кино.
Мы можем выбрать себе игрока только из трех персонажей, а остальные несколько десятков человек противостоят нам. Кроме того, в гонках участвует местная шпана, чьи машины не обозначаются указателями "rival" и у них нет портретов, но они наравне с остальными способны победить в заезде, и тогда на финишном пьедестале появится табличка, где написано "local".
Магазин запчастей позволяет оснащать авто всем необходимым. Набор деталей обновляется по мере их приобретения. Радар-детектор, гоночная и шипованная резина, автоматические и механические коробки передач, доработка имеющихся или установка новых двигателей, заряд форсажа и, наконец, главный хит сезона: серебристый Lamborghini кабриолет взамен привычного купе.
Ставки между участниками существенно увеличивают сумму выигрыша. Пренебрегать ими не следует. Я сперва не рисковала скудным бюджетом и потому не делала ставок, ограничиваясь только призовыми деньгами за первое место. Через несколько легких заездов меня застало врасплох отсутствие денег на улучшения для автомобиля при том, что технический уровень оппонентов и оставшиеся сложные трассы больше не оставляли мне шансов на победу.
Гонки устраиваются на дорогах общего пользования, поэтому кроме двадцатки нелегальных спортсменов там будут обычные машины, едущие по правилам и никуда не спешащие, а также полицейские погони.
Оппонентов легко отличить по приземистым угловатым кузовам более светлого окраса, нежели автомобили простых граждан. Естественно, они едут намного быстрее основного потока. Противники всячески подрезают игрока и пытаются вытеснить с трассы.
Полицейские машины сделаны на базе той же модели, что гражданские, но снабжены маячками на крыше и развивают максимальную скорость наравне с участниками гонок.
Когда перехватчиков двое, уйти от них намного труднее. Они преграждают путь, берут в клещи, таранят игрока. Визуально модели машин не деформируются при ударах. Уровень повреждений высвечивается на экране линейкой "damage". Если машина сильно побита, от нее идет дым, она едет медленно, а на стопроцентной отметке шкалы выбывает из игры. Ремонт каждого пункта повреждений платный, поэтому я избегаю столкновений с транспортом и предметами. Только когда решается исход гонки, наношу точечные удары по оппонентам из первой тройки.
На трассах обычно нет посторонних предметов, в отличие от "сеговского" Road Rash. Бывают дорожные блоки и барьеры, предупреждающие о конце полосы и дальнейшем сужении полотна.
Наибольшее количество препятствий расположено на обочинах: деревья, кактусы, столбы, камни и т.д. При выезде на обочину или столкновении машина теряет скорость. Даже гоночному Lamborghini трудно вписаться в резкий поворот. Движок игры не позволяет уехать за пределы видимости дорожного полотна, а срезать повороты удается только слегка.
Есть трассы с опасными участками, наподобие горных серпантинов, где края дороги буквально уставлены мелкими столбиками, превращающими каждый вираж в мучение.
И еще встречаются тоннели, внутри которых темно и по которым трудно маневрировать.
Счетчик метров до финиша радует только тогда, когда мой игрок едет первым. В противном случае заставляет нервничать, что гонка проиграна, и ничего нельзя сделать. Очень редко ситуацию удается изменить в последний момент.
На старте автомобиль игрока находится в середине колонны, потом нужно догонять едущих впереди оппонентов.
Каждая ошибка водителя Lamborghini приводит к замедлению. Бывало даже, меня оттесняли с 8 на 15 место. Например, ночью трудно проезжать повороты на скорости, так как край дороги сливается с обочиной.
Изображение на экране достаточно четкое для разрешения 320x200 при 256 цветах, поддерживаемого стандартными VGA-адаптерами. Картинку освежают градиентные переходы между цветами и качественный графический дизайн спрайтовых объектов. Пейзаж на фоне неба сделан движущимся, что тоже оживляет окружающий мир. Чувствуется талант создателей игры.
Моими любимыми картами в одно время были города. Я когда-то нарисовала подобную картину со зданиями в графическом редакторе и распечатала в формате A2 на стену комнаты.
Размер папки с игрой составляет всего 800 килобайт. Десяток скриншотов и то весит больше, чем сама программа. Lamborghini American Challenge без проблем запускается через DOSBox, а раньше она напрягала меня, требуя освободить 590 килобайт основной оперативной памяти для системы DOS. Я искала, какую строчку выкинуть из config.sys и autoexec.bat: поддержка русской раскладки клавиатуры на моем компьютере сокращала доступный объем до 572 килобайт, поэтому приходилось ее временно отключать. Расширенная память EMS или XMS этой игре не нужна.
Я с удовольствием потратила несколько часов, чтобы окунуться в атмосферу гонок на Lamborghini, увидеть пустыню Мохаве, прокатиться по Нью-Йорку и Бостону. Эта машина остается в числе моих любимых.