Приветствую!О Лукино Висконти я узнала года три назад,посмотрев "Рокко и его братья".Ознакомившись на википедии с остальными его творениями, я добавила их к себе в список того, что нужно посмотреть для общего ликбеза.
"Гибель богов" посмотрела ещё весной 2015-го, но не было времени оставить отзыв. Это первый фильм из его трилогии о нравственном и моральном разложении людей.За ним следуют "Смерть в Венеции" и "Людвиг". Четвёртый фильм - "Невинный" - должен был стать продолжением этим трёх, но Висконти умер.
Будучи ярым коммунистом, Висконти отразил в своём фильме своё, политически заангажированное, видение на национал-социализм. Сюжетные линии взяты из Шекспира и реальности - прототипом вымышленной семьи фон Эссенбек являлись немецкие сталелитейные промышленники Круппы(но у них немного иначе всё, гуглите сами).Сплетя свои коммунистические взгляды, историю и реальность, Висконти явил миру фильм о семействе, которое гниёт и смердит, при этом отравляя всё вокруг своими пороками.
В семье три поколения. Старший - патер Иоахим фон Эссенбек - владелец сталелитейного завода. Его любимый и единственный сын погиб на фронтах Первой мировой. После него следует вдова сына - Софи, красивая и властная женщина. Её любовник, Фридрих Брукман - мелкая сошка на заводе. Племянники Иоахима - Константин фон Эссенбек, штурмовик СА, и Герберт Тальман - демократ, ярый противник Гитлера, Рёма и всего,что связано с фашизмом. Есть ещё Ашенбах - дальний родственник Иоахима, человек с очень умными и всё подмечающими глазами, любит Вагнера и Ницше. Самое юное поколение представляют Мартин (сын Софи), Гюнтер(сын Константина) и дочки Тальмана(которые особой роли в сюжете не играют). Мартин - юноша, испорченный до мозга костей, у которого полно комплексов и пороков. Гюнтер - он наоборот, славный и добрый музыкант, демократ, ненавидящий увлечения своего отца Гитлером и фашизмом.
Такая вот семейка. Всё, что происходит в ней - имеет оправдание в устах национал-социалистической идеологии. И даже Гюнтер, этот чистый юноша, который заслуживал спасения, не спасётся - он заразится всеобщей ненавистью.
Каноничная сцена, в которой Мартин изображает Лолу-Лолу в исполнении Марлен Дитрих из "Голубого ангела" стала афишей этого фильма. Знаковый эпизод - облачённый в женщину, Мартин запускает механизм разрушения. А до кучи - снимали эпизод очень долго, ибо Хельмут Бергер не мог понять Висконти.Но, в итоге Лола-Лола получилась на славу.
Говоря про актёрский состав - Висконти любил своих актёров и часто приглашал их в другие свои фильмы. Хельмут Бергер был любовником Лукино,поэтому он удостоился двух главных ролей в его лентах.Дирк Богарт и Хельмут Грим также были задействованы в других фильмах Висконти.
Картинка яркая,всё чётко и красиво. Музыкально сопровождение полностью передаёт внутренние переживания героев, жизненные ситуации.
Моё имхо - фильм абсолютно не страшный и не жестокий.Он был таким в 1969 году, когда люди ещё не были приучены к горам трупов в фильмах со всеми вытекающими из этих трупов подробностями.Да, там моральные уродства семейки, да показана эпоха, как перемалывающая судьбы людей машина. Но не более того. Смотреть можно всем. Да только не каждый захочет в силу своих пристрастий и жизненных утверждений.
Мне посчастливилось разжиться книгой "Висконти о Висконти", и вот что сам писал режиссёр о своём "детище":
Собственно,сама книга и фотографии (кадры из фильма):
Для более полного погружения в атмосферу можете также посмотреть "Сало или 120 дней Содома", "Германия. Год нулевой", "Ночной портье", "Двадцатый век".