В последнее время на Западе наблюдается такое явление, как сторителлинг, при котором в классические истории вплетается толерантность, а положительные и отрицательные герои меняются местами. Злые же персонажи объявляются жертвами обстоятельств и чужой злой воли – обычно персонажей якобы добрых. (В России, кстати, на эту тему есть шансон, так что нам гордиться нечем).
Мюзикл «Злая» с одной стороны вписывается в этот канон.
Есть там каноничная Злая Ведьма Запада Эльфаба: зелёная, в чёрной одежде и на метле – которую на самом деле к «злодейству» подтолкнули.
Есть каноничная Добрая Волшебница Глинда (вообще-то ГАлинда, со сменой имени тут своя интересная история) – барбиобразная красавица с волшебной палочкой и в розовой карете, которая не совсем добрая.
Есть директриса университета магии мадам Моррибль, которая изначально выступает на стороне Эльфабы. Строгая, но добрая и справедливая. Но только внешне. В дальнейшем она раскроется с неприглядной стороны.
Есть Волшебник ОЗ. Который мошенник. Он и в каноничной истории мошенник, но тут ещё и тиран.
Есть Прекрасный Принц. Внешне, казалось бы, прекрасный и легкомысленный – на этом всё. Но потом раскрывшийся с неожиданной стороны.
Есть куча персонажей, добавленных толерантности ради.
Сестра Эльфабы Нессароза – калека.
Жевун Бок – робкий, часто не умеющий себя подать и рыжий.
Девушка с лишним весом.
Юноша с гомосексуальными наклонностями.
По идее, любой из них мог оказаться объектом травли. Но травят почему-то Эльфабу – за цвет кожи.
Есть дискриминируемые меньшинства – говорящие животные.
Хотя как дискриминируемые? В начале мюзикла животным доверяют роли акушерок и нянек. Неужели всего за одно поколение отношение к ним переменилось так?
А с другой стороны:
ГАлинда если не безусловно добра, то и не зла. Да, изначально недолюбливает Эльфабу и настраивает против неё однокурсников. Но дальше определённых границ не идёт. Более того: исправляет ситуацию, когда дело зашло слишком далеко. Потому что не может обречь поверившего ей человека на стыд и позор. Не глупа, несмотря на имидж натуральной блондинки. И если не может получить желаемое прямо, идёт обходными путями. Никогда не порвёт с условностями. Но в то же время поможет.
А Эльфаба так и осталась наивной девочкой. Которая не смогла смириться с несправедливостью. И не захотела участвовать в грязной комедии.
Не помоги ей тогда ГАлинда, её бы тупо затравили. И никакие волшебные силы не помогли бы: от прямого нападения они защитили бы, но от такого позора - нет. Если ГАлинда над своим образом тщательно работала, то образ Эльфабы создавался случайно.
А потом его просто обыграли, чтобы свести с Эльфабой счёты. Отныне в общественном сознании она Злая Ведьма. Потому что никому не охота копаться глубоко в чужой душе. Все смотрят в первую очередь на внешний вид и репутацию. Впрочем, в финале Эльфаба уже не изгой, а борец. И это значит, что история с ней не закончена.